Александра Завьялова
![Александра Завьялова](https://www.vokrug.tv/pic/person/e/5/4/d/e54d8479a7f426fe90852c5f393f900a.jpg)
- Актриса
- Дата и место рождения: 4 февраля 1936 (79 лет), Титовка (СССР)
- Дата смерти: 3 февраля 2016
- Семейное положение: Дмитрий Бучкин (в разводе, 1 ребёнок)
Ее коллеги по цеху
Александра Завьялова – советская и российская актриса, заслуженная артистка России (1994).
Биография и карьера
Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936 года в небольшом селе Титовка под Тамбовом. В самой простой семье, далекой от искусства. Но это не мешало женской ее части быть известной на всю округу – из род в род в ней рождались красавицы. Не стала исключением и маленькая Саша.
![](/pic/news/a/7/1/7/rsz140x140_a717104a3df27ff58ff32dd05683a958.jpg)
Сельские будни не оставляли времени для мечтаний, но еще в пятом классе девочка твердо решила, что, когда вырастет, непременно станет актрисой. А пока танцевала, пела в хоре и каждые выходные бегала в местный клуб, где «крутили» кино.
Откуда взялась у простой деревенской девчонки такая тяга к прекрасному, никто из соседей наверняка не понимал. В те годы было опасно распространяться о том, что в роду были купцы – большие любители театра, в доме которых даже имелась театральная сцена.
Так что по окончании школы Александра отправилась в Ленинград и стала студенткой Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (ныне – Российский государственный институт сценических искусств). Тогда же, в студенческие годы, она дебютировала в кино, появившись в мелодраме Леонида Лукова «Разные судьбы» 1956 года. Роль была настолько крохотной, что исполнительницу даже не указали в титрах.
Этому опыту она не придала большого значения и, получив в 1958 году диплом, уехала в Брест, куда ее направили по распределению в Брестский драмтеатр.
Приглашения на киносъемки поступали ей и там, но девушка целый год, пока работала в театре, их отклоняла, полагая, что ее призвание – быть театральной актрисой. Но от возможности сыграть в драме Александра Зархи «Люди на мосту» она все-таки отказаться не смогла.
Впечатлившись красотой и талантом Завьяловой, режиссер культовой «Высоты», задумавший снять фильм о разжалованном крупном советском чиновнике (вдохновением послужила громкая история партийного деятеля Лазаря Кагановича, в 1957 году в одночасье лишившегося всех своих постов), сходу предложил ей одну из главных ролей. Такими предложениями не разбрасываются, но Александра все равно еще несколько дней думала, а стоит ли соглашаться.
Этими съемками предсказуемо завершилось ее пребывание в Бресте – она стала столичной жительницей. И тут же приступила к работе в следующей картине «Мосфильма» – биографической ленте о поэте Алексее Кольцове «Песня о Кольцове» от режиссера Владимира Герасимова, вышедшей на экраны в том же 1959 году. У актрисы опять была главная роль.
Интерес к Завьяловой возрос еще больше после того, как она появилась в мелодраме Семена Туманова и Георгия Щукина «Алешкина любовь», где сыграла работницу железной дороги Зину, в которую влюбился молодой геолог Алексей (Леонид Быков**). Лента стала одним из лидеров отечественного кинопроката – ее посмотрело почти 24 млн человек.
Но вскоре слава 25-летней актрисы нежданно-негаданно вышла за границы Родины: фотограф американского журнала Life Филипп Халсман, выполнявший редакционное задание по фотосъемке самых знаменитых людей СССР, из всех «кинокрасавиц» выбрал именно ее.
В результате Завьялова стала единственной советской актрисой, попавшей на страницы этого издания.
Иностранцы продолжили благоволить к ней и дальше. Так, во время Московского международного кинофестиваля ее одну пригласили на ужин в посольство США. Затем уже она принимала у себя итальянских гостей, среди которых была муза и жена легендарного Федерико Феллини – Джульетта Мазина.
В начале 1960-х один за другим выходили фильмы с ее участием – «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники». А потом актриса внезапно пропала с киноэкранов (а заодно ушла и из Малого театра, где служила) – она стала мамой. Киносъемки возобновила лишь после того, как положенные три года отсидела дома с ребенком.
В 1964 году начался новый виток ее кинокарьеры: «Одиночество», «Фро», «Клятва Гиппократа»… Затем сразу три главные роли подряд – в «Сергее Лазо», «Четырех страницах одной молодой жизни», «Встрече у старой мечети». Но тогда она еще не знала, что ее второй «звездный час» впереди.
Он настал благодаря режиссерам Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову, в 1970 году взявшимся экранизировать опубликованный за семь лет до этого роман Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» – эпическое жизнеописание обитателей сибирской деревеньки, вместе со всей страной переживших в двадцатом веке падение Российской империи, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, коллективизацию и другие тяжелейшие испытания.
В телесаге 34-летней актрисе досталась одна из ключевых ролей крестьянки Пистимеи Морозовой, вынужденной столкнуться со сложностями не только внешними, но и внутренними – в своей собственной семье. Съемки длились не один год, и за этот срок она воплотила на экране весь жизненный путь своей героини: начала играть полную надежд 17-летнюю девушку, а закончила тем, что изображала «потрепанную жизнью» 70-летнюю женщину.
Многосерийная лента выходила частями в течение нескольких лет и стала для советского кинематографа настоящим событием. Завьялова вернула себе «звездный» статус, но мало кто из восторгавшихся ею киноманов знал, чего ей стоило участие в столь масштабном проекте. Как признавалась позднее сама актриса, в этом фильме она выложила всю себя и даже поседела от напряжения.
Не знала ни публика, ни сама Александра тогда и о том, что, по сути, она станет всего лишь калифом на час – ненадолго получит власть над сердцами зрителей, чтобы тут же исчезнуть из их поля зрения.
Пишут, что «забвение», продолжавшееся почти два десятка лет, было связано с ее романом с американским бизнесменом Отелло Черезолли – владельцем судоходной компании. Такие связи в советском государстве, мягко говоря, не поощрялись. Была ли причина в этом, доподлинно неизвестно, так как «Тени исчезают в полдень» снимались и вышли уже после того, как американца объявили персоной нон-грата и выдворили из Союза.
Так или иначе, но в следующий раз Завьялова появится на съемочной площадке уже в год распада СССР. Режиссер «Беларусьфильма» Леонид Белозорович пригласит ее в свой многосерийный проект по произведению Владимира Дудинцева – «Белые одежды». Роль будет не главной и последней в карьере артистки. После выхода картины в 1992 году она проживет еще больше двадцати лет, но в кино уже больше не вернется.
Жизнь актрисы трагически оборвалась накануне ее 80-летия – 3 февраля 2016 года. Пожилую женщину нашли мертвой на кухне ее питерской квартиры. Она была убита. Следствие пришло к выводу, что убийство совершил ее сын.
Александра Завьялова похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Личная жизнь
В 27 лет актриса вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина – сына известного живописца Петра Бучкина, писавшего с натуры революционера Владимира Ленина, певца Федора Шаляпина и других известных людей (его произведения представлены в Третьяковской галерее, Русском музее и т. д.). Родилась дочь Татьяна (стала художником-дизайнером и занимается оформлением интерьеров), но семейному счастью скоро пришел конец.
Влюбившаяся в американца Александра не стала скрывать правды от мужа, и они оформили развод.
В середине 1970-х она тяжело переживала невозможность сниматься и на время даже уехала на малую родину. Там артистка влюбилась, а вернувшись домой, в Ленинград, в 1976 году родила сына Петра, отец которого, узнав о беременности, продолжать отношения не пожелал. Психологическое состояние женщины еще больше ухудшилось, и обоих ее детей на воспитание был вынужден забрать экс-супруг.
В отличие от умницы-дочки, сын служил для матери источником беспокойства. Устроившись в общепит поваром, пристрастился к алкоголю, который, видимо, и стал причиной разразившейся в 2016 году трагедии. За убийство матери Петр был осужден на восемь лет.
Фильмография (избранное)
- Разные судьбы (1956)
- Люди на мосту (1959)
- Песня о Кольцове (1959)
- Хлеб и розы (1960)
- Ждите писем (1960)
- Алешкина любовь (1961)
- Будни и праздники (1962)
- Одиночество (1965)
- Фро (1965)
- Клятва Гиппократа (1966)
- Сергей Лазо (1968)
- Четыре страницы одной молодой жизни (1968)
- Встреча у старой мечети (1970)
- Тени исчезают в полдень (1972)
- Белые одежды (1992)