Читайте нас в Telegram
23:50, 16.08.2010

«Uno, uno, uno, un momento…»

К годовщине смерти Семена Фарады.

20 августа 2009-го не стало Семена Фарады...

НОВОСТЬ

Гений эпизода – именно таким был Семен Львович Фарада. Он даже шутил, что подумывает сменить фамилию на Эпи-заде, но не решается: один раз поменял фамилию – и хватит.

Родился-то он под фамилией Фердман – в селе Никольском под Москвой (сейчас бы сказали: у метро «Речной вокзал»), в еврейской семье: мама – работница аптеки, папа – офицер, адъютант главного маршала артиллерии СССР. Отец умер рано, вся тяжесть по воспитанию детей (у Сени была старшая сестра Евгения) легла на маму. Она уже в школьные годы сына охладила его порыв пойти в артисты: профессия у Семочки Фердмана должна быть настоящая! Тот, хоть и был шалопаем – и звездой школьной самодеятельности, – согласился: точные науки давались Семену на отлично. Поэтому после школы он пошел в Бауманский институт (не зная, что по негласному циркуляру евреев туда не брали) – и поступил в него! Он был единственным евреем на курсе.
Вернее, Сеню «поступила» мама.

Здесь самое время сказать: у Фарады всю жизнь какие-нибудь яркие эпизоды!

Из воспоминаний Фарады:
– За вступительное сочинение «Сталин – это мир во всем мире» мне поставили двойку (Хорошо, что не посадили!Ред.). А я по русскому и литературе никогда ниже «четверки» не получал! Чтобы не расстраивать маму, сказал, что написал на «тройку»… и мама пошла в институт: покажите сочинение! Двое суток добивалась! И, получив, лишилась дара речи: педагог, проверявший сочинение, своей рукой внес в него 15 ошибок, а потом исправил красной ручкой! В итоге мамочка настояла, чтобы педагога вызвали «на ковер», а мне позволили переписать сочинение – прямо перед 1 сентября. Так я стал студентом. А после даже получал повышенную стипендию.

Но недолго.

Завкафедрой оказался махровым антисемитом, искал повода отчислить студента Фердмана – и нашел. Студент попутно с учебой поступил ударником в джаз-ансамбль курса, стал вести концерты и фестивали, был признан одним из лучших конферансье московских вузов. Учился без троек, исключение – начертательная геометрия: чертил как курица лапой. Один из доцентов кафедры, как на грех, высоко ценивший артистический талант Семена, решил ему помочь, сделал за него пару чертежей. Но… настолько здорово, что завкафедрой раскусил подлог.

Фарада: Вызвал к себе: «Эти работы сделали не вы. Если не скажете кто – вылетите из института!» Предать я не мог, был отчислен со второго курса – и загремел на Балтфлот на четыре года!

На Балтике он дослужился до старшины первой статьи и… стал артистом. Возглавил эстрадную группу флота (состоявшую из него одного), выступал в драмтеатре при Доме офицеров в Балтийске – в крошечной роли матроса-анархиста. Для этой роли ему, единственному из моряков, комендант города дал письменное разрешение на длинные волосы.

С Балтики «актер в тельняшке» вернулся с рекомендательным письмом от самого замкофлота самому  Аркадию Райкину.

– С текстом: «Рекомендуем обратить внимание на Фердмана С.Л. и принять его в свою труппу». Много позже, когда я показал его Райкину, – Аркадий Исаакович хохотал до слез.

Но тогда мама не пустила Сеню к Райкину: по ее воле он таки окончил МВТУ и до 1969 года работал инженером-механиком по котлам в Минэнерго СССР. А на досуге играл в «Нашем доме», легендарном театре-студии при МГУ: вместе с Филиппенко, Хазановым, Розовским… Дослужился до директора студии: и руководил, и в ролях выходил.

– Думал, что у меня драматический талант. И однажды решил прочитать со сцены «Стихи о советском паспорте» Маяковского. А Марк Розовский говорит: «Сеня, все будут смеяться – спорим на ящик коньяка?» Поспорили, вышел на сцену, начал читать – в зале недоумение. Потом тишина. А на третьем четверостишии публика зарыдала от хохота. Делать нечего – ушел за кулисы, отдал деньги Марку...

Увы, в начале 70-х власти закрыли «Наш дом» (вместе с дерзкими постановками) – под предлогом, что актеры доросли до мастеров сцены и нужда в студии отпала. А поскольку предлог надо было оправдать, Фердмана (без диплома артиста) пригласили в Москонцерт. Там он с ходу получил другой диплом – лауреата конкурса артистов эстрады. И вызов на съемки детской передачи «АБВГДейка», на роль грустного клоуна Сени.

Клоунствовал недолго. Председатель Гостелерадио Лапин увидел Фараду в профиль (семитский),  распорядился из программы убрать. Но не было счастья – несчастье помогло: в 1972-м Юрий Любимов позвал Семена в свой Театр на Таганке – актером на роли второго плана и в эпизоды.

У Любимова актер отметился в спектаклях «Мастер и Маргарита» (управдом Босой, буфетчик Соков, конферансье Бенгальский), «Пять рассказов Бабеля» (ученик Загурского)…

–…Сплошь во вторых ролях! Это печать какая-то была. Смейтесь – нет: в «Гамлете» я играл второго могильщика, а в «Добром человеке из Сезуана» моего персонажа знаете, как звали? Второй Бог!

Впрочем, Бог оказался милостив к актеру Фердману: за годы работы на Таганке Семен Львович нашел любовь – и новую фамилию. Сначала о фамилии.

– В 1977 году уехал на «Таджикфильм» – сниматься в ленте «Вперед, гвардейцы!» в роли пионервожатого. Снялся – и тут меня вызывает директор киностудии: «Слюшай, с такой фамилией нельзя! Ты что! «Таджикфильм», а еврей в главной роли!». Я почему-то заорал: «Ну так придумайте сами какую-нибудь шараду!» В ответ он забормотал: «Шарада – Фарада… Ты иди, я придумаю». И когда фильм вышел на экраны, в титрах стояло: «С. Фарада». Потом я стал получать приглашения на съемки на две фамилии – как Фердман и как Фарада. И, чтобы не было путаницы, поменял документы на фамилию Фарада.

Что же до любви, то с ней – Мариной Полицеймако, актрисой Таганки – он познакомился, будучи… «бабой с усами»! Играл в спектакле «Бенефис» (1973, по пьесам Островского) сваху в платочке и при усах (Фарада никогда не брил усы – за исключением 4 лет на флоте), этим и привлек внимание будущей супруги.

Когда они встретились, Марина была замужем, воспитывала сына, Семен – женат вторым браком, детей не имел. Оба без скандалов развелись, у них родился Миша (известный актер Михаил Полицеймако), сыграли свадьбу, в новом браке прожили душа в душу.

А новоиспеченный муж довольно скоро получил всесоюзную славу – опять же по крошечной роли! В 1979-м Фарада сыграл тромбониста в «Гараже» Эльдара Рязанова, сказал там фразу: «Мы все боремся за место под солнцем… в виде гаража!» - стал всенародно узнаваем.

И пошло-поехало! 1979 год, телефильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», Фарада в роли главнокомандующего, время в кадре – всего ничего, зато крылатая фраза: «Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить» – и сумасшедший успех!

Год 1982, «Чародеи» Константина Бромберга, роль – Гость с юга, текст в сценарии – четыре фразы.

– Остальное я придумал сам. Например, появление следов, когда мой герой потерялся в лабиринтах коридора (эпизод снимали в Останкино.Ред.). Фразу: «Боже, как я похудел» – когда ощупывал себя, отыскивая бумажку для подписи Шемаханской – выдал прямо в кадре. А другую, ставшую крылатой: «Ну кто так строит?!» – предложил после того, как реально заблудился в телецентре, не мог найти съемочную группу.

Наконец – год 1984-й, «Формула любви» Марка Захарова, у Фарады – роль Маргадона, что ни реплика – перл: «Хочешь большой, но чистой любви? Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал», «Вчера в трактире украл серебряную ложку – никто даже не заметил: посчитали, что её вообще не было. «Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском». И – как бриллиант на вершину короны – песня Геннадия Гладкова «Уно моменто», дуэт с Жакобом-Абдуловым.

При этом – опять не как у людей: сколь ни репетировал Гладков с Фарадой, вокалиста из того не вышло. Пришлось Гладкову при озвучке встать рядом с Абдуловым и спеть за Фараду. Зритель этого не заметил. Зато близкие к Фараде люди приметили: Маргадон – вылитый Фарада в жизни: искрометен, лишь когда его что-то задевает, в остальное время – тих, ленив, спокоен, даже скучен.

…Удивительное дело: когда Фараду разбил обширный инсульт (в июне 2000 года, вскоре после смерти Григория Горина, чьи тексты сделали Фараду знаменитым… не мистика ли? Смерть Горина как событие первого плана – и за ней инсульт Фарады!), так вот: когда Фарада потерял здоровье, он приобрел дикое жизнелюбие! Ходил, опираясь на палочку – при этом старался вести себя как здоровый! Это было душераздирающе: он никому не отказывал в интервью, при разговоре мучительно и судорожно подбирал слова, пока не убеждался, что его поняли верно. Прожженные журналисты после интервью с ним плакали, удивляясь слезам – будто с великомучеником говорили…

Беда не приходит одна. Через полтора года после инсульта Фарада сломал шейку бедра: его овчарка Рик случайно выбила из руки хозяина трость, когда тот шел по квартире. Итог – три операции (в ногу вставляли имплантанты) и… второй инсульт. Актер сменил 13 больниц, его вовсю поддерживали жена, сын и друзья: Владимир Ресин (первый зампред мэра Москвы, некогда сосед Семочки Фердмана по коммуналке на Сельскохозяйственной улице), Геннадий Хазанов, Юлий Ким, Юлий Гусман, Ефим Шифрин, Дмитрий Харатьян. Но… в июле 2009-го Фарада слег с воспалением легких. Вечером 20 августа не выдержало сердце. 

 

…13 раз возвращаясь домой из больницы, он поднимал трубку телефона – звонившие спрашивали, как себя чувствует. Он отвечал: «Чувствую, что хочу играть!» Это желание не исчезало до самой смерти, и Фарада играл – человека, не смирившегося с недугом, с запретом врачей даже мечтать о возвращении на сцену и в кадр. 9 лет гениально играл эту самую большую в жизни роль.

Только вот зритель её не увидел.


 

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Семён Фарада

Советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Рождение ребенка изменило характер звезды.
ОБЗОР
На горном курорте «Роза Хутор» завершил свою работу смотр контента онлайн-кинотеатров.
НОВОСТЬ
Предприниматель готов на все ради любимой женщины.
ОБЗОР
Как максимально продуктивно провести третью трудовую пятидневку сентября каждому представителю гороскопа.
Не стало вдовы Семена Фарады
Умер композитор мультфильмов «Бременские музыканты» и «Малыш и Карлсон» Геннадий Гладков
Что смотреть по телевизору в выходные 21 и 22 мая
Евгений Петросян похвастался, что был знаком с Юрием Гагариным

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через