Читайте нас в Telegram
Реклама

Дмитрий Золотухин – советский и российский актер, режиссер, заслуженный артист России (2000).

Биография и карьера

Дмитрий Золотухин родился 7 августа 1958 года в Москве, в актерской семье.

НОВОСТЬ

Его мать – театральная актриса Виктория Завгородняя, отец – заслуженный артист РСФСР Лев Золотухин, тоже всю жизнь игравший в театре, но успевший сняться и в нескольких десятках кинофильмов («Капитанская дочка», «Горячий снег» и др.). Последним из них, за год до его смерти, в 1987 году стала кинокартина «Христиане», которую в качестве своей дипломной работы снял его сын, заканчивавший тогда режиссерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии. В экранизации одноименного рассказа писателя Леонида Андреева были задействованы многие известные артисты, в том числе Любовь Полищук и Владимир Ивашов.

Перед тем, как поступить во ВГИК, Дмитрий закончил Школу-студию МХАТ (которую когда-то закончили и его родители), где учился на курсе Виктора Монюкова – театрального актера, режиссера, педагога, а потом несколько лет выходил на сцену МХАТ им. М. Горького.

Его дебютом в кино в 1980 году стала роль юного Петра Великого в двухсерийной киноленте Сергея Герасимова по роману Алексея Толстого «Петр I». Одна часть дилогии о молодых годах будущего первого российского императора называлась «Юность Петра», другая – «В начале славных дел».

Говорят, что в картину Дмитрий попал по рекомендации Виктора Монюкова. И это сразу был триумф. Читатели популярного в советские годы журнала «Советский экран» (издавался с небольшими перерывами в течение семидесяти лет – с 1928 по 1998 годы) были так впечатлены игрой начинающего киноартиста, что единодушно признали его лучшим актером года. Неудивительно, что в следующем кинофильме, посвященном монарху (но уже более поздним его годам), которая вышла в 1982 году и называлась «Россия молодая», на роль царя-реформатора пригласили именно Золотухина.

И хотя в основе девятисерийной «России молодой» Ильи Гурина лежало иное литературное произведение – одноименный роман Юрия Германа, в итоге, по мнению многих, из работ Герасимова и Гурина получилась целая киноэпопея о Петре I, охватывающая значительный период его жизни, начиная с самых юных лет.

В том же, 1982 году, Дмитрий появился в главной роли в киносказке Геннадия Васильева «Василий Буслаев». Он сыграл самого легендарного героя новгородского былинного эпоса, прославившегося в народе своей безграничной удалью и силой, которыми он в молодости пользовался, не задумываясь о последствиях, а в зрелости, осознав сколько всего по недомыслию натворил, отправился замаливать свои грехи в Иерусалим. По крайней мере, так утверждают былины.

Фильм был основан на народных сказаниях, но создатели трактовали их очень вольно и в результате получилась совершенно самостоятельная история.

Видимо, именно активные съемки в кино подтолкнули Золотухина к поступлению во ВГИК, о котором он раньше не думал. Неизвестно, стал ли случайным совпадением тот факт, что здесь он учился в мастерской Тамары Макаровой и уже знакомого ему Сергея Герасимова, снимавшего его в своей кинодилогии о Петре I.

До окончания института Дмитрий снялся еще в нескольких кинолентах – «Комета», «Лермонтов», «Юность Бемби» и др. Среди них была и экранизация рассказов Антона Чехова под названием «Очи черные», выполненная Никитой Михалковым, где в кадре также были замечены такие знаменитые итальянские актеры, как Марчелло Мастроянни и Изабелла Росселлини.

Дмитрий Золотухин: «У режиссеров зачастую просто нет времени актером заниматься. Вот у Михалкова хватало времени и повозиться, и прорепетировать. Я снимался у него в картине “Очи черные”. У нас были репетиции с Марчелло Мастроянни. И он был совершенно поражен. У него было огромное количество фильмов за плечами, включая Феллини. Но он сказал тогда: “Никита, за всю мою жизнь со мной репетировали два режиссера: это Висконти и ты. Больше никто и никогда”». («Новые известия»)

В 1994 году Золотухин пробует силы не только в качестве режиссера (как в своем дипломном фильме «Христиане»), но и сценариста, а также продюсера. «Зона Любэ» – это череда небольших кинозарисовок, связанных с одной из песен группы «Любэ» и судьбой конкретного человека, пришедшего на ее концерт в российской колонии.

В реализации творческого замысла ему помогали Марина Левтова, Ирина Розанова, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Валерий Гаркалин и другие актеры, сыгравшие различных персонажей. Сам Николай Расторгуев и музыканты его коллектива в картине, конечно, тоже были задействованы, хоть и исключительно как камео.

«Зона Любэ» прокатилась по нескольким отечественным кинофестивалям. На сочинском «Кинотавре» была номинирована как «Лучший полнометражный фильм», но награды не получила. Зато «взяла» призы на некоторых других фестивалях.

«Столица» (1995): «“Зона Любэ” – полнометражный дебют Золотухина-режиссера. Интересный прежде всего тем, как проникает в кинематограф клиповое мышление, как клип обживает близкую территорию <…> Некоторые журналисты считают работу солиста “Любэ” Николая Расторгуева в фильме лучшим кинодебютом прошлого года. Расторгуев в самом деле оставляет впечатление мощное, хотя никого в фильме не играет, а только поет».

Есть сведения, что после этого Дмитрий планировал еще один фильм – «Скоморохи», в который намеревался пригласить «легенду» советского кинематографа Георгия Юматова. Но не сложилось. В 1997 году, в возрасте 71 года, Юматов скоропостижно скончался, а заменить его кем-то другим Золотухин принципиально не желал.

После этого он практически «завязал» с кино, лишь пару раз появившись в титрах. В фильме-катастрофе «Экипаж» Николая Лебедева, вышедшем в 2016 году, он изображал бесцеремонного пассажира-нувориша, а в военной драме «Несокрушимый» Константина Максимова, премьера которого состоялась в 2018-м, – Соболя.

В своих интервью на вопрос о том, почему он практически перестал сниматься после «блестяще исполненного Петра», Золотухин отвечал, что вот именно поэтому и перестал. Он сыграл роль, которая прославила его, принесла успех и положительные рецензии критиков, но она же его и ограничила: режиссеры видели в нем только самодержца и больше никого. Бороться с этим стереотипом оказалось сложно.

Дмитрий Золотухин: «Когда режиссеры и продюсеры запускают фильмы, они смотрят: “Он, конечно, хорошо играет, но у нас в сценарии нет Петра Первого. Давай возьмем другого, который уже сыграл четырех следователей и двух генералов. Что мы возиться будем? Зачем Золотухин?!”» («Новые известия»)

Поклонники гадают, куда пропал с экранов так стремительно ворвавшийся на них когда-то артист. А он, насколько известно, ушел работать в близкую, но все-таки иную сферу и занимается продюсированием программ для мобильного и интерактивного телевидения и не слишком охотно вспоминает о былом. Ведь изначально, как говорят, он и не собирался идти в артисты (родители уговорили), а собирался поступать в Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова. Вот, видимо, актерская судьба и не сложилось.

Дмитрий Золотухин: «Я киноман – человек, “подорванный” на кино. Из всех искусств я как зритель всегда выбирал именно кино. Могу не снимать и не играть, но вечером всегда смотрю фильмы!» («Новые известия»)

Личная жизнь

Закадровая жизнь Дмитрия Золотухина – тайна за семью печатями. Ходили слухи, что какое-то время, еще в студенчестве, он встречался с актрисой Мариной Голуб, но семьи у двух творческих людей так и не получилось, а позднее, в 2012 году, Марина погибла в аварии. И до сих пор, кажется, Дмитрий продолжает оставаться холостяком.

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через