Читайте нас в Telegram
00:00, 19.04.2010

"Утомленные солнцем-2": Кремль позади, впереди – прокат

В Москве состоялась долгожданная премьера фильма Никиты Михалкова. Почему стоит смотреть это кино — мнение Вокруг ТВ.

Премьера долгожданного фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние» (о том. как снималось кино, читайте здесь) собрала в Кремлевском дворце  весь бомонд – кинематографический, политический, дипломатический.

НОВОСТЬ
Экс-участник «Дома-2» стал отцом в прошлом месяце.

Гости съезжались на бал

Высокопоставленные граждане других стран  на самолетах прибыли специально на премьеру и в тот же день отбывали назад – под угрозой попасть в вулканическое облако.

Владимир Жириновский расхаживал в  защитном кителе и галифе и приговаривал: «Кинематограф в моем лице  теряет великого актера»…

Валерий Золотухин, сыгравший в фильме малюсенькую роль, пришел не с  гражданской женой Ириной Линдт, а с официальной, чем вызвал ажиотаж папарацци. 

Актер Андрей Мерзликин продемонстрировал беременную супругу.

А Надя Михалкова — главная героиня « Утомленных» — свежеиспеченного мужа  Резо Гигинеишвили.

Клан Михалковых  был представлен разными поколениями.  Старшая дочь Никиты Сергеевича Анна, которая предстанет перед зрителями в «Утомленных солнцем-2: Цитадель» (премьера – осенью), привела на просмотр сына  — и правильно! — пускай  приобщается к теме войны.


Артем Михалков весь светился от счастья и говорил о том, что 4 года съемок этого фильма стали для его отца его личной «войной».
Исполнитель одной из главных ролей Олег Меньшиков признавался, что этот фильм будет понятен абсолютно всем. На премьеру самый «закрытый» актер явился с женой, облаченной в длинное вечернее платье со смелым декольте.
Новое творение Михалкова вывело в свет даже  Георгия Данелия, который давно не посещает светские мероприятия.
Сам Никита Сергеевич, поднявшись на сцену, признался в любви и благодарности ветеранам, после чего на экране появился первый титр; «Посвящаю этот фильм своему отцу — фронтовику Сергею Михалкову»...

Очередь

Чтобы пройти в Кремлевский дворец, необходимо было отстоять внушительную очередь, затем предъявить билет, сделанный в виде трогательного фронтового треугольника, затем – досмотр охраны и… В самом дворце вас встречали солдатики в форме времен Великой Отечественной и барышни, наряженные в стиле 40-х: носочки, шали, шляпки… Один из этажей фойе был стилизован под парк – с клумбами, скамейками и военным оркестром, который играл «Рио-Риту». Солдатики с барышнями выкидывали такие коленца, что многие из гостей премьеры  не выдерживал и тоже пускались в пляс.

Пятитысячный зал Кремля был забит почти до отказу. Специально для этой премьеры  Дворец обзавелся новым 20-метровым экраном. Фильм длился 3 часа, и выходили из зала  во время просмотра считаные единицы.  Впрочем, о самой картине  — подробнее.

В ожидании премьеры

Первому показу «Утомленных» предшествовало  много неприятного: в Интернете вышли  издевательские фотожабы, где герой Михалкова Котов подавался неким упырем. Далее  оппозиционная группа  кинематографистов  (Сокуров, Германы,  Рязанов и др.) заявила  о своем выходе из возглавляемого Михалковым Союза кинематографистов.  В блогах звучали прогнозы с провалом «Утомленных»  и  иронические  интерпретации на тему прокатного слогана, придуманного компанией ЦПШ: «Великое кино о великой войне» …

Даже в очереди на проход в Кремлевский дворец звучало всякое:  от  «Наверное, это будет жуткий пафос» — до «Михалков опять выбрал себе самую выигрышную роль и переиграет вполноги всех» .
Что оказалось на деле?

Бабочка, снежинка и горы трупов

Смотреть этот фильм – это труд, картина требует громадной эмоциональной отдачи. Невозможно равнодушно взирать на то, как показаны первые дни войны. Когда кто-то считает: «Да что там война — наши уже наверняка в Берлине», кто-то (истеричная героиня Марии Шукшиной) перевозит на пароходе с  партийным архивом  свое «мещанское счастье» – люстру венецианского стекла, пианино – и страшно боится все это не повредить… А тут  бомбардировки. Хаос, гарь, паника и трупы, трупы, трупы… Люди растеряны, они не знают, куда бежать, как себя вести.

Даже кремлевские курсанты – красавцы – все как на подбор ростом в 183, всему обученные, умеющие красиво чеканить шаг – попав в первый бой, забывают вызубренное и натренированное – и  гибнут. 240 красивых когда-то тел развороченным мясом растекается по полю битвы…  Над ресницами одного из бойцов красиво парит снежинка, ресницы подрагивают, глаза моргают – а у мальчика нет половины туловища…

Есть в фильме несколько пронзительнейших метафор. Так, перед боем штрафники и кремлевские курсанты  начинают молиться — каждый своему Богу. Кто-то молится Аллаху. Кто-то Христу, а кто-то молится на портрет своей семьи или  на ключи  от первой в своей жизни квартиры. Каждый верит в то, что для него по-настоящему свято. И ужас охватывает, когда ты видишь эту намоленную связку ключей, этот символ возвращения домой, — окровавленной под гусеницей безжалостного  танка.
А   сцена с часами? Когда после боя на поле - груда оторванных рук, а на них – живое тиканье часов. Это тиканье нарастает и превращается в какофонию…
А эпизод  с дырявыми ложками, которые  выбрасывают на русских с воздуха немцы – и страшный вой Котова,  которому унижение страшнее смерти, который как бывший комдив понимает - и все-таки мучается: ну почему мы так плохо вооружены, почему настолько не готовы к войне?!
А бабочка, которая появляется в эпизодах с героем Меньшикова?  Яркая, веселая, пестрая – она  сама жизнь, это особенно ясно понимаешь, когда видишь абсолютно мертвые глаза героя. И понятно: он ее обязательно прихлопнет…
Ну а  апофеозом  череды метафор становится  финальная сцена, когда медсестра Надя Котова (актриса Надежда Михалкова) пытается спасти раненого солдата.

Он юн, его лицо и руки обожжены, в спине и ноге страшные ранения, и он уже знает, что это конец. Поэтому просит: «Покажи сиськи. Мне 19, я никогда не видел голую женщину, я умираю — покажи…»

И нет ничего страшнее, контрастнее,  чем вид черного  от гари поля, усеянного трупами,  и обнаженной женщины…

Даже на крохотные, эпизодические роли в фильм были приглашены звезды. За каких-то пару минут Александр Адабашьян успевает создать образ напуганного и вместе с тем отчаянно влюбленного партфункционера, Сергей Гармаш — светлого, мужественного человека, вернувшего Наде надежду. Чего уж говорить о более длинной сцене, которую мастерски играет  в образе начальника  штрафбата  Евгений Миронов.

Сколько юмора, усталости  и отваги в этом обычном старшем лейтенанте…
Говорят, под каждого актера специально прописывались все – даже самые крохотные роли.  Получилось живо и достоверно. Если в войне погибло 27 миллионов людей, то глядя на эпизодики с  бухгалтером (Алексеем Петренко), который во время немецкой атаки спасает разлетающиеся подведомственные ему деньги,  или  смекалистым штрафником, который перед  боем  крепит  себе на лямках на спину дверь (Артур Смольянинов**),  — начинаешь понимать, осознавать: это не просто цифра — 27 миллионов. Это  27 миллионов таких вот людей – у которых были свои «прибабахи», свои мечты, желания – и которые погибли, не успев  ничего…

Плюсы и минусы

Возможно, кому-то фильм покажется затянутым. Возможно,  излишне натуралистичным.  Возможно, кого-то раздразнят  пальцы михалковского героя, сделанные из металла (видимо, взамен покалеченных на допросах) – очень уж навевает ассоциации с голливудскими блокбастерами, всеми этими терминаторами-фредди крюгерами и руками-ножницами…

Возможно, кто-то узреет в фильме исторические нестыковки – ну не мог, наверняка, сам товарищ Сталин вызывать к себе какого-то вшивого майора НКВД (герой Меньшикова), интересоваться у него судьбой Котова и при этом заставлять играть на рояле. Как Штирлиц когда-то заставлял Кэт.

Возможно, кого-то разочарует просевшая линия рокового любовного треугольника между Котовым, Марусей и Митей (кстати, заменившая Ингеборгу Дапкунайте Виктория Толстоганова  в фильме даже внешне похожа на свою предшественницу – очевидно, спасибо она должна за это сказать гримерам).
 

Но все это мелочи. А вот  главный посыл  фильма – что война это промысел Божий – сбивает с ног, бьет под дых и  заставляет обратиться к своей скромной обывательской жизни. Почему одни выживают – а другие умирают? Почему  одним все время везет и они как будто проскальзывают между пулями, а другие  погибают в первой же атаке? По фильму – уцелевших оставляет Господь  — чтобы они смогли выполнить свое предназначение.  Не выполнил – воздастся. Именно поэтому  судно с партархивом, не спасшее  тонущую Надю, потом взрывается на мине. Именно поэтому жители деревеньки, не впустившие к себе Надю, будут сожжены немцами. Потому что самый главный грех на свете, как писал Булгаков, – это трусость. А самый верный  путь изменить свою судьбу – это преодолеть собственную трусость.
Слово" Судьба"  некоторые верующие расшифровывают как Суд Божий. Новый фильм Никиты Михалкова – яркая иллюстрация этой мысли.

Каждый, кто будет смотреть это кино, — будет воспринимать его из собственного отношения к Михалкову. Кто ненавидит Никиту Сергеевича — будет ругать и фильм, кто любит — станет хвалить. Одно бесспорно: этот фильм — огромный труд, который виден в каждом кадре — в хорошо сделанных декорациях: по-настоящему, без компьютерных прикрас, в актерской игре и в том философском посыле, который, скорее всего, многие и не услышат.  
Илона Егиазарова
Фото Юрия Самолыго  

 

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
НОВОСТЬ
Цой жил, Цой жив, Цой будет жить! 23:40, 12.08.2010
Кем бы Высоцкий был сегодня? 16:50, 17.07.2010

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через