Читайте нас в Telegram

Ерлан Нурмухамбетов

Ерлан Нурмухамбетов
  • Режиссер, Актер
  • Дата и место рождения: 23 июля 1974 (50 лет), Абай (Казахстан)

Его коллеги по цеху

Реклама

Ерлан Нурмухамбетов – казахстанский режиссер, сценарист и звукорежиссер.

Биография и карьера

Ерлан Нурмухамбетов родился 23 июля 1974 года в селе Абай Южно-Казахстанской (ныне – Туркестанская) области Казахстана, недалеко от границы с Киргизией. Столица последней, Бишкек, находится всего в 250 км от села, в то время как столица Казахстана, Нур-Султан, в несколько раз дальше – более чем в 1200 км.

НОВОСТЬ
Певец заявил, что из-за телеведущей не может жениться.

Но совсем рядом с селом расположен другой крупный казахстанский мегаполис – Алма-Ата, до 1997 года служившая столицей страны, и именно туда, в Казахскую национальную академию искусств им. Т. К. Жургенова, и поехал поступать деревенский мальчуган, о кино никогда и не мечтавший.

Предаваться мечтаниям ему просто было некогда. Непростой сельский быт даже детям такой возможности почти не оставляет. А, повзрослев, Ерлан отправился зарабатывать деньги. Сменил множество профессий: работал барменом, официантом, на стройке и автомойке… Но все-таки выкраивал время на то, чтобы писать небольшие рассказы – излагать мысли на бумаге он любил всегда. Что и натолкнуло его двоюродную сестру, как-то обнаружившую литературные зарисовки Ерлана, на мысль о том, что ему стоит попробовать себя в драматургии и поступить в вуз.

Ее совету юноша последовал, хотя и был настроен весьма пессимистично. Но казахстанский кинодраматург Лейла Ахинжанова, набиравшая в тот год студентов в свою мастерскую, увидела в абитуриенте потенциал. И не прогадала.

Таким образом, в 1996 году Ерлан стал студентом факультета «Кино и ТВ» и обучался сначала по специальности «кинодраматургия» (получив степень бакалавра в 2000 году), а затем – «искусствоведение» (магистр, 2002 год). В процессе учебы он и понял, что, пусть и случайно, но попал именно туда, куда нужно.

Факультет, на котором учился Ерлан, был образован всего за несколько лет до этого, на базе Алма-Атинского государственного театрально-художественного института, и впоследствии превратился в ведущее в Казахстане учебное заведение, дающее высшее кинематографическое образование.

А сегодня и сам Ерлан Нурмухамбетов учит будущих кинематографистов, занимая должность старшего преподавателя и заведующего кафедрой «Режиссура кино и телевидения» Казахского национального университета искусств в Нур-Султане.

Свою карьеру в кино он начал, когда ему было лишь немного за двадцать. Одним из первых стал криминальный боевик «Киллер» (Tueur à gages) 1998 года, над которым трудился международный коллектив из Казахстана и Франции. Второкурсник Ерлан числился на съемочной площадке помощником режиссера Дарежана Омирбаева. История обычного парня, работающего водителем, но после дорожно-транспортного происшествия вынужденного стать заказным убийцей, чтобы расплатиться с бандитами за их разбитый автомобиль, встретила позитивный прием на Каннском международном фестивале, где фильм стал победителем в программе «Особый взгляд». Также он получил призы на международных кинофестивалях в Нанте и Тегеране (в последнем случае был отмечен сценарий).

На нескольких картинах Нурмухамбетов тренировался в качестве сорежиссера, снимал сериалы, а его самостоятельный режиссерский дебют в «полном метре» состоялся в 2015 году. Это была лирическая комедия «Ореховое дерево» (Жанғақ тал), на создание которой у автора (а сценарий он также написал сам) ушло около десяти лет. Все потому, что в его основе – короткометражные кинозарисовки, которые Ерлан начал делать еще в студенчестве. Он давно хотел использовать их в качестве базы для полнометражного фильма, и, когда такая возможность появилась, он ее не упустил, придумав, как связать между собой эти, казалось бы, очень разные сюжеты.

Ерлан Нурмухамбетов: «Однажды, еще маленьким, я увидел, как сосед взял длинную палку и стал бить дерево. Это был шок! Меня обуревала масса эмоций. А оказалось, он просто собирает орехи! В общем, этот сюжет мне врезался в память, наверное, навсегда и уже во взрослом возрасте послужил толчком для создания фильма про жизнь и быт небольшого аула на юге Казахстана». (Культура.РФ)

Первый же блин оказался не комом. Лента «взяла» гран-при крупнейшего в Азии Международного кинофестиваля в Пусане в номинации «Новые течения» и другие награды.

В России ее впервые показали в 2017 году, в рамках Санкт-Петербургского культурного форума.

Культура.РФ: «Игнорируя тяготы современной жизни, картина повествует о душевном и светлом – в эту историю так и хочется убежать от проблем».

Другой заметной режиссерской работой Ерлана стала драма «Конокрады. Дороги времени» (Horse Thieves. Roads of Time) 2019 года, которую создавала интернациональная команда из Казахстана и Японии. Идея принадлежала Нурмухамбетову, который незадолго до этого, как и другие граждане его страны, был потрясен жестоким убийством трех братьев-коневодов, ставших жертвами головорезов, пожелавших завладеть их лошадьми. Свою задумку экранизировать эту трагедию режиссер озвучил японскому продюсеру, с которым познакомился на одном из кинофестивалей, и тот эту затею поддержал. Так родилась история о семье коневодов, глава которой, Ондасын (Дулыга Акмолда) был обманут бандитами, прикинувшимися покупателями коней, и погиб от их рук, в результате чего его молодая жена Айгуль (Самал Еслямова) и трое маленьких детей остались без кормильца и средств к существованию. А рассказывает ее самый старший из детей, 10-летний Олжас (Мади Минайдаров), который в одночасье оказался единственным мужчиной в семье. К счастью, на выручку несчастным приходит тот, кого никто из них не ждал.

Ерлан Нурмухамбетов: «Я бы хотел, чтобы мой зритель не витал в облаках, а видел простых людей, у которых простые истории. Мой фильм – это возможность взглянуть на близких, соседей, друзей, прочувствовать аромат жизни <…> Между “все плохо” и “все хорошо” проходит жизнь, так вот я хочу, чтобы мой зритель почувствовал дыхание этой жизни». (Культура.РФ)

Премьерный показ драмы прошел опять-таки в южнокорейском Пусане, где она была удостоена чести открывать фестиваль.

Нурмухамбетов из тех немногочисленных режиссеров, что работают в жанре авторского кино, которое больших денег не приносит. Массовое в своих интервью он как-то сравнил с парком аттракционов, откуда гость, прокатившись на карусели, выходит заряженным адреналином и счастливым. Авторское же, по его мнению, это не про развлечение, а про изучение. Это интеллектуальная нагрузка, которой большинство современных людей избегают. Но ему хочется снимать именно такое и воспитывать вдумчивого зрителя. Видимо, поэтому в фильмографии режиссера всего несколько позиций.

Ерлан Нурмухамбетов: «Казахскому зрителю навязана классическая форма подачи картин, где догоняют, убивают, побеждают. Но это, наверное, потому что в кинотеатры сейчас ходит одна молодежь – под нее и подбирается кино. <…> Отсутствует воспитание хорошим, качественным кино». (Культура.РФ)

Сам он всегда вдохновлялся творчеством режиссеров Киры Муратовой, Отара Иоселиани, Алексея Германа (старшего), чьи фильмы, как считает Ерлан, неподвластны времени и актуальны даже сегодня, в двадцать первом веке.

Ерлан Нурмухамбетов: «Сейчас, когда я не только снимаю, но и преподаю режиссерское дело студентам, мне очень хочется, чтобы они так же, как эти мастера, выискивали вечные темы, стремились к самобытности». (Культура.РФ)

Личная жизнь

Ерлан Нурмухамбетов женат и на сегодняшний день многодетный отец – насколько известно, у него двое дочерей и сын.

Фильмография (избранное)

  • Перед грозой (2011)
  • Мальчик-охотник (2012)
  • Ореховое дерево (2015)
  • Айман и Шолпан (2016)
  • Посмотри в мои глаза (2018)
  • Конокрады. Дороги времени (2019)
16:45, 30.10.2024

«Шоу Аватар» в цифрах: что мы видим на экране и что остается за кадром

«Обсчитали» популярный проект в преддверии выхода нового сезона.

«Шоу Аватар» стартует на канале НТВ 3 ноября.



Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через