Ян Энглерт
Jan Englert- Актер
- Дата и место рождения: 11 мая 1943 (81 год), Варшава, Польша
- Семейное положение: Барбара Солтысик (в разводе, 3 детей), Беата Щцыбак (в браке, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Ян Энглерт – польский актер театра и кино, театральный режиссер.
Биография
Ян Александр Энглерт родился 11 мая 1943 года в Варшаве. У него есть брат Мацей, который также вполне успешно реализовался в качестве актера и театрального режиссера.
Актерское мастерство Ян осваивал в Государственной высшей театральной школе (ныне учебное заведение называется Национальная академия драматического искусства имени Александра Зельверовича), которую с успехом окончил в 1964 году. Сразу после получения диплома он вошел в состав труппы Варшавского польского театра. Долгое время начинающий артист получал лишь второстепенные роли, чем был не слишком доволен. Однако спустя четыре года, после участия Яна в постановке «Заметки» в рамках проекта Телевизионный театр, его заметил режиссер Казимеж Куц и предложил попробовать себя в кино.
Театральная карьера
Сцену родного Польского театра Энглерт покинул в 1969 году и начал выступать на подмостках Варшавского Современного театра. Там артист задержался на двенадцать лет, однако в 1981-м снова вернулся в Польский театр, которому впоследствии посвятил еще тринадцать лет. В конце 1990-х он вошел в труппу Национального театра в Варшаве.
В 2003-м Ян стал художественным руководителем Национального театра. Эту должность он занимает по сей день. Театр «Народовы» (так его название звучит на польском языке) является старейшим и ведущим театром в стране: первая постановка на его подмостках была поставлена в 1765 году. Непосредственным предшественником Энглерта на посту худрука был выдающийся европейский театральный режиссер Ежи Гжегожевский. Его назначение профессиональное сообщество восприняло скептически, посчитав, что академическую сцену не следовало доверять такому авангардисту как Гжегожевский. Однако именно при нем театр занял лидирующее место среди сценических площадок Польши, а его спектакли неизменно привлекали публику в зрительский зал.
Заняв кресло худрука, Энглерт продолжил курс Гжегожевского, а также сохранил в репертуаре все постановки своего предшественника. В дальнейшем Ян внес существенное разнообразие в афишу сценической площадки – сейчас в стенах театра идут как экспериментальные спектакли молодых режиссеров, так и классические постановки авторов, относящихся к старшему поколению.
Карьера в кино
Впервые на экране Ян появился в возрасте четырнадцати лет, снявшись в военной драме Анджея Вайды «Канал». Лента, повествующая о трагической судьбы группы участников Варшавского восстания, претендовала на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и получила особый приз жюри смотра. После этой работы Энглерт вплоть до начала 1960-х не снимался, но после знакомства с режиссером Казимежом Куцем начал новую главу в профессиональном творчестве.
В фильмографии Энглерта более ста работ в разножанровых проектах, многие из них были посвящены историческим событиям, в том числе военным эпизодам. Он сыграл судебного психиатра в исторической драме «Нюрнбергский эпилог», которая является экранизацией популярной телевизионной постановки о Нюрнбергском процессе, а также исполнил заглавную роль в картине своего «наставника» Куца «Жемчужина в короне» (лента выдвигалась от Польши на соискание премии «Оскар», но не попала в номинацию). Кроме того, актер снялся в грандиозном проекте российского режиссера Юрия Озерова «Освобождение». Киноэпопея о Великой Отечественной войне состоит из пяти фильмов, в производстве которых были задействованы несколько стран. Яну досталась роль танкиста из армии Катукова в одной из картин.
Помимо военных и исторических картин Ян снимался и в проектах по так хорошо знакомым ему классическим произведениям. Например, он сыграл Каиафа (первосвященника в Иудеи) в 4-серийной фильме «Мастер и Маргарита», экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова, за постановку которого взялся польский режиссер Мацей Войтышко. Картину высоко оценили не только зрители, но и литературоведы, специализирующиеся на творчестве русского писателя. В еще одной экранизации – «Дама с камелиями» – Энглерт исполнил роль Александра Дюма-сына.
В середине нулевых Яну снова довелось поработать с Анджеем Вайдой, который на тот момент уже считался классиком европейского авторского кино. В картине «Катынь» актер исполнил роль генерала. Сюжетная линия сосредотачивается на судьбе четырех польских офицеров, которым предстоит стать героями одного из страшнейших эпизодов военного времени. Лента выдвигалась Польшей на соискание «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и попала в шорт-лист.
Следующая встреча актера с Вайдой состоялась спустя два года – он сыграл в новом фильме режиссера «Аир». В картине, в основу которой лег рассказ Ярослава Ивашкевича, повествуется о немолодой женщине, которая вступает в страстные отношения с юношей, но теряет своего возлюбленного в результате нелепой случайности.
В 2021-м с участием артиста вышла картина «Девушки из Дубая», которая вызвала большой интерес у публики – по итогам года новинка была признана главным хитом польского кинематографа. В фильме рассказывается о девушке, которая занялась эскортом, чтобы обеспечить себе красивую жизнь, а затем начала вербовать в этот бизнес моделей и звезд шоу-бизнеса, делая их сопровождающими арабских шейхов.
Личная жизнь
Актер был женат дважды. В браке с актрисой Барбарой Солтысик у него родились трое детей, но в 1994-м супруги решили расстаться. Спустя четыре года Ян снова обменялся клятвами с еще одной коллегой Беатой Щцыбак. Женщина родила ему одного ребенка.
Фильмография
- Девушки из Дубая (2021)
- Свидетель (2019)
- Чужое небо (2015)
- Путешествие в Рим (2015)
- Боги (2014)
- Тайна Вестерплатте (2013)
- Справедливость (сериал, 2010)
- Аир (2009)
- Время чести (сериал, 2008 – 2013)
- Коррумпированные (2008)
- Катынь (2007)
- Одиночество в сети (2006)
- Безмерность правосудия (2006)
- Деньги – это не все (2000)
- Экстрадиция 3 (мини-сериал, 1998)
- Киллер 2 (1998)
- Темная сторона Венеры (1998)
- Киллер (1997)
- Жаворонок (1995)
- Дама с камелиями (1994)
- Большой провал (1992)
- В клетке (1988)
- Магнат (1987)
- Баритон (1984)
- Соболь и панна (1984)
- Марыня (1983)
- Кукла (мини-сериал, 1977)
- Освобождение (1968)
- Ночи и дни (1975)
- Жемчужина в короне (1971)
- Канал (1956)