Читайте нас в Telegram

Валентин Гнеушев

Валентин Гнеушев
  • Режиссер, Актер, Член жюри, Участник
  • Дата и место рождения: 20 декабря 1951 (72 года), Нижний Тагил (СССР)
  • Семейное положение: Жоэль Берреби (в разводе, 2 детей)

Его коллеги по цеху

Реклама

Валентин Гнеушев — советский и российский цирковой режиссер, хореограф и педагог, заслуженный деятель искусств России (1997).

Биография и карьера

Валентин Гнеушев родился 20 декабря 1951 года в Нижнем Тагиле.

НОВОСТЬ
Исполнительница удивила своим преображением.

Его семья не имела никакого отношения к искусству вообще и к цирку в частности. Дед мальчика был бухгалтером, отец работал в правоохранительных органах, а маленький Валя цирком грезил с детства.

Однако мечты стали сбываться не сразу. Сначала из практических соображений он окончил Нижнетагильский кулинарный техникум и какое-то время даже работал поваром в ресторане, но в 20 лет все-таки решился круто изменить судьбу: бросил все и уехал в Москву – пробиваться в цирк.

Валентин Гнеушев: «На нашем курсе поваров было 28 девчонок и я».

Несмотря на отсутствие образования и практики, режиссер Гедрюс Мацкявичюс взял его свой Театр пластической драмы, где Валентин выступал в течение восьми лет. Параллельно он учился на отделении клоунады Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша), после которого также окончил факультете режиссуры и цирка ГИТИСа. И там, и там он позднее преподавал.

Собственные цирковые номера Гнеушев начал придумывать в начале 1980-х, когда работал под началом еще одной легенды отечественного цирка – Сергея Каштеляна, с которым познакомился в цирковом училище, где тот ему преподавал. В 1985-м поставил «Красного арлекина», на долгие годы ставшего стал его «визитной карточкой» не только в СССР, но и за рубежом. Так, в 1986-м номер получил гран-при на международном цирковом конкурсе в Париже.

Валентин Гнеушев: «Когда я первый раз получил гран-при в Париже в 1986 году за номер “Красный арлекин”, мне рассказывали, я там не был, что ногами там проламывали пол. Там ногами хлопали. И что дали специальный приз за развитие традиций цирка. И после этого меня как-то узнали. Стали сюда приезжать, за мной. Я после этого испугался. Я подумал, надо, значит, за следующую работу? <…> Чтоб доказать, что это не случайность, а система, которую я разработал. И у меня получилось в конце концов».

Тогда же, в 1980-е, как хореограф Гнеушев участвовал и в постановке знаменитых «Журавлей» – посвященных (как и вдохновившая на их создание одноименная песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова) памяти павших в Великой Отечественной войне и сочетающих в себе воздушный балет и поражающие воображение акробатические трюки.

Всего Гнеушев поставил около четырех десятков цирковых номеров («Перезвоны», «Левитация» и т. д.), многие из которых получили всемирную известность и международные награды (а почти половина – медали на цирковых конкурсах). Так, созданное Валентином Александровичем шоу «Цирк Валентин», состоящее исключительно из его воплощенных задумок, имело большой успех на Бродвее в Нью-Йорке, а его шоу «Музыкальный цирк Фантазия» и «Ангелы снов» с удовольствием смотрели японские зрители. Поставленный им номер дал путевку в жизнь Владимиру Кехаялу, затем выступавшему в знаменитом канадском Cirque du Soleil, а потом – в Лас-Вегасе и Голливуде и заслужившему в итоге славу одного из самых красивых людей планеты и чуть ли не самого высокооплачиваемого циркового артиста.

Валентин Гнеушев: «Я накатался по миру, но зачем где-то что-то доказывать? Здесь нужно. Как говорил мой педагог Сергей Андреевич Каштелян: ты в Москве докажи, а за рубежом – легче всего». («Волжская коммуна»)

Много лет «белый клоун», как называли Гнеушева после съемок в фильме Светланы Дружининой «Принцесса цирка» (хотя в реальности он сыграл рыжего), работал бок о бок с Юрием Никулиным. В возглавляемый последним Московский цирк на Цветном бульваре он пришел в середине 1990-х. Пришел не один, а вместе с созданной им в 1988 году экспериментальной мастерской, которая превратилась в креативное подразделение «старого» цирка по подготовке новых номеров.

Уже в 1995 году результатом ее работы стала программа «Сладкая..! Любовь», в которых уже известные зрителям в зале цирковые сюжеты сочетались с совсем новыми, в которых были заняты молодые артисты, а на следующий год Гнеушев был назначен главным режиссером цирка и тогда же состоялась премьера его очередной программы, получившей название «Ярмарка чудес».

Валентин Гнеушев: «Нужно обладать даром убеждения. Допустим, я прихожу и говорю: вы красивы. И вы должны мне поверить. Режиссер должен убедить людей подвергнуть себя риску, или анализу, или всему, что хотите. Видимо, у меня есть этот дар убеждения. Уже в училище все учителя говорили: “Он будет режиссером”». («Волжская коммуна»)

После смерти Юрия Никулина в 1997-м Гнеушеву пришлось уйти из цирка – не сработался с его сыном, Максимом Никулиным, занявшим опустевший кабинет отца.

Валентин Гнеушев: «И я благодарен, потому что в тени своих ошибок я отдыхаю…» («Малахов», «Россия 1»)

Но ушел он, как вскоре оказалось, не только из конкретного цирка, но и вообще из Росгосцирка, вернувшись в него, по приглашению тогдашнего генерального директора Александра Калмыкова, только в 2010-м.

Валентин Гнеушев: «Я взял паузу, потому что очень боялся постареть и превратиться в ремесленника. Но я не то чтобы ничего не делал, я работал в опере, ставил спектакли с Гергиевым в Нью-Йорке, читал мастер-классы в вузах».

Одной из первых его работ после возвращения стала программа «Весенняя рапсодия» (с дрессированными ежами, бобрами и обилием клоунов), которую можно было посмотреть в Самарском государственном цирке, а в своих интервью режиссер тогда говорил о своем желании заняться именно провинциальными цирками.

Валентин Гнеушев: «Меня сейчас интересует именно децентрализация культуры. Чтобы не все тащить в Москву и на экспорт, а больше давать людям. Нельзя же все слушать и смотреть из Интернета. Только в зале происходит неповторимый взаимообмен энергией». («Волжская коммуна»)

Гнеушев работал не только с цирками, но и театрами (например, участвовал в постановке «взорвавших» театральный мир в конце 1980-х «Служанок» Романа Виктюка с Константином Райкиным и Николаем Добрыниным), а, помимо номеров, придумывал еще и сценические образы. Утверждают, например, что легко узнаваемый имидж Ренаты Литвиновой – его рук дело.

Валентин Гнеушев: «Цирк – это фантастическая реальность. В ней есть такая привлекательная банальность. Многие люди кичатся тем, что они выше цирка. А я бы сказал вслед за Оскаром Уайльдом: “Простыня” (то есть простое) – “это последнее пристанище сложной натуры”. Вы видите зверей, видите живых людей, которые рискуют для вас своей жизнью. В цирке много безвкусия? Как сказал Пабло Неруда, человек, который боится безвкусицы, обретает душевный холод. Этих рафинированных людей с холодными глазами, холодными мозгами, холодными сердцами сегодня все больше. В своих детях и внуках мы теряем ту теплоту, которая была, когда мы жили скромнее». («Волжская коммуна»)

Своему собственному внешнему виду он также всегда уделял большое внимание. Раньше на обновление гардероба уходила немалая часть гонораров, за ним он продолжает тщательно следить и в своем возрасте «за 70».

В последнее время широкой публике о режиссере (в прежние годы – завсегдатае газетной светской хроники и всевозможных телевизионных ток-шоу), почти ничего не было слышно. Одним из редких его появлений на экране стало участие в жюри программы о фокусниках и иллюзионистах «Магия» на канале НТВ в 2019 году, после чего он опять исчез. До февраля 2024 года, когда стал героем программы «Малахов» на телеканале «Россия 1», в которой рассказал о том, как живет сейчас, показал свою знаменитую квартиру и раскрыл некоторые старые тайны – свои и чужие.

Валентин Гнеушев: «Я ничего плохого не делал! Принципиально. Поэтому даже на 10 лет ушел в дауншифтинг от всех. Я очень боюсь быть пошлым, меня это пугает». («Волжская коммуна»)

Личная жизнь

Валентин Гнеушев был женат на француженке Жоэль Берреби, которая родила ему двоих сыновей. После развода и многих лет жизни в России она уехала в Тунис, где занялась экотуризмом.

Супруги продолжают поддерживать отношения и быть в курсе дел друг друга, так что Валентин Александрович знал, что потом она перебралась в Корею.

Также у режиссера есть дочь от предыдущих отношений, о которых ничего неизвестно, а на программе «Малахов» в феврале 2024 года выяснилось, что, оказывается, в молодости у него был шанс стать отцом ребенка Ирины Бразговки, но, к сожалению, беременность сохранить не удалось, что стало большим горем для обоих.

Валентин Гнеушев: «Я плакал. У нас была любовь. У нас она была и, мы никому о ней не расскажем, потому что это нереально описать словами». («Малахов», «Россия 1»)

Позднее актриса родила дочку от Андрея Кончаловского, и так совпало, что том же феврале, когда в эфир «России 1» вышла программа «Малахов» с Гнеушевым и Бразговкой, Дарья Михалкова (на тот момент уже сама – многодетная мама) стала гостьей телешоу «Секрет на миллион» на НТВ.

В шоу «Малахов» Валентин Александрович показал свою внучку Анастасию. Она не пошла по стопам деда и занимается благоустройством родной Москвы.

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
15:18, 30.08.2024

На viju TV1000 новелла выходит португальская теленовелла «Какао»

Российские любители знойных южных теленовелл увидят первые две серии пикантного «Какао» уже 2 сентября в 16:15 по московскому времени.

Лето неизбежно подходит к концу, но не стоит слишком унывать: с нами навсегда останутся его яркие моменты, а слегка продлить летнее настроение поможет португальско-бразильский сериал «Какао», который эксклюзивно и впервые для россиян покажет телеканал viju TV1000 новелла.



Легенда цирка Валентин Гнеушев высказался о своей «музе» Анастасии Волочковой 18:11, 08.02.2024
Стало известно, что бывшая избранница Андрея Кончаловского потеряла ребенка от легенды цирка Валентина Гнеушева 16:35, 08.02.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через