Читайте нас в Telegram
12:37, 13.07.2012
эксклюзив

Виктор Мережко: «…И тогда я сказал сыну: «Ваня, только не наркотики!»

28 июля Виктору Мережко исполняется 75 лет.

Виктору Мережко исполнилось  75 лет.

НОВОСТЬ

Известный режиссер, сценарист и актер недавно закончил работу над многосерийным фильмом «Подземный переход». Это картина об отправленной на пенсию 36-летней танцовщице. Ценой невероятных усилий ей удается выкарабкаться и понять, что жизнь состоит не только из гастролей и аплодисментов. Корреспондент «Вокруг ТВ» приехал в гости к Виктору Ивановичу, в дом, где бывали Никита Михалков, Александр Абдулов, Олег Табаков и другие легендарные фигуры российского кинематографа, и побеседовал с режиссером о кино, стране и женщинах.

— Виктор Иванович, вы много раз говорили, что, когда снимаете кино и пишите сценарии о женщинах, пытаетесь постичь их душу…

Виктор Мережко: Не душу — психологию. Постичь женщину невозможно. Более того, она сама себя не может постичь, потому что по природе своей алогична. Женщина руководствуется не мозгами, а сердцем. С вами, дамами, сложно иметь дело. Женщина умеет любить фантастически и предавать совершенно непостижимо. Мужчина чаще всего предает от трусости и похоти, а женщина это делает каждый раз по-разному. Женщина — бесконечный кладезь для сюжетов.

— Получается, мужчин понять легко?

Виктор Мережко: Конечно. Вот такой пример: в подавляющем большинстве мужья боятся своих жен. Один замечательный режиссер как-то рассказал мне, что у него случился короткий роман. Он испытывал ужасное чувство неловкости и стыда перед законной супружницей, поэтому решил купить ей цветы. Жена взяла у него букет и … дала им ему по морде: «Ты где был? Чего цветы припер?» (Смеется).

— По-вашему, можно простить измену?

Виктор Мережко: Есть измена скорострельная (по пьяни, короткое увлечение), а есть измена принципиальная. Принципиальную измену не прощают. Но даже если у мужчины есть любовница, он вряд ли оставит жену. Это же какое мужество надо иметь, чтобы сказать: «Я ухожу от тебя».

— Женщина способна по-настоящему привязать к себе мужчину? Ну, чтобы не мог он без нее? 

Виктор Мережко: Конечно. Для мужчины очень важно, насколько женщина хороша в постели. Если она нежна, чувственна, темпераментна, то он к ней привяжется. Еще, безусловно, женщина должна быть умна и деликатна. Потому что умная женщина умеет анализировать ситуацию, а дура орет. Скажу банальность: женщина должна любить мужчину. Вот вы, наверное, спросите, почему женщина все время должна? Просто она по природе своей — хранительница очага, в женщине заложен могучий инстинкт материнства, она понимает, что несет ответственность за семью, ребенка. А мужчины чаще всего идиоты.

— Отношения полов изменились в 21 веке?

Виктор Мережко: После миллениума время вдруг стало бешено мчаться вперед. Со скоростью времени меняются скорость и качество отношений мужчин и женщин. Я больше всего люблю 19 век, мне удалось полностью окунуться в него, когда снимал «Соньку Золотую Ручку». 19 век — сказочный, мужчины тогда ухаживали за женщинами, добивались их. Мужчина был для женщины опорой и надеждой, браки были прочными. Сейчас женщина больше ценит мужчину за финансовую состоятельность. За рабочего парня уже никто замуж не пойдет. Даже если девушка и влюбится в такого —  заставит пойти учиться. Мужчина же сейчас легко находит себе «варианты», замену. Не соглашается девушка провести с ним ночь — он и не будет ее добиваться.

Браки стали очень некрепкими. Быт для семьи — настоящее испытание. Когда появляется ребенок, женщина сразу чувствует за него ответственность, а мужчина приходит к этому постепенно.

Виновата  и нестабильность в обществе, неуверенность людей в завтрашнем дне. Представляете, сегодня ваш муж — банкир, а завтра никто. Раньше были профсоюзы, человека нельзя было так просто уволить. Сегодня после 40 невозможно найти работу: женщин вообще не берут, мужчин — со скрипом. Конечно, ведь 30-летний будет пахать за двоих и не заболеет. Страну заполонили мигранты, дешевая рабочая сила, а свой народ не востребован. Апокалипсис внутри страны очевиден, и что с ним делать — непонятно.

— Наверное, многое зависит от воспитания. Мужчина с большой буквы «М» — кто он?

Виктор Мережко: Мужчина с большой буквы рос в крепкой нравственной семье. Он не имеет права бежать от проблем. Такой мужчина не должен думать о том, как бы уехать из страны. Нужно здесь жить, работать и зарабатывать.

— Вы ведь один воспитывали двоих детей. Каково это было?

Виктор Мережко: Когда моя супруга умерла, я действительно остался один с двумя детьми. Дочь Маша уже была взрослой, а вот Ваня (сын. — Прим. автора) еще школьником был. Я отслеживал каждый его шаг, привозил на занятия, встречал, записал в спортивную секцию… Он захотел играть на гитаре — пожалуйста. Организовал группу свою — ради Бога. Но однажды я  ужасно испугался: увидел, что сын сделал себе татуировку. Я тогда сказал: «Ваня, не дай Бог, наркотики». Он мне пообещал, что этого никогда не будет. Сейчас, когда ему уже 30, он понимает, что тату сделал зря.

— Сын с детства мечтал пойти по вашим стопам? (Иван Мережко — художник-постановщик и режиссер. — Прим. автора).

Виктор Мережко: Нет, никогда не мечтал. Его крестный отец — Олег Табаков. Для него Михалков — дядя Никита, а Янковский был дядей Олегом. Он просто рос в этой среде. Я был самым богатым сценаристом Советского Союза. У Вани с Машей было все. Правда, в начале 90-х мои деньги сгорели, и я в один миг превратился в нищего. Сначала Ваня поступил на актерский факультет ГИТИСа, потом бросил и стал дизайнером. Я его почти заставил работать в кино. Так получилось, что во время работы над «Сонькой Золотой Ручкой» уволили художника-постановщика. Продюсер картины тогда сказал: «Пусть Ваня попробует». Я боялся, что не потянет, это ведь сложнейшая работа, все-таки фильм о 19 веке. Но он справился. И я вдруг увидел, как Ваня начал жить кинематографом. А кино — это наркотик. Из него не уходят. Из кино либо выгоняют, либо ты там до конца дней своих.

— Говорят, на съемочной площадке вы очень строги.

Виктор Мережко: Кино — тяжелейший труд. Никто не имеет права на ошибку. Одна ошибка влечет за собой срыв смены, а смена в среднем стоит 500 тысяч рублей. Это сумасшедшие деньги. На съемочной площадке должна быть железная дисциплина.

— Сын похож на вас?

Виктор Мережко: Пожалуй, нет. Он мягче меня, спокойнее. Знаете, есть такое правило: перед тем, как ответить на сложный вопрос, посчитай мысленно до десяти. Вот Ваня умеет до десяти, а я только до пяти. По импульсивности, скорее, Маша больше на меня похожа.

— Сложно быть «взрослой дочери отцом»?

Виктор Мережко: Сложно. Важно уметь понимать, что она уже взрослая, и я не могу ее все время опекать. Созваниваюсь с ней каждый день, впрочем, как и с Ваней. Когда я овдовел, мне пришлось стать одновременно и мамой, и папой. Во мне сочетаются отцовская определенность и материнская нежность.

— Маша тоже работает в кино?

Виктор Мережко: Нет. Она окончила ВГИК, поработала режиссером на телевидении, но потом организовала свой личный интернет-бизнес. Но Маша прекрасно пишет, у нее очень точное перо.

— Первую любовь свою помните?

Виктор Мережко: Это было в школе. Мы тогда жили в селе Русская Поляна под городом Черкассы на Украине. Ее звали Люда Кононенко. Она занималась балетом, за ней ухлестывало полшколы, и я в том числе. Не знаю почему, но она обратила внимание на меня. Мы отправляли друг другу фотографии с приписками «Если любишь — храни, не любишь — порви», писали письма, например: «Если встретиться нам не придется/ Если будет судьба такова/ Пусть на память тебе остается/ Неподвижная личность моя». (Смеется). Но потом Люда вышла замуж и уехала.

— А как познакомились с женой?

Виктор Мережко: Я работал в Ростове-на-Дону. Мы с друзьями постоянно гуляли по центральной улице и высматривали девушек. Тамара Захарова считалась самой красивой девушкой, она была прекрасно сложена. Мы начали общаться, были просто друзьями несколько лет. Потом я уехал в Москву, но не оставлял попыток понравиться ей. Однажды приехал в Ростов по делам и просто сказал ей: «А давай поженимся?». Она неожиданно согласилась. Ее мать была против: еще бы, я тогда был бедным студентом. Но со временем теща полюбила меня.

— Ваши женщины становились для вас музами?

Виктор Мережко: Мне кажется, муза бывает только у поэтов. Что касается драматургии, то это тяжелейший труд. Я никогда заранее не выстраиваю сцены будущей пьесы, все происходит по наитию. За письменный стол никогда раньше двух часов дня не сажусь, так как ложусь обычно поздно и должен выспаться. Самое важное — это железная самоорганизация, ни в коем случае нельзя отвлекаться от работы.

— Сейчас популярны непрофессиональные актеры и кино с эффектом хоум-видео. Есть ли у таких фильмов будущее?

Виктор Мережко: Я считаю, что актер — это не только дар, но и профессия. Актерскому мастерству надо много учиться. Думаю, реалистичное кино скоро надоест зрителям, тогда начнут придумывать что-то еще. Это просто способ выкачивания денег, заполнение эфирного времени дурным продуктом. К примеру, Голливуд и в мыслях не допускает артхауса, Голливуд держится на настоящем кинематографе. Вообще, считаю, что первый реалити-фильм был снят по моему сценарию и с моим участием: он назывался «Провинциалы». Я там играл самого себя. Знаете, заявлять можно все, что угодно. Когда-то говорили, что с появлением кино умрет театр, потом, что телевидение убьет кино. Не убило же.

— Вы вместе работали с Никитой Михалковым над фильмом «Родня», знаю, что у вас дружеские отношения. Как относитесь ко всему, что устраивают его оппоненты: фотожабы на Михалкова, издевательские рецензии?..

Виктор Мережко: С омерзением. Наш народ не любит, когда человек достигает серьезных высот. Принципиальных людей обязательно будут топтать. Общество взревело, когда Михалков заявил о своих симпатиях к Владимиру Путину. А почему бы и нет? Никита Сергеевич — умный и талантливый человек, имеет право на свою точку зрения. В нашей стране не так много людей уровня Михалкова. Считаю, что эту травлю он вынес очень достойно и не поддался на провокации.

— Вы недавно закончили работу над фильмом «Подземный переход», какой проект будет следующим?

Виктор Мережко: Только начинаю работу над многосерийным фильмом «Хуторянин». В сценарии будут отголоски трагедии в станице Кущевская. Это история 40-летнего военного в отставке, он владеет земельным участком, имеет свое хозяйство. Год назад убили его жену, но травля продолжается. Зритель увидит настоящего героя, который будет защищать себя и двоих детей.

Беседовала Анна Валиева

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


15:52, 30.08.2024

Шоколад, любовь и семейные тайны: 5 причин посмотреть знойную теленовеллу «Какао»

2 сентября на телеканале viju TV1000 новелла выходит новый португало-бразильский сериал «Какао».

Главная героиня теленовеллы — молодая девушка Какао, которая живет на бразильской ферме. В детстве она переехала туда с родителями, и с первых минут сериала становится ясно, что тема ее семьи полна тайн. Талантливая и амбициозная Какао мечтает стать шоколатье, но недостаток денег мешает ей достичь цели. Когда финансовые трудности вынуждают близкого ей человека раскрыть давнюю семейную тайну, это приводит к цепи интриг и конфликтов, связанных с наследством богатого родственника из Португалии.

Виктор Мережко

Советский и российский сценарист, режиссёр, актер, драматург, народный артист РФ....

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
У экс-солистки «ВИА Гры» не ладится личная жизнь.
ОБЗОР
Как максимально продуктивно провести второй уикенд сентября каждому представителю гороскопа.
ОБЗОР
Дочь тяжелобольной Маргариты Тереховой получила награду для матери на церемонии открытия 32-го фестиваля «Киношок»
Дочь Виктора Мережко рассказала, как продвигается вопрос с делением наследства скончавшегося режиссера
Дочь Виктора Мережко прокомментировала информацию о любовнице отца
Любовница Виктора Мережко рассказала о взаимоотношениях с режиссером
Александр Новиков о съемках со Светлаковым: «Мы долго репетировали фразу «Что-то я очкую» 15:34, 04.09.2024
Надежда Ангарская: «Одна в тайгу не ходила, в отличие от Алана: была опасность встретить дикого зверя» 16:11, 03.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через