Ян Френкель
- Композитор
- Дата и место рождения: 21 ноября 1920 (68 лет), Киев (УССР)
- Дата смерти: 25 августа 1989
- Семейное положение: Наталия Лорис-Меликова (в браке, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Ян Френкель – советский композитор, певец, музыкант, народный артист СССР (1989).
Биография и карьера
Ян Френкель родился 21 ноября 1920 года в столице советской Украины – Киеве.
Его отец, парикмахер, очень любил музыку и именно по его желанию сын взял в раннем детстве в руки скрипку. Поскольку дело пошло, в восемь лет маленький Ян начал посещать музыкальную школу, а затем стал студентом Киевской государственной консерватории (ныне – Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского), где его педагогами были известный в те годы скрипач Яков Магазинер и композитор Борис Лятошинский, написавший музыку к ряду украинских кинофильмов («Иван Франко», «Тарас Шевченко» и др.).
Но, когда Яну исполнилось двадцать, началась Великая Отечественная война, и ему пришлось срочно осваивать другую, совсем не творческую, профессию зенитчика, для чего он поступил в Оренбургское зенитное училище (ныне в нем учатся кадеты). В 1943 году юноша ушел на фронт и, пока не получил тяжелое ранение, был командиром зенитного орудия. После долгого и сложного лечения вернулся на передовую, но уже в составе фронтового театра, где играл на различных музыкальных инструментах.
Свою первую песню «Шел пилот по переулку» (на стихи Мориса Слободского и Александра Раскина) он написал в 1942 году как раз под впечатлением от внезапно ворвавшейся в мирную жизнь войны.
Однако вплоть до 1960-х Френкель оставался неизвестным широкой публике. Заговорили о нем после того, как до ее слуха донеслась проникновенная песня «Годы», написанная на слова Марка Лисянского. Поэт также прошел через войну, был контужен, потом лечил еще и сломанную в ходе боевой подготовки ногу и в 1941 году по дороге в свою дивизию, в тот момент участвовавшую в битве за Москву, сочинил стихотворение «Моя Москва». Годом позже, когда Исаак Дунаевский написал и музыку, оно превратилось в песню, очень популярную, а еще спустя полвека с лишним стала гимном российской столицы. Сотрудничество с таким прославленным поэтом помогло прославиться и Френкелю. Тогда-то он и понял свое истинное призвание – он должен стать композитором-песенником.
Впоследствии общими усилиями Френкеля и Лисянского родилось еще несколько композиций – «Песня вечной юности», «Любопытный человек», «Это было вчера».
Началось сотрудничество и с другими знаменитыми стихотворцами – Михаилом Таничем («Текстильный городок», «Ну что тебе сказать про Сахалин?»), Игорем Шафераном («А самолеты сами не летают», «Снова мамин голос слышу») и др. Многие созданные ими совместно песни зазвучали в кинофильмах.
Например, «Нейлоновое сердце» – в драме Игоря Шатрова «Мужской разговор» 1969 года, «У нас любовь не получилась» – в мелодраме Леонида Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова» 1979 года. В обоих случаях стихи были написаны Игорем Шафераном.
Мелодраму Павла Любимова «Женщины», ставшую одним из лидеров отечественного кинопроката 1966 года, сопровождали «Любовь-кольцо» и «Гуси-лебеди» на стихи Михаила Танича. Но больше всего аудиторию тогда зацепил прозвучавший в картине «Вальс расставания» на слова Константина Ваншенкина – поэта, которого в качестве автора Павлу Любимову предложил сам Френкель.
Ваншенкин получил известность как автор стихотворения о памятнике советскому воину-освободителю в болгарском Пловдиве, которое композитором Эдуардом Колмановским было положено на музыку и стало популярнейшей песней «Алеша». С Френкелем до «Женщин» они тоже создали несколько совместных композиций – «Солдаты», «Материнское сердце» и др.
«Вальс расставания» в «Женщинах» исполнил актерский дуэт Нины Сазоновой и Петра Любешкина, а потом ее перепела певица Раиса Неменова (она же исполняла «Текстильный городок», ставший ее настоящей визитной карточкой). В дальнейшем это делали Валерия Ланская с Леонидом Серебренниковым и Петром Маркиным, Екатерина Гусева и др.
А вот «Калина красная», написанная Френкелем в 1963 году на стихи неизвестного автора, которую собирался включить в свой одноименный кинофильм Василий Шукшин (и это фильм был вдохновлен песней, а не наоборот), в нем так и не прозвучала – в бюджете не нашлось средств на выплату композитору гонорара. Но она все равно стала явлением, превратившись почти что в народную, – по крайней мере, таковой ее считали многие слушатели.
«Звездный час» композитора пробил с появлением песни «Журавли», которая родилась благодаря инициативе певца и актера Марка Бернеса. Именно он предложил Френкелю сочинить мелодию на стихи дагестанского поэта Расула Гамзатова, блестяще переведенные на русский язык Наумом Гребневым. Марк Бернес стал первым исполнителем «Журавлей», в дальнейшем всемирно признанных одной из лучших русскоязычных песен о войне, а затем они прозвучали в мелодраме Игоря Добролюбова «Улица без конца».
Существует устойчивое мнение, что они же звучат в культовой военной драме Михаила Калатозова «Летят журавли» 1957 года, получившей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, но на самом деле «Журавли» были написаны на десять с лишним лет позднее – в конце 1960-х. И в качестве композитора и автора текстов песен в картине значатся совсем другие люди – Моисей Вайнберг и Вадим Коростылев соответственно. Да, в песне журавли тоже летят, но к фильму она все-таки отношения не имеет.
А вот к трилогии о неуловимых, созданной Эдмондом Кеосаяном, Френкель имеет самое прямое отношение. Во-первых, он написал музыку к двум фильмам их трех – «Новые приключения неуловимых» 1968 года и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» 1971-го. Так, в одном из них звучит песня «Погоня» (текст Роберта Рождественского) в исполнении Иосифа Кобзона, а в другом – «Русское поле» (текст Инны Гофф) в исполнении Владимира Ивашова. Во-вторых, композитор снимался в обоих лентах. В одной он играл скрипача, а в другой – официанта.
Кроме этого, Френкель появлялся на киноэкране еще пару раз: в музыкальной комедии Ильи Фрэза «Приключения желтого чемоданчика» 1970 года и фильме-спектакле Бориса Львова-Анохина и Феликса Слидовкера «Мужчина и женщины» 1978-го.
За свою творческую биографию Ян Абрамович написал порядка двухсот песен. И часто исполнял их сам на своих концертах. Нередко в сопровождении подпевающей их публики.
Также их пели Иосиф Кобзон, Анна Герман, Нани Брегвадзе, Майя Кристалинская и др.
Кроме того, он сочинял музыку к кинофильмам и мультфильмам, спектаклям и создал ряд инструментальных произведений – сюиту, серенаду, польку, вальсы и т. п. А в конце 1970-х еще и победил в конкурсе на лучшую оркестровку государственного гимна СССР.
Композитор скончался 25 августа 1989 года, в возрасте 68 лет. Причиной его смерти стало онкологическое заболевание. Френкель был заядлым курильщиком с многолетним стажем, что, по мнению врачей, и дало толчок к развитию смертельного недуга.
Личная жизнь
Композитор был женат на Наталии Лорис-Меликовой – театральной актрисе и представительнице древнего армянского рода, с которой он познакомился на фронте. Их единственная дочь Нина, закончившая «ИнЯз», в 1980-х эмигрировала в Италию, а внук Ян Френкель – младший (которого, конечно же, назвали в честь деда) живет в США, где преподает в колледже игру на фортепиано и руководит оркестром.
Наталия ненадолго пережила супруга и умерла в середине 1990-х.
Фильмография (избранное)
- Актер
- Новые приключения неуловимых (1968)
- Мужской разговор (1969)
- Приключения желтого чемоданчика (1970)
- Корона Российской Империи, или Снова неуловимые (1971)
- Мужчина и женщины (1978)
- Композитор
- Короткие истории (1963)
- Женщины (1966)
- Новые приключения неуловимых (1968)
- Приключения желтого чемоданчика (1970)
- Корона Российской Империи, или Снова неуловимые (1971)
- Впереди день (1971)
- Дача (1973)
- По собственному желанию (1973)
- Отклонение – ноль (1978)
- Неисправимый лгун (1974)
- Чудак из пятого «Б» (1975)
- Вас ожидает гражданка Никанорова (1978)
- Мужчина и женщины (1978)
- Белые росы (1984)
- Город невест (1985)
- Дорогое удовольствие (1988)
- Вознесение (1989)