Вампирская любовь на Каннском фестивале
В конкурсе показали фильм «Выживут только любовники» о современных кровопийцах.
В конкурсе показали фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники». Эта картина пронзит сердца юных дев, выросших на «Сумеречной саге». При этом «Выживут только любовники» не слезливая мелодрама, а довольно любопытный артхаус.
Живут себе в XXI веке современные вампиры Адам (Том Хиддлстон) и Ева (в фильме Ива — Тильда Суинтон). Они любят друг друга уже много веков. Но сейчас решили на время разъехаться. Ива осела в Танжере, где носит национальные наряды, спит в кровати с балдахином и читает книги. Адам (первоначально его роль должен был сыграть Майкл Фассбендер) живет в пустынном Детройте, он талантливый андеграундный музыкант, коллекционирующий винилы и гитары. Разлука долго длиться не может, и вот уже Ива садится в самолет и летит к любимому. Когда-то давно они договорились, что не будут убивать людей, а будут брать для пропитания донорскую кровь в больницах. Пока им удается это делать. Нежные, ранимые, интеллектуальные вампиры выглядят на экране симпатичнее людей. Тильда Суинтон, которую в жизни часто путают с мужчинами, в этом фильме даже красива!
А как они танцуют, как умеют слушать музыку! (В фильме потрясающие музыкальные номера.) В ходе разговоров Адамы и Ивы выясняется пикантная подробность: оказывается, лорд Байрон, Бетховен, Джимми Хендрикс тоже были вампирами (хохот в зале, а зря: в отношении Байрона я лично никогда не сомневалась).
Нежданно-негаданно в гости к влюбленным приезжает сестра Ивы. Отвязная деваха (Миа Васиковска), для которой не существуют принципы, а только лишь ее хотения, нарушает спокойный уклад в доме.
Троица идет в ночной клуб послушать музыку, там Ива знакомится с приятелем Адама (Антон Ельчин), с которым начинает заигрывать. Приведя его в дом к Адаму, девица ночью убивает его и напивается крови. Сестрицу выгоняют вон. Но теперь Адаму и Иве придется бежать, ведь за убийство придется отвечать. От трупа парочка избавляется, растворив его в кислоте, а дальше они едут в Танжер, где, по словам Ивы, их всегда будет ждать порция свежей крови и удивительные музыкальные инструменты. Однако канал, благодаря которому Ива получала кровь, иссяк, и теперь влюбленные поставлены перед выбором: либо умереть, либо нарушить клятву и начать охоту на людей…
Видеть Тильду Суинтон с вампирскими клыками и окровавленными губами более чем странно. Кажется, вот сейчас она расхохочется в кадре, и вся эта вампирская история обернется шуткой. Ан нет, фильм получился серьезный, с претензией на глубокомыслие. Основная идея сводится к следующему: на что каждый из нас готов пойти ради того, чтобы выжить?
Мадс Миккельсен против власти
В рамках конкурсной программы показали историческую драму режиссера Арно де Пальера «Михаэль Кольхаас» с участием Мадса Миккельсена. Это экранизация новеллы Генриха фон Клейста. В центре сюжета — торговец лошадьми Михаэль Кольхаас. Он живет вполне себе счастливо с женой и дочерью, занимается разведением лошадей. Однажды он пересекает границу, ведя на продажу животных, и сборщики налогов заставляют его оставить в залог коня. Назад Михаэль получает истерзанное животное, на котором пахали, — теперь оно не пригодно ни к чему. Михаэль пытается добиться справедливости, подав на своих обидчиков в суд, однако ему ничего не удается добиться. Более того, жену Михаэля в результате этих жалоб забивают до смерти. И тогда он объявляет войну своим обидчикам, сколачивает из таких же обездоленных людей отряд и идет восстанавливать справедливость. В фильме есть диалог, в котором Михаэль говорит дочери, что делает это не из-за убитой жены, не из-за измученных лошадей, а из принципа. Принципиальный Кольхаас представляет угрозу для власти. Сначала с ним пытаются договориться, потом — уничтожить.
Режиссер фильма говорит:
— Я впервые прочел этот текст в молодости, когда только начинал учиться на режиссера. Новелла ослепила меня, но тогда я до конца не мог оценить ее сложность. Мне тогда казалось, что я еще недостаточно зрел для того, чтобы снять по ней фильм. Но время настало…
Если честно, по мне так время для режиссера совсем не настало. Кино получилось очень скучным и претенциозным. А ведь имея в руках такой материал — о противостоянии личности власти, можно было бы снять действительно эмоциональную историю.
Порадовал лишь Мадс Миккельсен, чей профессионализм от роли к роли растет (напомню, на прошлом Каннском фестивале он получил приз за лучшую мужскую роль за фильм «Охота»). Мадс говорит:
— Для роли я выучил французский, и это было непросто. Фильм всех нас глубоко потряс. Мой герой — радикал, он верит в правосудие и хочет вернуть своих лошадей, но в своем поиске он теряет все.
Марион Котийяр заговорила по-польски
Невероятно затянутым и скучным получился и фильм «Иммигрантка» Джеймса Грея. 20-е годы прошлого века. Две сестры в поисках лучшей доли переезжают из Польши в Америку, однако во время иммиграционного контроля одну из сестер отправляют в госпиталь, поскольку она сильно больна. Вторая (Марион Котийяр) попадает в бордель, которым управляет герой Хоакина Феникса. Чтобы вызволить сестру из госпиталя, героиня готова на все — украсть, предать, отдаться мужчине. Даже за свою любовь (герой Джереми Реннера) она не особенно борется, ведь у нее другая цель.
Джеймс Грей часть фильма снимал в Эллис Айленде.
— Это было сложно, поскольку это не только остров, но и туристический объект с музеем, открытым круглый год, — говорит режиссер. — Пришлось снимать ночью с гигантскими осветителями на подъемных кранах. Если бы я знал заранее, что придется проделать, я бы не решился.
Через Эллис Айленд проходили все потоки иммигрантов с 1920 по 1924 год. У 40 % нынешних американцев есть родственники, прибывшие в Америку через Эллис Айленд. Я положительно отношусь к иммиграции: она обогащает общество, вносит в культуру жизнь, гибкость, динамизм.
Марион Котийяр для этой роли пришлось выучить польский и заговорить на нем без акцента. Для этого актриса погрузилась в польскую культуру. Ранее она также изучила английский и итальянский языки. В фильме хорош Хоакин Феникс. Ему удается создать сложный образ — не положительный, не отрицательный, а правдивый. И тем не менее фильм не оставляет сильных ощущений — от него веет холодом.
Каннский фестиваль подошел к концу. Нам осталось рассказать о фильме Романа Полански «Венера в мехах».
Илона Егиазарова
Канны
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Каннский кинофестиваль
Один из старейших и самых престижных кинофестивалей мира. Традиционно проходит...
Читать