Читайте нас в Telegram
Реклама

Геннадий Гладков — советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), народный артист России (2002).

Биография и карьера

Геннадий Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве, в семье музыкантов.

Его отец, Игорь Гладков, профессионально играл на баяне, аккордеоне и фортепиано, был одним из солистов знаменитого в советские годы джазового коллектива, созданного Александром Цфасманом (в том числе и тогда, когда тот являлся официальным джаз-оркестром Всесоюзного радио).

Геннадий Гладков: «Я, можно сказать, родился под звуки джаза. Как и многие мои друзья, я появился на свет в роддоме имени Грауэрмана. Все, кто жил в центре, там обычно рождались. Поэтому мой папа, который был вторым пианистом и аккордеонистом в ансамбле Цфасмана, приехал туда и устроил небольшой концерт в вестибюле». (ClassicalMusicNews.Ru)
НОВОСТЬ
Звезда «Дома-2» вышла на связь в соцсети.

Были музыканты и среди его родственников по матери. Например, дед, Степан Максимов, аккомпанировал на саратовской гармони (с колокольчиками) самой Лидии Руслановой.

Геннадий Гладков: «В нашей семье был не только джаз, была и народная музыка. Мой дедушка – аккомпаниатор знаменитой певицы Лидии Руслановой. Он с детства играл на саратовских гармошках. Собирал для нее народные песни — выписывал тушью старинным почерком. Он очень много для Лидии Андреевны сделал в этом плане. Саратовская гармошка – очень сложный инструмент, она же еще и с колокольчиками. Я так и не смог ее освоить, а дедушка здорово играл». (ClassicalMusicNews.Ru)

Будучи с детства окружен музыкой, Геннадий всей душой полюбил народное творчество и джаз, которые чаще всего звучали в семье.

Геннадий Гладков: «Мама рассказывала так: пока джаз играет, я молчу. Когда джаз прекращается, я начинаю страшно орать. Поэтому к джазу было такое любовное отношение. А когда я подрос, все папины джазовые пластинки переслушал с удовольствием». (ClassicalMusicNews.Ru)

Одновременно с общеобразовательной школой он посещал музыкальную при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где освоил фортепиано.

Геннадий Гладков: «Мой дядька – младший сын дедушки Герман – был профессиональным ударником. Я любил барабаны. Дядя брал меня на свои концерты и давал иногда постучать. А он был виртуозом и во время игры еще и жонглировал палочками. Когда он жонглировал, ритм отбивал я — мне это ужасно нравилось. Поэтому, когда мы приходили в гости к дедушке с бабушкой, я сразу летел в комнатку, где стоял барабан, и начинал бабахать. А бабушка была наполовину украинкой, поэтому она пела украинские песни. Все праздники у нас проходили с музыкой». (ClassicalMusicNews.Ru)

Однако поначалу профессиональным музыкантом себя не видел и даже успел отучиться в Московском химическом политехникуме и год проработать на заводе прежде, чем осознал свое истинное призвание, и решил поступать в Музыкальное училище при Московской консерватории.

Геннадий Гладков: «В это время популярной стала химия, и я поступил в химический политехникум. Закончил его, поработал в научно-исследовательском институте, а потом пошел на завод. Поскольку я был толковым парнем, меня быстро сделали начальником смены – ответственная должность». (ClassicalMusicNews.Ru)

Учеба так увлекла Геннадия, что он учился больше 10 лет: сначала окончил теоретическое отделение училища (в 1959 году), затем – отделение композиции консерватории (в 1964-м) и, наконец, аспирантуру (в 1966-м).

Еще будучи студентом начал преподавать: с 1963 года он преподавал в Московском хоровом училище, а после защиты кандидатской диссертации – в Гнесинке.

Еще раньше Гладков принялся писать музыку. Сначала для театральных постановок, дебютировав в 1958 году, когда по просьбе своего друга детства Василия Ливанова, сочинил музыку к его дипломному спектаклю «Три толстяка» в Щуке. В 1961 году он сочинил музыку к спектаклю «Друг детства» театра «Современник».

В дальнейшем композитор много работал с постановками Марка Захарова. Так, песня «Проснись и пой» (знакомая любителям кино по «Джентльменам удачи») впервые прозвучала в 1970-м в одноименном спектакле со сцены Театра Сатиры, где Захаров работал до «Ленкома».

Геннадий Гладков: «Он говорил: “Консерваторию мне не надо. Мне надо, чтобы ты просто написал от души”. Захаров приходил ко мне, приносил либретто и заставлял меня сочинять музыку при нем, а это ужасно трудно, когда сидит человек и при нем нужно сочинять. <…> Потом он приходил домой, показывал запись сочиненной нами музыки своей семье: жене Нине и дочке Саше. А потом звонил мне: “Домашний худсовет принял! Все в порядке!” Работа с ним была очень трудной». (ClassicalMusicNews.Ru)

Сотрудничество творческих гениев продолжилось и в кино. В числе их совместных работ такие жемчужины советского кинематографа, как «12 стульев», «Обыкновенное чудо» и «Формула любви». Как раз в последней Гладков единственный раз в своей жизни появился на экране в качестве актера (хотя это и не отражено в титрах), сыграв слугу, произнесшего только одну фразу: «С кого ж такую лепили?». И для этого же фильма он написал свое единственное (на зато, как шутил композитор, на итальянском) стихотворение – «Уно моменто».

Геннадий Гладков: «“В «Формуле любви” я пел с Абдуловым “Уно моменто” вместо Фарады. У него не получалось, и мне Марк Захаров сказал: “Мне нужно завтра снимать этот фрагмент. Ты песню писал – ты и пой”. Пришлось петь и перевоплощаться в Фараду». (ClassicalMusicNews.Ru)

Вообще же музыку не для сцены, а для экрана Гладков впервые написал еще в первой половине 1960-х. Это была 20-минутная документальная лента киностудии «Центрнаучфильм» под названием «Тайны минувшего», знакомящая зрителей с научным методом реконструкции лица умершего человека по черепу.

А своей востребованностью в «большом» кинематографе композитор, по его собственному признанию, во многом обязан Василию Ливанову. В 1966 году будущий Шерлок Холмс, в то время работавший режиссером-постановщиком на «Союзмультфильме», привлек товарища к работе над своей первой мультипликационной лентой «Самый, самый, самый, самый», рассказывающей о львенке, возомнившем себя самым умным, сильным, храбрым, красивым, но позднее все-таки осознавшем, что хвастаться нехорошо.

Затем Гладков написал музыку еще к нескольким мультфильмам подряд, в числе которых были и влюбившие в себя всех советских детей «Малыш и Карлсон» и «Ну погоди!», однако его настоящим звездным часом стали «Бременские музыканты», вышедшие в 1969 году.

Как рассказывал композитор, работа над мультфильмом шла играючи, в теплой домашней обстановке и в компании добрых друзей (среди которых был, понятно, был и поэт Юрий Энтин). Им хотелось сделать что-то такое, что понравилось бы, прежде всего, им самим, а в итоге бременские музыканты и их песни («Ничего на свете лучше нету», «Луч солнца золотого» и т. д.) нашли отклик в сердцах миллионов. Буквально каждая песня (почти все, к слову, спел Олег Анофриев) стала хитом.

Первый канал: «Когда 50 лет назад Гладков писал эту музыку, ему казалось, что он всего лишь дурачится. Да и сам мультфильм – провокация: Трубадур – в красных штанах, Осел – в бейсболке, музыканты – пародия на «Битлз», вольные шутки, дерзкие намеки и непозволительные интонации. В том числе и музыкальные. Они-то и сделают начинающего композитора знаменитым на весь Союз».

Мало кто знает, что в последовавшем в 1973 году продолжении, получившем название «По следам бременских музыкантов», звучит уже не только музыка, но и голос Гладкова: во второй серии он спел за Короля, опечаленного ссорой с любимой дочерью Принцессой (за нее в обеих мультиках пела Эльмира Жерздева).

Юрий Энтин: «Вот если человек талантлив, он талантлив во всем. Вспомните: “Ах ты, бедная моя Трубадурочка”. Это должен был петь Муслим Магомаев, но когда Гладков ему показал, как надо петь, он сказал: “Я лучше Вас ни за что не спою, пойте сами”». (Первый канал)

Всего в фильмографии композитора – около четырех десятков анимационных и порядка 60 игровых картин. В первой категории – такие классические образцы жанра, как «Как львенок и черепаха пели песню», «Голубой щенок», «38 попугаев», «Ограбление по…», «Очень синяя борода» и др., во второй – «Люди и манекены», «Собака на сене», «Сватовство гусара» и др.

Первый канал: «Король мультфильмов! Он один умеет лишь несколькими нотами показать то, что не сыграет ни один актер и не нарисует ни один мультипликатор».

Среди кинорежиссеров, с которыми довелось работать Гладкову, помимо Захарова, – Александр Митта («Точка, точка, запятая…»), Ян Фрид («Благочестивая Марта»), Александр Серый («Джентльмены удачи»), Игорь Владимиров («Укрощение строптивой»), Светлана Дружинина («Дульсинея Тобосская»), Юрий Чулюкин («Не хочу быть взрослым»), Евгений Герасимов («Очень важная персона»), Алла Сурикова («Человек с бульвара Капуцинов»).

Алла Сурикова: «Когда мы приехали в Америку на фестиваль Международный третий фестиваль в Лос-Анджелесе “Женщины в кино”, я привезла картину “Человек с бульвара Капуцинов”. Картина там получила главный приз во многом, я думаю, благодаря музыке. Потому что как только мои американские коллеги послушали и посмотрели картину, они тут же запели: “Спасибо тебе, спасибо тебе”. И в общем они “спасибо” пели мне, а я пою “спасибо” Вам, Геннадий Игоревич, потому что во многом успех этой картины – это Ваш успех». (Первый канал)

В его «арсенале» – две кинематографические «Ники»: за «Убить дракона» и «На бойком месте».

Геннадий Гладков: «Георгий Николаевич Данелия был очень требовательным к музыке – он и сам был хорошим музыкантом, он в джазе играл ударником. Когда меня пригласили на “Джентльменов удачи”, он был художественным руководителем и соавтором сценария. Все говорили: он тебя загоняет – он даже Андрея Петрова гоняет. А это была моя вторая работа всего на “Мосфильме” – я очень нервничал. Помню, пришел к нему и сразу наиграл на рояле эту блатную тему. Для меня это было легко: моя послевоенная юность прошла во дворе среди жуликов и уркаганов». (ClassicalMusicNews.Ru)

А вообще Гладков писал все – и мюзиклы, и оперы, и балеты, камерную, и хоровую музыку и даже симфонии, кантаты и сюиты.

Геннадий Игоревич не переставал трудиться почти до самого последнего дня, даже после пережитого в 2014 году, накануне своего 80-летия, инсульта, хотя и сокрушался о современных тенденциях в кинематографе.

Геннадий Гладков: «Раньше кино было как другой мир, а сейчас это бизнес, важно, чтобы фильм собрал деньги, а коммерция душит».

Оправившись от болезни, он сочинил музыку для исторической драмы Василия Ливанова «Медный всадник России» (вышла в 2019 году), а затем приступил к работе над новыми (уже в форме игрового кино) «Бременскими музыкантами» Алексея Нужного. Съемки ленты проходили летом 2023 года, а премьера была назначена на 1 января 2024-го, и до нее композитор, увы, не дожил. Он скончался 16 октября 2023 года, успев в феврале большим творческим вечером в московском Доме кино отметить свой 88-й день рождения.

Попрощаться с мастером у поклонников, увы, не получится – панихида пройдет в узком кругу его родных. Место похорон пока неизвестно.

Геннадий Гладков: «Мне нравится то, что многие даже и не знают. Вот, например, “Поезд памяти” – мне нравится там музыка, а ее мало кто знает. Мне нравится вступительная песня к фильму “Собака на сене”. Она очень меня трогает. А вообще я скорее буду любить чужую музыку, чем свою. Мне кажется, моя – обычная». (ClassicalMusicNews.Ru)

Личная жизнь

Геннадий Гладков всю жизнь был женат на одной женщине. В 1968 году него и у его супруги Светланы родился их единственный сын Андрей.

Андрей Гладков не пишет музыку – он стал дизайнером. У него двое детей.

Светланы Гладковой не стало за год до смерти Геннадия Игоревича, в ноябре 2022 года.

  • Фильмография (избранное)

  • Композитор
  • Медный всадник России (2019)
  • Уроки выживания (2015)
  • Тайна четырех принцесс (2014)
  • Ты меня слышишь? (2007)
  • Кролик с капустного огорода (2006) (анимационный)
  • Кармен (2003)
  • О рыбаке и рыбке (2002) (анимационный)
  • Бременские музыканты & Co (2000)
  • Новые Бременские (2000) (анимационный)
  • На бойком месте (1998)
  • Дон Кихот возвращается (1997)
  • Завтрак с видом на Эльбрус (1993)
  • Тартюф (1992)
  • Куплю привидение (1992) (анимационный)
  • Шекспир: великие комедии и трагедии (1992)
  • Чокнутые (1991)
  • Расстанемся – пока хорошие (1991)
  • От дождя до дождя (1990) (анимационный)
  • Князь Удача Андреевич (1989)
  • Клетка (1989)
  • До первой крови (1989)
  • Две стрелы. Детектив каменного века (1989)
  • Дон Сезар де Базан (1989)
  • Убить дракона (1988)
  • Три лягушонка (1987) (анимационный)
  • Счастливый Григорий (1987) (анимационный)
  • Забавы молодых (1987)
  • Человек с бульвара Капуцинов (1987)
  • Слоненок заболел (1985) (анимационный)
  • После дождичка в четверг (1985)
  • Формула любви (1984)
  • Очень важная персона (1984)
  • Как старик наседкой был (1983) (анимационный)
  • Маленький Рыжик (1982) (анимационный)
  • Каша из топора (1982) (анимационный)
  • Дом, который построил Свифт (1982)
  • Берегите мужчин! (1982)
  • Не хочу быть взрослым (1982)
  • Как будто (1981) (анимационный)
  • Вакансия (1981)
  • Разлученные (1980) (анимационный)
  • Таинственный старик (1980)
  • Дульсинея Тобосская (1980)
  • Благочестивая Марта (1980)
  • Переменка № 2 (1979) (анимационный)
  • Очень Синяя борода (1979) (анимационный)
  • Зарядка для хвоста (1979)
  • Завтра будет завтра (1979)
  • Жил-был настройщик (1979)
  • Сватовство гусара (1979)
  • Ограбление по… (1978) (анимационный)
  • Пока безумствует мечта (1978)
  • Метаморфоза (1978) (анимационный)
  • Обыкновенное чудо (1978)
  • Голубка (1978)
  • Собака на сене (1977)
  • Последний лепесток (1977) (анимационный)
  • Песни над облаками (1976)
  • 12 стульев (1976)
  • Голубой щенок (1976) (анимационный)
  • Поезд памяти (1975) (анимационный)
  • Новогодние приключения Маши и Вити (1975)
  • Ау-у! (1975)
  • Сергеев ищет Сергеева (1974)
  • Птичий рынок (1974) (анимационный)
  • Как львенок и черепаха пели песню (1974) (анимационный)
  • Люди и манекены (1974)
  • Укрощение строптивой (1973)
  • По следам бременских музыкантов (1973) (анимационный)
  • Край, в котором ты живешь (1972) (анимационный)
  • Фаэтон – сын солнца (1972) (анимационный)
  • Включите северное сияние (1972)
  • Ночной мотоциклист (1972)
  • Стоянка поезда – две минуты (ТВ, 1972)
  • Точка, точка, запятая… (1972)
  • Пропажа свидетеля (1972)
  • Джентльмены удачи (1971)
  • Синяя птица (1970) (анимационный)
  • Шаг с крыши (1970)
  • Обратной дороги нет (1970)
  • Карлсон вернулся (1970)
  • Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя (1970)
  • Бременские музыканты (1969) (анимационный)
  • Ну погоди! (1969) (анимационный)
  • Малыш и Карлсон (1968) (анимационный)
  • Четверо с одного двора (1967) (анимационный)
  • Самый, самый, самый, самый (1966) (анимационный)
  • Актер

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
15:52, 30.08.2024

Шоколад, любовь и семейные тайны: 5 причин посмотреть знойную теленовеллу «Какао»

2 сентября на телеканале viju TV1000 новелла выходит новый португало-бразильский сериал «Какао».

Главная героиня теленовеллы — молодая девушка Какао, которая живет на бразильской ферме. В детстве она переехала туда с родителями, и с первых минут сериала становится ясно, что тема ее семьи полна тайн. Талантливая и амбициозная Какао мечтает стать шоколатье, но недостаток денег мешает ей достичь цели. Когда финансовые трудности вынуждают близкого ей человека раскрыть давнюю семейную тайну, это приводит к цепи интриг и конфликтов, связанных с наследством богатого родственника из Португалии.



Егор Кончаловский приступил к съемкам фильма «Авиатор» с Константином Хабенским в главной роли 11:25, 31.01.2024
Невосполнимые потери года: кто из звезд умер в 2023-м 01:40, 30.12.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через