![](https://www.vokrug.tv/pic/news/d/f/a/a/rsz300x300_dfaa58f4dd93239143a27142a98038b4.jpg)
Ежи Сколимовский
Jerzy Skolimowski![Ежи Сколимовский](https://www.vokrug.tv/pic/person/8/4/5/c/845c84c98bdc23f86691e61947bcbe44.jpg)
- Режиссер, Продюсер, Актер, Сценарист
- Место рождения: Лодзь, Польша
Его коллеги по цеху
Ежи Сколимовский — польский кинорежиссер, сценарист, актер, поэт и художник.
Биография
Родился 5 мая 1938 года в Лодзе, Польша.
![](/pic/news/2/d/5/0/rsz140x140_2d504496122aa9f70543572a846cb904.jpg)
В 1959 году он окончил Варшавский университет по специальности «Этнография» и в 1963 году посещал престижную Польскую киношколу в Лодзе, класс режиссуры.
Глубоко затронутый войной (он был найден выжившим в развалинах своего дома в Варшаве, в то время как его отец, участник сопротивления, был расстрелян нацистами), Ежи проявлял мало интереса к учебе, и его часто исключали из школы. Тем не менее, он изучал литературу и историю в университете, чтобы избежать военной службы. Затем он учился в киношколе в Лодзи, в частности, у Романа Полански, для которого в 1962 году написал сценарий своего первого фильма «Нож в воде». Уже своими школьными работами он привлек внимание критиков. Его этюд «Бокс» получил Гран-при на Международном фестивале спорта в Будапеште в 1962 году.
В середине 1960-х годов зародилось новое направление в польском кино, названное — довольно условно и несколько механистично — «третьим польским кино». После первых послевоенных польских фильмов, снятых в довоенном стиле, после дискуссионной польской школы, кинематографа, созданного участниками Второй мировой войны, на первый план вышли молодые художники, воспитанные в послевоенный период и считавшие эту новую реальность своим опытом. В то время документалисты были первыми, кто показал повседневную жизнь поляка. После них эта тема появилась и в художественных фильмах. Ежи Плажевский написал в своей книге «История кино для всех»:
Ежи Сколимовский заслужил право называться ведущим представителем этого поколения в польском кино. Главный герой его первых работ не вызвал симпатии у той части критиков, которая, в соответствии с мнением властей, ожидала от фильмов социальной перспективы и считала любой индивидуализм неуместным. Он был героем, как выразился Конрад Эберхардт, «отталкивающим зрелость», «убегающим от шаблона».
Увлеченный джазом, он сотрудничал с Кшиштофом Комедой, что привело начинающего режиссера к Анджею Вайде. Он дебютировал в качестве сценариста в 1960 году в фильме «Невинные чародеи» (реж. Анджей Вайда), а как режиссер игрового кино — в 1964 году с фильмом «Rysopis». Эта кинокартина была снята необычным способом — составлена из нескольких студенческих фильмов, снятых с интервалом. Сколимовский, которому едва исполнилось двадцать лет, уже написал несколько сборников стихов, пьесу, короткометражные проекты, документальный фильм и несколько киносценариев.
В движении либертарианского ветра, пронесшегося по центральноевропейскому кино в 1960-х годах, когда такие режиссеры, как Милош Форман, вдохнули ироничную жизнь в конфликты между поколениями, Сколимовский принял участие в обновлении польского кино. Физическая отдача, усилия, энергия — это именно то, что присуще его фильмам, как в режиссуре и монтаже, так и на экране, и это останется особым признаком его поэтики на протяжении всей его карьеры. Работой «Особые приметы» в 1964 году, он открыл полуавтобиографический серию, состоящую из шести картин на тему потери невинности, в котором он играет повторяющуюся роль — персонажа Анджея Лешица. После драмы «Барьер» в 1966 году он снял «Старт», в котором режиссером выступил Жан-Пьер Лео; этот фильм автор считал второстепенным, несмотря на Золотого медведя, полученного на Берлинском кинофестивале. По его мнению, ей не хватает силы и ярости «Руки вверх», которую он задумал как «гигантский безмолвный крик, провокацию для 32 миллионов поляков, чтобы заставить их отреагировать на то, что не так со страной». Фильм был быстро запрещен и вышел на экраны только в 1980 году.
С 1967 года Ежи Сколимовский жил и работал за границей: в Италии, Великобритании и США. Его первые фильмы с большим бюджетом, такие как «Глубина», «Приключения Жерара» (1970) были горькими неудачами, несмотря на то, что в них снимались известные актеры и актрисы (Клаудия Кардинале, Джина Лоллобриджида, Дэвид Нивен и др.). Его карьера пережила затмение, которое продолжалось до критического успеха хоррор-драмы «Вопль» в 1978 году, за которым последовал фильм «Лунный свет» — драма с Джереми Айронсом, действие которой происходит на фоне военного положения, введенного Ярузельским в Польше в 1980 году, остается самым большим коммерческим успехом режиссера, получив приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале в 1982 году. «Заколдованная» (1985) принесла ему первое сотрудничество с американским кинематографом. В 1988 году он снял мелодраму «Вешние воды», которая стала для него возможностью вернуться к жанру, который он безуспешно пытался использовать в «Король, дама, валет».
После выхода кинокартины «Фердидурка» в 1991 году он отошел от камеры, посвятив всего себя поэзии и живописи. Однако маэстро продолжал работать на съемочной площадке, но уже в качестве актера. Его можно увидеть вместе с Тимом Бертоном в бредовом фильме «Марс атакует!» или в фильме Джулиана Шнабеля «Пока не наступит ночь» (2000). В 2007 году Дэвид Кроненберг вывел его из полуотставки, дав двусмысленную роль в криминальном триллере «Порок на экспорт». Эта работа, возможно, помогла ему вернуться к режиссуре, поскольку в 2008 году он выпустил тревожную драму «Четыре ночи с Анной», более чем через пятнадцать лет после своего предыдущего фильма. Затем он приступил к работе над кинолентой «Необходимое убийство», в которой рассказывается об охоте за беглым талибом, которого сыграл Винсент Галло. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в 2010 году, где работа получила Большой приз жюри и награду за лучшую мужскую роль для Галло. В 2015 году состоялась премьера его драмы «11 минут» с Ричардом Дормером и Паулиной Чапко в главных ролях.
После этой работы в профессиональной жизни творца наступило затишье, и только в 2022 году он представил свою новую работу — «ЕО» в рамках конкурсной программы Каннского фестиваля.
Ежи Сколимовский — лауреат многих премий: среди них Гран-при в 1966 году за «Барьер» на фестивале авторского кино в Бергамо, Золотой медведь за «Начало» в 1967 году на МКФ в Берлине. За фильм «Лунный свет», который долгое время подвергался цензуре, он получил награду журналистов на фестивале польского кино в Гданьске в 1981 году. В 2003 году (за 2002 год) он был удостоен «Орла», награды, присуждаемой ему за «независимую позицию польского кинотворца мирового масштаба, реализованную в Польше и в эмиграции, и постоянные связи с Польшей». За режиссуру киноленты «Четыре ночи с Анной» он снова завоевал «Орла» в 2009 году.
Фильмография
- 2022 — ЕО
- 2020 — Дома
- 2015 — 11 минут
- 2010 — Необходимое убийство
- 2008 — Четыре ночи с Анной
- 1991 — Фердидурка
- 1989 — Вешние воды
- 1985 — Плавучий маяк
- 1985 — Заколдованная (сценарист)
- 1984 — Успех — лучшая месть
- 1982 — Лунный свет
- 1981 — Руки вверх
- 1978 — Вопль
- 1972 — Король, дама, валет
- 1972 — Скольжение (сценарист)
- 1970 — Глубина
- 1970 — приключения Жерара
- 1968 — Диалог 20-40-60
- 1967 — Старт
- 1966 — Барьер
- 1965 — Друг (сценарист)
- 1965 — Вальковер
- 1965 — Особые приметы
- 1962 — Нож в воде (сценарист)
- 1961 — Деньги или жизнь
- 1961 — Эротика
- 1960 — Выколи глаз
- 1960 — Гамлетик
- 1960 — Невинные чародеи (сценарист)