Читайте нас в Telegram

Михаил Агранович

Михаил Агранович
  • Люди за кадром, Участник, Режиссер
  • Дата и место рождения: 8 сентября 1946 (77 лет), Москва (СССР)
  • Семейное положение: Эмилия Кулик (в разводе, 1 ребёнок), Лидия Федосеева-Шукшина (в разводе, нет детей), Алла Агранович (в браке, 1 ребёнок)

Его коллеги по цеху

Реклама

Михаил Агранович – советский и российский режиссер, оператор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1992).

Биография и карьера

Михаил Агранович родился 8 сентября 1946 года в Москве.

НОВОСТЬ
Блогер и Надежда Ангарская продолжают демонстрировать теплые чувства друг к другу в шоу «Последний герой. Русский сезон».

Его отец, Леонид Агранович, был режиссером («Свой» с Аллой Покровской, Олегом Ефремовым и Галиной Волчек), сценаристом («Человек родился» с Ольгой Бган, Владимиром Гусевым и Владимиром Андреевым), драматургом. Мать, Мирра Агранович, работала переводчиком.

Для Леонида Аграновича это был второй брак – первым он был женат на актрисе Марине Ковалевой («Тимур и его команда») – дочери оперной певицы Ольги Ковалевой и архитектора Франца Иванчука (на стыке 1920-х и 1930-х годов занимался планировкой промышленных районов Москвы, потом ее реконструкцией). В этом союзе у него родился старший сын Алексей, впоследствии – актер («Свой»), журналист и муж актрисы Жанны Владимирской («Еще раз про любовь»).

Окончив школу, Михаил, подобно отцу, тоже решил посвятить себя кинематографу и поступил на операторский факультет ВГИКа. Руководителем его курса был Александр Гальперин, с кинокамерой в руках работавший над такими фильмами, как «Космический рейс» (в создании его сценария участвовал Константин Циолковский) и «Бабы» (единственная режиссерская работа Владимира Баталова – отца популярного актера и кумира советских женщин Алексея Баталова).

Вуз Михаил закончил в 1970 году и оказался на «Мосфильме». Но самостоятельно снимать ему позволили далеко не сразу. В тот период для специалистов подобного профиля было почти нормальным явлением годами дожидаться своей очереди. Прежде нужно было долго набираться опыта в качестве второго оператора, что он и делал в течение целых пяти лет.

Но Аграновичу еще повезло. В 1972 году у него появился шанс проявить себя на «Таджикфильме». Однокашник Анвар Тураев, одновременно с ним учившийся в ВГИКе (но только на режиссерском факультете, у Михаила Ромма), пригласил его оператором-постановщиком в свою творческую команду, работавшую над экранизацией повести Хабибулло Назарова «Рыжик и Пятнашка», получившей название «Хабиб – повелитель змей». Это был полноценный операторский дебют Аграновича.

В 1976 году Сергей Никоненко решил доверить его камере свою трагикомедию «Трын-трава». Они были знакомы уже около года, с момента съемок мелодрамы «Земляки» режиссера Валентина Виноградова, где Никоненко играл одну из главных ролей, а Агранович помогал оператору Роману Веселеру. Но студийное начальство ни в какую не соглашалось на то, чтобы Агранович снимал в одиночку. Пришлось «для отвода глаз» позвать более опытного коллегу, Владимира Захарченко. К счастью, тот, понимая ситуацию, старался не вмешиваться в процесс, а, если и вмешивался, то только для того, чтобы дать полезный совет и помочь.

В этом тандеме операторы работали и над следующей картиной – мелодрамой Константина Воинова «Рудин».

Сразу после нее, в 1977 году, Агранович, наконец, получил на «Мосфильме» долгожданный «суверенитет». Уже без наставника он снимал сатирическую комедию Михаила Швейцера «Смешные люди!», а потом его же «Маленькие трагедии».

Настоящей творческой удачей кинооператора стала культовая детективная комедия Аллы Суриковой «Ищите женщину», вышедшая в 1983 году. Особенностью фильма, в котором была задействована целая плеяда блистательных советских актеров (Софико Чиаурели, Леонид Куравлев, Сергей Юрский, Елена Соловей, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник и др.), стал тот факт, что все действие разворачивалось в одном-единственном помещении – нотариальной конторе мэтра Роше. Этим кинофильм больше походил на телеспектакль, но такого ощущения при просмотре не возникало. Талантливой съемочной группе удалось сделать все так, что увлеченный перипетиями зритель этой непривычной для кино ограниченности пространства не замечал и не придавал ей никакого значения. И в этом немалая заслуга оператора-постановщика.

Михаил Агранович: «Комедия – не самый близкий мне жанр, зато люди смотрят с удовольствием». («Вечерняя Москва»)

За свою творческую карьеру Агранович запечатлел на кинопленку порядка сорока кинолент. Сотрудничал со многими известными кинорежиссерами: Тенгизом Абуладзе («Покаяние»), Глебом Панфиловым («Мать»), Егором Кончаловским («Затворник») и др. А однажды он и сам решился выступить в необычном для себя амплуа режиссера. Вместе с актером Олегом Янковским, до этого тоже никогда не сидевшем в режиссерском кресле, он снял отличную мелодраму «Приходи на меня посмотреть». При этом оба режиссера-дебютанта выполняли в ней и привычные им дополнительные функции: Агранович снимал все на камеру, а Янковский играл одну из главных ролей (наряду с Ириной Купченко и Екатериной Васильевой).

Олег Янковский: «Это была “проба пера”. В потоке чудовищно-черного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты». («День»)

В картине был использован прием, уже успешно опробованный и в «Ищите женщину». События в ней происходят в одной и той же квартире и лишь несколько кадров сняты за ее пределами (в подъезде и во дворе).

Трогательную киноисторию, в основу которой легла повесть Натальи Птушкиной (она же написала киносценарий) «Пока она умирала», оценили как любители кино, так и профессионалы. Картина и ее коллектив получили целый ряд кинонаград, в том числе на фестивалях «Окно в Европу» (лауреат конкурса «Выборгский счет») и «Кинотавр» (приз за лучшую мужскую роль). Но так уж вышло, что и для Аграновича и для Янковского этот фильм остался единственной режиссерской работой.

Михаил Агранович: «Мы хотели снять с ним еще одну картину. Уже был готов сценарий, и даже название придумали: “Герой нашего времени”. Предполагалось, что это будет такой перифраз на тему одной из глав романа Лермонтова. Главному герою – Печорину по сценарию было уже 60 лет. Эта роль была написана специально для Олега Янковского. Но вдруг за две недели до съемок продюсер, на которого мы так рассчитывали, передумал и ушел из проекта. Как известно, беда не приходит одна. Вскоре из жизни ушел Олег Иванович. После его ухода фильм я так и не смог реанимировать». («Только звезды»)

Как оператор Агранович также получил несколько профессиональных премий. Например, «Нику» за драму «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и ТЭФИ за сериал «В круге первом» Глеба Панфилова, с которым он сотрудничал чаще, чем с другими кинорежиссерами. В 2020 году он был назван лучшим кинооператором года, став обладателем премии Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России «Белый квадрат». Награда была присвоена ему за фильм «Сестренка» Александра Галибина.

Сегодня Михаил Агранович продолжает работать кинооператором. Среди его последних работ – «Карп отмороженный» Владимира КоттаМариной Нееловой, Евгением Мироновым и Алисой Фрейндлих) и «Иван Денисович» Глеба ПанфиловаФилиппом Янковским и Инной Чуриковой). Телевизионная премьера «Ивана Денисовича» по мотивам произведений Александра Солженицына состоялась 23 апреля 2022 года на телеканале «Россия 1».

Также Агранович преподает на операторском факультете ВГИКа, который когда-то сам закончил. Руководит здесь мастерской, а с 2015 года является заведующим кафедрой кинооператорского мастерства.

Михаил Агранович: «К сожалению, зрительская аудитория, на которую сегодня ориентируются продюсеры, не привыкла думать, сострадать и переживать – ей хочется развлечения, аттракциона. Бывают исключения, но я вынужден констатировать, что кино перестало быть искусством и ситуация только усугубляется». («Вечерняя Москва»)

Личная жизнь

Первой женой Михаила Аграновича стала Эмилия Кулик – диктор сначала Украинского республиканского, а затем и Всесоюзного радио (позднее – радиостанции «Маяк»). В этом союзе в 1970 году родился сын Алексей.

Сегодня Алексей Агранович известен как актер («Доктор Лиза», The Телки), режиссер (скетч-шоу канала «РЕН-ТВ» «Улица Гоголя»), а также художественный руководитель «Гоголь-Центра» (сменил на этом посту Кирилла Серебренникова).

В 1976 году на съемках «Трын-травы» Агранович познакомился с Лидией Федосеевой-Шукшиной. Режиссер картины Сергей Никоненко с трудом уговорил ее, свою однокурсницу, приехать на пробы. Актриса, незадолго до этого похоронившая мужа, писателя Василия Шукшина, была в глубокой депрессии и поначалу отказывалась сниматься, но настойчивость Никоненко, к тому моменту уже почти отчаявшегося найти подходящую исполнительницу главной роли, победила.

На Аграновича появление Федосеевой-Шукшиной перед камерой произвело огромное впечатление. Как вспоминал потом он сам, перед ним стояла не просто красивая женщина, а красивая актриса – «содержательнейшая личность», от которой невозможно было оторвать глаз.

После съемок они уже не расставались и прожили вместе долгих десять лет. Детей в этих отношениях не родилось, но Агранович воспитывал дочерей любимой супруги Машу и Олю (впоследствии также ставших актрисами, хоть и с разной степенью успешности).

Михаил Агранович: «Машу и Олю я не считал своими детьми. Сами девочки никогда меня папой не называли, да я на этом и не настаивал. Для них я всегда был Мишей. Я им книжки читал, косы заплетал. Кстати, последнее оказалось делом совсем несложным». («Только звезды»)

И в третий раз закинул он невод, женившись на режиссере и сценаристе документального кино Алле Муренко («Сергей Никоненко. Поздно, люблю другую», «Мария Шукшина. Расскажите мне о моем отце»). Несмотря на то, что жена была семнадцать лет моложе мужа, брак оказался счастливым – пара вместе уже более двадцати лет. В 1989 году у супругов родилась дочь Мария. Сегодня Мария Агранович – кинорежиссер («Люби их всех», The Телки).

Михаил Агранович: «Что такое семья, дом, я понял в достаточно зрелом возрасте и сейчас очень этим дорожу. С женой Аллой мы вместе уже больше 20 лет, у нас растет прекрасная дочь. Когда я женился на ней, мне было больше 40 лет. Поэтому и к своим домочадцам я сейчас отношусь иначе. Называю жену и дочку своими младшими подопечными. Еще у меня есть собака и кот. За всю эту компанию я несу ответственность». («Только звезды»)

Фильмография (избранное)

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться


Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через