Юлий Файт
- Режиссер
- Дата и место рождения: 27 марта 1937 (85 лет), Москва
- Дата смерти: 4 июля 2022
Его коллеги по цеху
Юлий Файт – советский и российский режиссер и актер.
Биография и карьера
Юлий Файт (урожденный Фейт) родился 27 марта 1937 года в предвоенной советской Москве.
Его отец – востребованный в СССР актер Андрей Файт («Броненосец “Потемкин”», «Бриллиантовая рука»), потомок немецкого купеческого рода, переселившегося в Россию в год начала вторжения в нее войск Наполеона. Его называли главным советским кинозлодеем – за более чем полвека своей кинокарьеры он воплотил на экране, кажется, весь диапазон врагов Отечества, от басмачей до фашистов. Завидя Андрея Андреевича на улице, дети истошно кричали ему вслед: «Фашист!».
Мать – Мария Брилинг – была дочерью видного ученого Николая Брилинга, работавшего в области автомобилестроения и участвовавшего в создании первого в СССР легкового автомобиля «НАМИ-1».
Для обоих это был второй брак. Так, Андрей Файт прежде был женат на «звезде» немого кино Галине Кравченко («Аэлита», «Солистка его величества»). Правда, брак оказался скоротечным.
При таких «исходных данных» у Юлия просто не оставалось выбора – он был обязан посвятить себя кинематографу.
Следуя этой логике, в середине 1950-х он поступил во ВГИК, где попал на курс к прославленному режиссеру Михаилу Ромму, благодаря которому на отечественном кинонебосклоне зажглось огромное число «звезд». Среди его учеников были такие знаменитые в будущем режиссеры, как Тенгиз Абуладзе (создавший культовое «Покаяние»), Владимир Меньшов (снявший оскароносную «Москва слезам не верит»), Никита Михалков (получивший «Оскар» за «Утомленные солнцем»), Андрей Тарковский (почитаемый во всем мире за «Солярис», «Сталкер» и др.). Последний был однокурсником Файта наряду с Николаем Губенко и Василием Шукшиным, что, впрочем, не помешало ему стать одним из любимых учеников Ромма.
У Тарковского Файт и дебютировал как взрослый актер (некоторый актерский опыт он получил еще в детстве и подростковом возрасте благодаря своей тете, работавшей на «Мосфильме» и сумевшей «пристроить» десятилетнего племянника даже в «Ивана Грозного» легендарного Сергея Эйзенштейна). Юлий снялся в короткометражке Андрея Тарковского (созданной им в 1956 году вместе с Александром Гордоном и Марикой Бейку в качестве курсовой работы) по рассказу нобелевского лауреата Эрнеста Хемингуэя «Убийцы», сыграв в ней Ника Адамса – автобиографического персонажа многих произведений американского литератора. В дальнейшем актерское амплуа, однако, отошло на второй план, и Файт полностью сосредоточился на режиссуре (к актерству впоследствии он обратится лишь однажды, в 1976 году появившись в эпизоде в киносказке Владимира Бычкова «Русалочка»).
После окончания вуза он был направлен на киностудию «Ленфильм», в тот момент чрезвычайно нуждавшуюся в молодых кадрах. Его дебютным фильмом здесь стала военная драма «Пока фронт в обороне» 1964 года по автобиографическим рассказам Юрия Нагибина. Это была и его первая полнометражная картина. До того он снимал только «короткий метр», дебютировав в 1958 году с дипломным «Маяком с реки Бикин», снимавшимся в суровых условиях Уссурийской тайги.
В драме «Пока фронт в обороне» были задействованы такие известные сегодня актеры, как Светлана Светличная и Александр Демьяненко, а Николай Губенко, для которого она стала третьей в актерской карьере, с той поры стал для начинающего режиссера едва ли не «талисманом» – с него было взято обещание играть во всех фильмах Файта.
Однако следующая его лента – «Мальчик и девочка» – чуть не поставила на Файте крест как на режиссере игрового кино. История отнюдь не платонической любви между 16-летней официанткой крымского санатория (Наталья Богунова) и почти столь же юным отдыхающим из Москвы, вчерашним школьником (Николай Бурляев), придуманная писательницей Верой Пановой, наделала много шума еще до того, как вышла на экраны. Точнее, не вышла – накануне премьеры, запланированной на 10 октября 1966 года, картину запретили к показу. «Талисман» Губенко оказался бессилен.
После скандала кинорежиссер был «сослан» в кинохронику, где «отбывал наказание» вплоть до конца 1970-х, снимая в том числе для «Альманаха кинопутешествий» и объездив весь СССР. Только в 1977 году он смог вернуться в художественный кинематограф, представив (на сей раз вполне безобидный) детский фильм «Марка страны Гонделупы» по одноименной повести Софьи Могилевской.
Но долгожданное возвращение не принесло так много плодов, как, наверное, ожидал соскучившийся зритель: после «Марки страны Гонделупы» Юлий Андреевич снял лишь две киноленты – «Пограничный пес Алый» (в 1979 году) и «Зеленый остров» (в 1984-м).
Зато он переключился на «Ералаш», для которого за двадцать с лишним лет создал почти с десяток забавных и поучительных сюжетов. В их числе, например, «Поединок» (1978 год) и «Жертва любви» (1987-й). Финальный сюжет, «Я памятник себе…», датируется 2004 годом.
Тогда же, в 2004-м, вышла его документальная лента «Дорогой Василий Макарыч», посвященная его однокурснику, писателю и режиссеру Василию Шукшину. Фильм был построен на основе писем почитателей его таланта и содержал фрагменты шукшинской драмы «Калина красная», которые служили своего рода ответом на вопросы зрителей и читателей.
В дальнейшем Файт фактически оставит режиссуру и будет напоминать о себе только периодическими появлениями в документальных фильмах других режиссеров, посвященных другим людям (последним, в 2014 году, станет «Василий Шукшин. Самородок» Ирины Голубевой).
Дважды он пробовал себя как театральный режиссер – в начале 1980-х на сцене Владимирского театра кукол поставил спектакли «Каштанка» и «Слоненок».
Юлий Файт ушел из жизни 4 июля 2022 года. Причиной его смерти стал обширный инфаркт. Всего за несколько дней до этого он чувствовал себя прекрасно, был бодр и пребывал в отличном расположении духа. Даже играл в теннис, еще не зная о том, что находится в предынфарктном состоянии. 1 июля 85-летнему мастеру неожиданно стало плохо. Он был госпитализирован, но спасти его врачам, увы, не удалось.
Личная жизнь
Личная жизнь Юлия Файта осталась за кадром. Известно только, что он был женат и у него есть дочери.
Фильмография (избранное)
- Актер
- Иван Грозный (1924)
- Падение Берлина (1949)
- Корабли штурмуют бастионы (1953)
- Убийцы (1956)
- Русалочка (1976)
- Режиссер
- Маяк с реки Бикин (1958)
- Трамвай в другие города (1962)
- Пока фронт в обороне (1964)
- Мальчик и девочка (1966)
- Марка страны Гонделупы (1977)
- Пограничный пес Алый (1979)
- Зеленый остров (1984)