Читайте нас в Telegram
10:40, 03.09.2012
эксклюзив

Венеция-2012: «Мастер» обманул ожидания, а Ольга Куриленко спасла Терренса Малика

На биеннале начали показывать фильмы, ради которых все сюда приехали.

Фестиваль ждал показа картины Пола Томаса Андерсона «Мастер». Широко проанонсированный и разрекламированный фильм  интриговал и будоражил: лента вроде бы посвящалась основателю сайентологии Рону Хаббарду. Однако фильм не оправдал ожиданий.

НОВОСТЬ

Во-первых, на пресс-конференции вся съемочная группа открещивалась от того, что экранизировала биографию Рона Хаббарда. Во-вторых, очень нервничала, когда задавали вопросы про сайентологию. Действительно, в картине ни разу не упоминается это учение, но  известен факт: свой фильм Андерсон предварительно показал Тому Крузу — приверженцу этого учения, а после просмотра режиссер  хвастал: «Нам удалось с Томом остаться друзьями»… Спрашивается, зачем Андерсону понадобилось мнение Круза, если это фильм не о сайентологии?

Главная проблема этого кино как раз и состоит в режиссерской трусости. Нам как бы показывают Хаббарда, включая в фильм эпизоды его реальной биографии, и как бы не совсем Хаббарда. Нам как бы показывают механизмы воздействия на человека, ритуалы и обряды — но не слишком педалируют эту тему…

Сюжет таков: 50-е годы, молодой американский моряк (Хоакин Феникс) списывается на берег и начинает работать фотографом. Характер у него вздорный: парень не в состоянии контролировать эмоции. Случай сводит его с интересной личностью — Додом (Филипп Сеймур Хоффман), который владеет техникой гипноза и прочими психологическими штучками, и у которого есть целая свита почитателей-обожателей. Дод объясняет юноше, что он обязан изжить из себя животное. Так пьяница и хулиган становится преданным учеником Мастера…

Актерская игра, пожалуй, единственный плюс фильма. Впрочем, на пресс-конференции Хоакин Феникс вел себя так странно, что настроил  против себя определенную часть журналистов. Впечатление было такое, будто актер так и не вышел из образа забияки и хулигана.  А может, продюсеры затащили его на пресс-конференцию на аркане. Феникс демонстративно не надел наушники, и это означало, что он не намерен выслушивать вопросы, которые переводились с итальянского. Откинувшись на спинку стула, он картинно закурил, стал пускать смешные кольца дыма в потолок и принялся с интересом их рассматривать. Посреди пресс-конференции Феникс вдруг стал активно елозить, затем встал и покинул помещение. Через некоторое время он вернулся, подтвердив подозрения в том, что отлучался по нужде. И снова стал забавляться с сигаретами. Ни на один вопрос Хоакин Феникс так и не ответил…

В общем, и кино мутное, и поведение актера соответствующее. А между тем, будь режиссер чуть отчаяннее, какой бы фильм мог получиться! Ведь жизнь Рона Хаббарда — это кладезь для кинематографистов. Более мифологизированной биографии, наверное, не существует.

Кем он был на самом деле? Врачом, философом, психологом, ученым-естествоиспытателем или коварным сектантом, зомбирующим людей, выманивающим у своих последователей деньги? (Говорят, что Хаббард гарантировал всем желающим быстрый карьерный рост и брал за свои советы 350 тысяч долларов). Он объездил весь мир, общался с индейцами и тибетцами, по-видимому, набрался каких-то практик от них. Служил в армии, мог пилотировать самолеты. Участвовал во Второй мировой войне, хотя кто-то пишет о том, что он повредил себе ногу, чтобы демобилизоваться… Был двоеженцем. Лечил наркоманов и астматиков. Написал кучу книг — как приключенческо-фантастических, так и научно-популярных — о том, как, например, стать успешным руководителем… В 50-е его возносили чуть ли не как Мессию, в конце 60-х стали преследовать, в начале 80-х реабилитировали… В 1986 году он умер в возрасте 75 лет от целого букета болезней, включая опухоль мозга, опровергнув тем самым собственное учение о том, что лечится все…

А каких последователей оставил: Том Круз, Джон Траволта, Уилл Смит, куча политиков во всем мире… Вот только малая толика того, что можно было исследовать, проанализировать и экранизировать талантливому режиссеру. Вместо этого мы получили старомодное невнятное кино, впрочем, приведшее в восторг западных критиков.

 

Ольга Куриленко в поисках любви

Вторым по ожиданиям значился фильм «К чуду» Терренса Малика. После триумфа режиссера на Каннском фестивале («Древо жизни») все ждали чего-то диаметрально противоположного, революционного, нового. Однако Малик остался в прежнем эмоциональном состоянии: он снова снял полотно, притчу, в которую понапихал кучу всего — и религиозно-философских идеи, и прекрасную симфоническую музыку, и дивные пейзажи в стиле канала «Дискавери». Надо отдать должное художественному вкусу режиссера: кадры, в которых герои ворошат осенние листья, бредут по вязкому илу или танцуют в поле, завораживают. Самое циничное сердце отзывается на эту красоту. Но… Если разгрести ворохи листьев и злаков, останется история в стиле фильма «Мужчина и женщина».

Они влюблены, красивы, одухотворены. Часто встречаются, гуляют, нежно прикасаются друг к другу… Она (Ольга Куриленко) — мать-одиночка, живет в Париже. Он (Бен Аффлек) — в Америке. Ему скоро уезжать домой. Встает вопрос, что делать с нахлынувшей любовью? Она едет за своим мужчиной в глухую американскую деревню, где все ей чуждо, где ничего не радует… Герои начинают ссориться, у нее как раз заканчивается виза — пора возвращаться в Париж. В разлуке он замутит новый роман, попытается так же красиво гулять с новой девушкой по полям, но сердце будет томиться по другой…

В общем, у Малика получился фильм-настроение — милый, но не более того. Посреди лирической истории, как гром среди ясного неба, возникает Хавьер Бардем — с лицом, будто высеченным тесаком из камня. Хохот в зале стоит почти неприличный: Бардем в рясе священника будто случайно забрел в этот фильм из «Призраков Гойи». Говорят, что Малик, большой перфекционист, снял очень много материала, но потом беспощадно его резал. Ощущение, что ножницы прошлись именно по роли Бардема, поскольку его неожиданное появление в картине в качестве священника, который оказывает помощь всем страждующим — от зэков до больных детей, совсем не вяжется с общей канвой фильма. Возможно, Малик хотел донести до зрителя мысль, что любовь мужчины и женщины конечна, а есть гораздо более высокая, общечеловеческая?

Вообще в этом фильме многое приходится додумывать самим. Например, главная героиня — явно русская балерина, эмигрировавшая в Париж. Но ты это считываешь по полунамекам. Ее дочь зовут Татьяной, сама героиня поет колыбельные по-русски, играет с петухом, произнося по-русски: «Петя, не бойся!», объясняется в чуствах своему мужчине опять же по-русски: «Я тебя полюбила за карие глаза»… Самое интересное, что эти фразы в фильме не переводятся, и никто, кроме русского зрителя, их не поймет.

На пресс-конференции, впрочем, Ольга Куриленко утверждала, что играла француженку. Совсем запутались они с Маликом…

Кстати, бывшая «девушка Бонда» профессионально выросла и превратилась в органичную актрису. Ольга в кадре (в отличие от деревянного Бена Аффлека) совсем не раздражает.

Да и на пресс-конференции Куриленко отдувалась за всех — Аффлек не приехал, Малик традиционно избегает общения с прессой. Ольга держалась достойно, упомянула в числе любимых книг «Братьев Карамазовых» и «Анну Каренину», которые, по ее мнению, можно перечитывать изо дня в день и открывать для себя новое. В очередной раз подчеркнула, что она родом с Украины… А уж какая Ольга красавица — это не пером описать!..

Что до остальных ожиданий биеннале, то Такеши Китано представил на конкурс очередной фильм, посвященный якудзе  («Беспредел-2»), — довольно скучное зрелище. Так что мэтры пока разочаровывают. Посмотрим, что подготовили Ким Ки Дук и Брайан Ди Пальма.

Илона Егиазарова

Венеция

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Венецианский кинофестиваль 2012

Венецианский кинофестиваль был основан Джузеппе ди Вольпи Мизурата по инициативе...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Ведущая поздравила спортсмена с днем рождения.
ОБЗОР
НОВОСТЬ
21-летняя Виктория Лысковец решилась на эксперимент.
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
Алексей Балабанов снял фильм о Боге, жизни и смерти
РОСКИНО показало «Два дня» и «Шапито-шоу» в Венеции
Скандал в Венеции: у Зайдля отняли Серебряного льва в пользу «Мастера», «Золотого льва» получил Ким Ки Дук
На Венецианском фестивале показали фильм «про» Pussy Riot

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через