Татьяна Лукашевич
- Режиссер
- Дата и место рождения: 21 ноября 1905 (66 лет), Екатеринослав (Российская империя)
- Дата смерти: 2 марта 1972
Ее коллеги по цеху
Татьяна Лукашевич – советский режиссер и сценарист.
Биография и карьера
Татьяна Лукашевич родилась 21 ноября 1905 года в Екатеринославе, как тогда назывался советский Днепропетровск, а ныне – украинский Днепр.
Сведений о ее детстве в широком доступе не сохранилось, но очевидно, что оно было очень непростым – в эти годы страна переживала одну революцию за другой, а потом началась кровопролитная Гражданская война, длившаяся несколько лет и закончившаяся, когда Тане уже исполнилось восемнадцать. К этому моменту она уже была студенткой актерского факультета (позднее перевелась на режиссерский) Государственной школы кинематографии, как тогда назывался московский ВГИК.
Закончив учебу в 1927 году, девушка пришла работать на «Москинокомбинат» – будущий «Мосфильм» (это привычное нам наименование киностудия получит в 1935-м). Режиссер Николай Ходатаев, в то время как раз работавший над мультфильмом «Одна из многих» (сатира на советскую молодежь, после визита в СССР американских кинозвезд Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, чрезмерно увлекшуюся Голливудом), тут же взял ее своим ассистентом. Фильм был необычным – мультипликация в нем перемежалась с натурно-игровыми кадрами. Последними как раз и занималась ассистент Татьяна.
Как только работа над проектом была закончена, она стала помогать Борису Барнету, к десятилетнему юбилею Октябрьской революции взявшемуся перенести на киноэкран события, происходившие в Москве в октябре 1917 года. Немой кинофильм «Москва в Октябре» был закончен точно в срок – премьера состоялась 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1927 года, когда в СССР отмечался День Великой Октябрьской социалистической революции. Примечательна картина тем, что Владимира Ленина в ней играл Василий Никандров – первый в истории отечественного игрового кино исполнитель роли вождя мирового пролетариата, дебютировавший в этом амплуа в «Октябре» Сергея Эйзенштейна.
Никандров не был профессиональным актером. Перед тем, как уйти на пенсию, он трудился простым рабочим на металлургическом комбинате, а потом увлекся самодеятельным театром и до «Октября» успел сняться в паре фильмов в эпизодических ролях. На ответственную роль 58-летнего пенсионера выбрали ввиду его удивительного внешнего сходства с вождем мирового пролетариата. Хотя поэт Владимир Маяковский, выступая за документальную кинохронику и против инсценировок, в свойственной ему резкой форме тогда указывал, что «Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него». По этой ли причине или просто так совпало, но Никандрова в кино больше не приглашали.
Через год после выхода «Москвы в Октябре» Лукашевич разрешили снять свой собственный фильм. Им оказалась научно-популярная лента «Война империалистической войне». А спустя еще год, в 1929-м, она стала режиссером игровой драмы «Преступление Ивана Караваева», в основу которой лег ее собственный сценарий по мотивам газетного фельетона. Речь в картине шла о временах НЭПа и противостоянии между сторонниками коллективной и частной собственности, в результате которого выступавший на стороне колхозников рабочий Иван Караваев (Александр Громов) попал под суд.
В 1934 году вместе с Рубеном Симоновым она ставит комедию «Весенние дни», а затем опять возвращается к самостоятельной работе и серьезному жанру: в 1937-м выходит ее драма «Гаврош» по роману Виктора Гюго «Отверженные» о трагической судьбе маленького бродяги Гавроша Тенардье.
«Звездный час» для молодого кинорежиссера наступил в 1940 году, когда в кинотеатрах страны начался показ ее «Подкидыша», снятого по сценарию двух легендарных сегодня женщин – поэтессы Агнии Барто и актрисы Рины Зеленой. Светлая комедия о приключениях оказавшейся на улицах большого города пятилетней Наташи (Вероника Лебедева), которую сердобольные граждане приняли за сироту.
Фильм, в котором сыграли такие гениальные актеры, как Фаина Раневская, Петр Репнин, Ростислав Плятт и др. (включая саму Рину Зеленую), имел огромный успех и стал классикой. Как и произнесенная героиней Фаины Раневской фраза: «Муля, не нервируй меня!».
После «Подкидыша», замеченного даже неохочей до развлечений советской прессой (о ленте написали и «Правда», и «Известия»), последовал большой перерыв. Началась Великая Отечественная война.
Это сложное для страны время Лукашевич провела на студии «Воентехфильм», где работала над документальными и научно-популярными фильмами. К игровому кино она вернулась только после Победы.
Сначала в качестве второго режиссера – в драмах Абрама Роома «Суд чести» 1948 года и Михаила Калатозова «Заговор обреченных» 1950-го. Потом занималась фильмами-спектаклями – «Учитель танцев» 1952 года (вместе с Владимиром Канцелем), «Анна Каренина» и «Свадьба с приданым» (вместе с Борисом Равенских) 1953-го. И только в 1954-м вышел ее новый игровой художественный фильм, которого зрители с нетерпением ждали со времен «Подкидыша», – «Аттестат зрелости», где одну из главных ролей исполнил Василий Лановой.
Большого шума картина не наделала. Как и последовавшие за ней киноленты «Они встретились в пути» (с Виктором Авдюшко и Розой Макагоновой), «Заре навстречу» (с Юрием Яковлевым и Татьяной Конюховой), «Ход конем» (с Савелием Крамаровым) и др., включая ее последний фильм, вышедший в 1964 году, – «Остров Колдун» (с Николаем Волковым). Зрители смотрели их с удовольствием, но повторить триумфа «Подкидыша» уже больше никогда не удалось. Что, впрочем, не помешало Лукашевич войти в число самых заметных и узнаваемых кинорежиссеров-женщин эпохи СССР.
После «Острова Колдуна» режиссер ушла из кинематографа и вдали от внимания публики тихо прожила еще восемь лет, скончавшись в 1972 году в возрасте шестидесяти шести лет. Могила Татьяны Лукашевич находится на Востряковском кладбище в Москве.
Личная жизнь
О личной жизни Татьяны Лукашевич ничего не известно. Возможно, она тщательно оберегала личное пространство от посторонних глаз, а, возможно, режиссер, снявшая культовый и разобранный на цитаты фильм «Подкидыш» о девочке в большом городе и вообще стремившаяся снимать для подрастающего поколения, замужем не была и своих детей не имела, посвятив всю себя любимой работе.
Фильмография
- Преступление Ивана Караваева (1929)
- Гаврош (1937)
- Подкидыш (1940)
- Суд чести (1948)
- Заговор обреченных (1950)
- Учитель танцев (1952)
- Анна Каренина (1953)
- Свадьба с приданым (1953)
- Аттестат зрелости (1954)
- Они встретились в пути (1957)
- Заре навстречу (1960)
- Слепой музыкант (1961)
- Ход конем (1963)
- Остров Колдун (1964)