Марсель Марсо
Marcel Marceau- Актер, Персонаж
- Дата и место рождения: 22 марта 1923 (84 года), Страсбург (Франция)
- Дата смерти: 22 сентября 2007
- Семейное положение: Югетт Малле (в разводе, 2 детей), Элла Ярошевич (в разводе, нет детей), Энн Сикко (в браке, 2 детей)
Его коллеги по цеху
Марсель Марсо (Marcel Marceau) – французский актер-мим.
Биография и карьера
Марсель Марсо (урожденный Исер Мангель) родился 22 марта 1923 года в столице французского Эльзаса – Страсбурге.
Сын простого мясника-еврея, работавшего в кошерной лавке, «заболел» пантомимой в раннем детстве – когда в пять лет впервые увидел немые фильмы с участием Чарли Чаплина. Мальчик вырос с мечтой о том, что станет мимом, но в его планы бесцеремонно вторглась Вторая мировая война.
В Лиможе, куда еврейская семья бежала от нацистов (от рук которых через несколько лет в Освенциме погибнет отец Марселя), 17-летний юноша и его старший брат Ален взяли себе другую фамилию – Марсо (в честь Франсуа-Северена Марсо-Дегравье – французского генерала эпохи так называемых Революционных войн 1792–1802 годов) и присоединились к местному движению сопротивления, став одними из тех героев, кто спасал еврейских детей от концлагерей и верной смерти, переправляя их в более безопасную ввиду своего нейтрального статуса Швейцарию. В этот тяжелейший период Марселю очень пригодился его незаурядный актерский талант. С одной стороны, чтобы успокоить малышей, он разыгрывал перед ними отвлекающие их сценки. А, с другой, чтобы избежать проблем на границе, он всякий раз придавал своему лицу настолько неповторимое выражение, что постовые не могли его запомнить, думая, что мимо них проходят разные люди, а не один и тот же человек. Так его стараниями в Швейцарии оказались свыше семидесяти детей.
В 1944 году Марсо присоединился к армии и воевал за освобождение Франции.
После окончания войны он, наконец, смог вернуться к своим юношеским грезам и, переехав в Париж, поступил на обучение в школу драматического искусства Шарля Дюллена при Театре Сары Бернар где преподавал «одержимый» пантомимой актер Этьенн Декру.
Сам Декру увлекся этой безмолвной формой сценического искусства в начале 1930-х и под впечатлением от работы в театральной студии «Старая голубятня», где он стал свидетелем спектакля, в которым актеры играли, не произнося ни единого слова и при полном отсутствии грима, костюмов, реквизита и декораций, даже призывал закрыть все парижские театры лет на тридцать, чтобы воспитать актеров нового типа. Театры, конечно, тогда никто не закрыл, но это не помешало Этьенну заняться обучением мимов.
В 1946 году Марсо уже играл в Театре Сары Бернар небольшие бессловесные роли, а вскоре получил предложение от другого ученика Декру, Жана-Луи Барро, сыграть персонажа итальянской комедии Арлекина в балете-пантомиме «Батист», над которым он тогда работал в Театре Мариньи. Сам Барро к тому моменту уже был известен широкой публике по роли мима Батиста Дебюро (в свою очередь прославившегося в девятнадцатом веке созданным им образом персонажа французского ярмарочного театра – Пьеро) в киношедевре Марселя Карне «Дети райка» (Les Enfants du paradis), вышедшем в 1945 году и даже пятьдесят лет спустя называвшемся кинокритиками лучшим фильмом столетия в стране. Поначалу Барро думал отдать роль Арлекина танцовщику Морису Бежару, но в итоге ее исполнил Марсо.
Появление актера в «Батисте» принесло ему первое признание и возможность поставить в Театре Сары Бернар собственную мимодраму. Моноспектакль «Пракситель и Золотая рыбка» прославил его на весь Париж – карьера артиста сразу пошла в гору.
В 1947 году он придумал своего знаменитого клоуна Бипа – персонажа с выбеленным лицом, ярко-красным ртом и двумя черными «слезинками» на щеках, одетого в короткую серую куртку поверх полосатой майки, укороченные белые брюки и видавший виды цилиндр с алой гвоздикой. Знакомство публики с ним состоялось в Театре де Пош, в спектакле «Бип и уличная девица».
С тех пор образ трогательного и немного нелепого клоуна прочно «прирос» к Марселю, как когда-то образ маленького бродяги превратился в альтер эго его кумира Чарли Чаплина.
В жанре, который создал Марсо, у него не было конкурентов. Его коротенькие зарисовки «Бип и бабочка», «Бип – продавец фарфора», «Бип – продавец шаров», «Бип –укротитель» и т. д. быстро становились классикой.
В 1949 году, после получения премии Дебюро (учрежденной в память о Батисте Дебюро) за свою миодраму «Я умер перед рассветом», артист смог исполнить давнюю мечту – он создал театральную антрепризу «Содружество мимов Марселя Марсо», выступавшую на лучших парижских и мировых площадках. Ничего подобного на тот момент в мире не существовало.
«Содружество…» просуществовало почти до середины 1960-х годов и за это время его создатель успел не единожды побывать в СССР. В 1961 году советский режиссер Вячеслав Гулин даже снял о его ленинградских гастролях документальный фильм «Бип остается в Ленинграде», в котором такжеучаствовал Аркадий Райкин.
Росту популярности мима способствовало и его появление на телеэкране. Так, в 1967 году на одном из телеканалов BBC выходило шоу «Знакомьтесь, Марсель Марсо».
Кроме того, он сыграл в целом ряде короткометражных и полнометражных кинофильмов – таких, как «Барбарелла» (Barbarella) 1968 года, «Шэнкс» (Shanks) 1974 года (где он исполнил свою дебютную главную роль), «Немое кино» (Silent Movie) 1976 года. В короткометражке «Первый класс» 1970 года, длящейся всего двадцать три минуты, он мастерски изобразил целых семнадцать персонажей.
В его фильмографии есть две советских ленты – научная-фантастическая Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» и музыкальная Виталия Кольцова и Михаила Юзовского «На два часа раньше».
А в 2020 году на экраны вышел художественный фильм о самом Марсо. Драму «Сопротивление» (Resistance) совместного производства Великобритании, Германии, США и Франции поставил венесуэльский режиссер Хонатан Якубович. Легендарного француза сыграл американский актер Джесси Айзенберг, за десять лет до этого исполнивший роль Марка Цукерберга в байопике «Социальная сеть» (Марселя в детстве изобразил Ке Лоуренс). Что достоверно воплотить образ Марсо на экране, в течение нескольких месяцев Айзенберг брал уроки пантомимы у его ученика Эрика Лорина Салма, в разное время консультировавшего коллективы цирка Cirque du Soleil и фильма «Суррогаты» (Surrogates) с Брюсом Уиллисом.
В середине 1990-х Марсо должен был появиться в грандиозном концертном шоу вместе с Майклом Джексоном, с которым был дружен много лет. Но из-за проблем со здоровьем у последнего задумка так и не была воплощена. Вместе с тем долгие годы «король поп-музыки» вдохновлялся талантом и сценическими приемами старшего товарища и, как пишут, его знаменитой «лунной походки» могло бы и не быть, если бы не реприза Марсо «Идущий против ветра».
Собственными выступлениями актер не ограничивался. Надеясь вырастить себе достойную смену, он также основал несколько школ. В числе его учеников был и один россиянин – Дмитрий Рекачевский из Владивостока. Но, закончив обучение у мастера в 2004 году, он в итоге предпочел остаться в Париже и выступать перед европейскими зрителями, так что в России практически неизвестен.
Последние годы жизни Марсо провел в доме престарелых, где и умер 22 сентября 2007 года на 85-м году жизни. Майкл Джексон пережил друга всего на два года и умер в 2009-м в пятьдесят.
Артист похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез – самом большом городском погосте, где захоронены многие знаменитости – от Фредерика Шопена и Оскара Уайльда до Сары Бернар и Эдит Пиаф.
Личная жизнь
Марсель Марсо был трижды женат.
В браке с Югетт Малле, закончившемся в 1958 году, у него родилось двое сыновей – Мишель и Батист.
Затем он женился на Элле Ярошевич – польской художнице, профессионально занимавшейся пантомимой. Вслед за мужем она переехала в Париж и в 1964 году снялась вместе с ним в документальном фильме Доминика Делуша «Мим Марсель Марсо» (Le mime Marcel Marceau). Детей у пары не было.
В третьем браке с Энн Сикко он стал отцом двух дочерей – Камиллы и Орелии.
Фильмография (избранное)
- Кольцо (1947)
- Пантомимы (1956)
- Прекрасная лгунья (1959)
- Это (1966)
- Его звали Роберт (1967)
- На два часа раньше (1967)
- Барбарелла (1968)
- Шэнкс (1974)
- Немое кино (1976)
- Подарок Джозефа (1998)
- Сопротивление (2020)