Агнешка Холланд
Agnieszka Holland- Режиссер
- Дата и место рождения: 28 ноября 1948 (75 лет), Варшава, Польша
Ее коллеги по цеху
Польский кинорежиссер, сценарист. Известная по работе над эпизодами американских сериалов «Карточный домик», «Прослушка», «Ребенок Розмари».
Биография
Родилась в Варшаве в семье выдающегося коммунистического активиста, капитана польской армии Хенрика Холланда и журналистки Ирэны (девичья фамилия — Рыбчинская). Мать была католичкой, а отец — евреем. У Агнешки есть младшая сестра — Магдалена (1954 г.р.). Несмотря на то, что родители были верующими людьми, девочки воспитывались в свободной от религиозных догм атмосфере.
Родители отца погибли в польском гетто, и всю свою жизнь Хенрик Холланд отрицал свое национальное происхождение.
Мать Агнешки была членом польского движения сопротивления и в 1944-м принимала участие в национальном восстании в Варшаве. Она также оказала помощь нескольким евреям во время Холокоста, за что была удостоена медали «Праведника народов мира» от израильского института памяти жертв холокоста Яд ва-Шем.
Холланд росла болезненным ребенком и основное время посвящала сочинению и постановке коротких пьес.
Когда девочке было 11 лет, родители развелись, а через время мать вышла замуж во второй раз за еврейского журналиста Станислава Бродского. Отношения с отцом оказали сильное влияние на личность Агнешки: Хенрик неоднозначно относился к дочери.
Ее отец умер, когда Агнешке было 13 лет. В официальном отчете было указано, что он покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна здания, однако семья утверждала, что смерть наступила во время ареста и допроса членами коммунистической полиции.
Среднее образование Холланд получила в варшавской гимназии им. Стефана Батори. После школы она уехала в Прагу, где поступила на отделение кино и телевидения Академии исполнительских искусств, где вскоре познакомилась со своим будущим мужем, кинорежиссером Лацо Адамиком.
В 1968-м 20-летняя Холланд стала свидетелем Пражской весны и была арестована за поддержку диссидентского движения, правительственных реформ и политической либерализации. События оказали на нее большое влияние. Находясь в заключении, она стала передавать записки между двумя влюбленными, оказавшимся в том же положении, что и она.
Впоследствии она для себя решила, что лучше будет художником, чем агитатором.
Творческий путь
В 1971 году Агнешка окончила Академию. Она вернулась в Польшу и написала свой первый сценарий. Несмотря на то, что его подвергли жесткой цензуре и запретили к постановке, он привлек внимание именитых польских режиссеров.
Первое время она работала помощником Кшиштофа Занусси и Анджея Вайды, который стал впоследствии ее наставником. Быть режиссером собственных фильмов на тот момент она не могла: ее преследовала жесткая цензура со стороны правящей коммунистической партии.
Однако Холланд продолжала активно работать, искала свой собственный стиль в кино.
Ее первым самостоятельным полнометражным дебютом стала драма «Провинциальные актеры», которая впоследствии завоевала специальный приз кинокритиков в рамках Каннского кинофестиваля.
После завершения работы над политической драмой «Одинокая женщина» Холланд вынуждена была эмигрировать в Париж. Это случилось незадолго до введения военного положения в Польше в декабре 1981-го. А на только что снятую картину был наложен запрет, и режиссер не имела права представить ее публике в течение 6 лет.
Власти также пресекли все намерения режиссера видеться и иметь какой-либо контакт с ее дочерью Касей в течение последующих 8 месяцев.
Зная, что она не вернется в коммунистическую Польшу, Холланд взялась за написание сценариев для других режиссеров, оказавшихся в изгнании. Благодаря ее сотрудничеству с Анджеем Вайдой вышли в прокат фильмы «Дантон», «Любовь в Германии» (1983), «Бесы» (1988) и «Корчак»(1990). Вскоре она стала реализовать свои собственные проекты в рамках работы с западноевропейскими кинокомпаниями: «Горькая жатва» (1985), «Убить священника» (1988), «Оливер, Оливер» (1992).
Особая тема в творчестве Холланд — Холокост. Стремление к реализму сказывается на раскрытии ее персонажей: режиссер без лишней гиперболизации представляет зрителю своих героев, как жертв, так и тех, кто заслуживает дальнейшего наказания, такими, какие они есть. Это особенно хорошо видно в картине «В темноте» (2011), где действующие лица, представляющие собой два противоположных лагеря в период немецкой оккупации, были наделены одинаковым набором достоинств и пороков, и только зритель решал по окончанию фильма, кто ему был по-настоящему близок.
Одна из самых сильных картин в фильмографии польского режиссера — «Европа, Европа» также посвящена военной тематике и основана на реальных событиях. Главный герой истории — еврейских подросток Соломон Перель, чтобы выжить во время Второй мировой войны, уничтожает свои документы и выдает себя за немца Йозефа Петерса. Вскоре знающего блестяще немецкий, польский и русский языки парня усыновляет высокопоставленный немецкий офицер. Герой проходит обучение в школе гитлерюгенд, становится военным переводчиком и однажды знакомится с Яковом Джугашвили — сыном Сталина.
После успеха этой ленты Агнешка получила предложение взяться за экранизацию романа английской писательницы Френсис Бернетт «Таинственный сад». К производству картины подключился Френсис Форд Коппола и студия Warner Bros. Family Entertainment. Она стала первой работой Холланд для американской аудитории, в которой режиссер отошла от атмосферы мрачности и пессимизма, характерных для ее более ранних работ.
Историческая драма-фэнтези была тепло публикой и стала номинантом премии BAFTA, а также лауреатом Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса.
Однако следующий фильм — «Полное затмение» (1995), в котором главные роли — поэтов Верлена и Рембо сыграли Леонардо ди Каприо и Дэвид Тьюлис, был неоднозначно принят публикой и провалился в прокате.
Несмотря на прохладный прием ленты, Агнешка продолжила работать с американскими кинопроизводителями, и в последующие годы в ее творческий багаж добавились: «Площадь Вашингтон» (1997), «Третье чудо» (1999), «Выстрел в сердце» (2001), «Переписывая Бетховена» (2006).
С 2004-го была приглашена режиссером некоторых эпизодов рейтинговых сериалов — «Прослушка» (2004-2008), «Убийство» (2011-2012), «Карточный домик» (2015-2017).
В 2008-м Агнешка Холланд стала первым президентом Польской киноакадемии, в дальнейшем на этом посту ее сменил Дариуш Яблонски.
В 2017-м на экраны вышел триллер «След зверя», который впоследствии попал в конкурсную программу 67-го Берлинского кинофестиваля, завоевал приз им. Альфреда Бауэра и был отобран для участия в 90-й церемонии премии «Оскар».
В 2019-м Холланд одержала победу на 44-м кинофестивале в городе Гдыня, на котором представила свою историческую драму «Цена правды», повествующую о британском журналисте Гаррете Джонсе, первом человеке, открывшем миру правду о голодоморе в Украине. В ноябре режиссер получила почетную награду княгини Ольги 3-й степени от президента Владимира Зеленского.
Личная жизнь
Разведена.
Первый муж — Лацо Адамик, кинорежиссер.
Дочь — Кася Адамик, польский кинорежиссер (родилась 28.12.1972).
Сестра — Магдалена Лазаркевич (в девичестве — Холланд) — также польский кинорежиссер и сценарист.
Фильмография
2020 Шарлатан | Charlatan
2019 Мистер Джонс | Mr. Jones
2018 Первые | First, The
2018 1983
2017 След зверя | Spoor | Pokot
2013 Неопалимая купина | Burning Bush | Horící ker
2011-2012 Убийство | Killing, The
2011 Укрытые | In Darkness | W ciemności
2010-2011 Тримей | Treme
2009 Яношик. Правдивая история | Janosik. Prawdziwa historia
2009 Екатерина и Петр | Peter and Catherine
2006 Такая же, как я | A Girl Like Me: The Gwen Araujo Story
2006 Переписывая Бетховена | Copying Beethoven (
2004-2009 Детектив Раш | Cold Case
2004-2008 Прослушка | Wire, The
2002 Юлия возвращается домой | Julie Walking Home | Julia wraca do domu
2001 Золотые мечты | Golden Dreams
2001 Выстрел в сердце | Shot in the Heart
1999 Третье чудо | Third Miracle, The
1997 Площадь Вашингтона | Washington Square
1995 Полное затмение | Total Eclipse
1993 Таинственный сад | Secret Garden, The
1992 Оливье, Оливье | Olivier, Olivier
1990 Европа, Европа | Europa Europa | Hitlerjung Salomon
1988 Убить священника | To Kill a Priest
1985 Горький урожай | Bittere Ernte | Gorzkie żniwa
1981 Одинокая женщина | Kobieta samotna
1981 Горячка | Fever | Gorączka
1978 Провинциальные актёры | Provincial Actors | Aktorzy prowincjonalni
1977 Кое-что за кое-что | Something for something | Coś za coś (
1976 Кинопробы | Zdjęcia próbne
1976 Воскресные дети | Niedzielne dzieci
1975 Картинки из жизни | Pictures from Life | Obrazki z życia
1975 Вечер у Абдона | Evening at Abdon's | Wieczór u Abdona (Польша, короткометражный)
РОЛИ В КИНО
2008 Стадион бездомных | Boisko bezdomnych
1997 Божья подкладка | God’s Lining | Boża podszewka
1982 Допрос | Przesłuchanie
1976 Шрам | Scar, The | Blizna
1976 Кинопробы | Zdjęcia próbne
1973 Иллюминация | Iluminacja