Марк Донской
- Режиссер
- Дата и место рождения: 21 февраля 1901 (80 лет), Одесса, Херсонская губерния, Российская империя
- Дата смерти: 21 марта 1981
- Семейное положение: Ирина Донская (в браке, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Советский режиссер кино, сценарист, педагог.
Биография
Марк Семенович Донской появился на свет 21 февраля (6 марта) 1901 года в Одессе. Семья была бедная, детство будущего режиссера было непростым. С 1921 по 1923 он был солдатом Красной армии, на протяжении десяти месяцев находился в плену у белых.
После демобилизации Донской всерьез занялся собственным образованием, для чего поступил в Крымскую медицинскую школу. Предметом его интереса стали клиническая психология и психиатрия. Вскоре его вниманием завладела юриспруденция, и он Марк Семенович поступил в Крымский университет имени М.В.Фрунзе на правовое отделение гуманитарного факультета. Там молодой человек благополучно добрался до третьего курса, после чего пришел к выводу, что выбранная профессия ему не интересна. Тем не менее, начатое студент не бросил и получил диплом в 1925 году. Параллельно молодой специалист повышал квалификацию в качестве стажера в адвокатской коллегии, Верховному суде и следственных органах УССР.
Творческий путь
В ходе учебы Марка Донского увлекло литературное творчество. В 1925 году вышел в свет сборник его рассказов «Заключенные». Материал автор брал из собственной биографии. Затем были изданы его пьеса «Заря свободы» и киносценарий «Последний оплот». Поскольку перспективы дальнейшей творческой карьеры на родине на тот момент казались весьма туманными, молодой человек вскоре отправился в Москву.
В 1926 году Донской прибыл на Третью Московскую кинофабрику (ныне – киностудия «Мосфильм»). Там он познакомился с Виктором Шкловским – одним из первооткрывателей и видных специалистов русского формализма. Знаменитый сценарист писатель, литературовед, кинокритик и киновед помог молодому человеку устроиться на работу в сценарный отдел концерна. Всего через год сфера деятельности Марка Семеновича расширилась: с 1927 он был режиссером, постоянно сотрудничающим с такими студиями, как «Союздетфильм», «Востоккино», «Совкино» и др.
Марк Донской – первый советский режиссер дубляжа. Дебютной работой мастера в этом виде деятельности стала картина английского режиссера Джеймса Уэйла «Человек-невидимка» (1933). Адаптированная для советских зрителей версия фильма, озвученная голосами русскоговорящих актеров, вышла на большие экраны в 1935 году.
Как кинорежиссер Марк Семенович прославился после выхода в широкий прокат его трилогии, экранизации романов Максима Горького «Детство» («Детство Горького», 1938), «Отрочество» («В людях», 1939) и «Юность» («Мои университеты», 1940). Первые две части эпопеи принесли Донскому высочайшую государственную награду – Сталинскую премию.
В самом начале Великой Отечественной войны Марк Донской был призван в армию. Все напряженные годы он был специальным военным корреспондентом Центральной студии Главкинохроники. Многие важнейшие для страны и всего мира события он передавал непосредственно из эпицентра.
В 1942 году мастер вместе с Киевской студией был отправлен в эвакуацию в Ашхабад. Павильоны местной киностудии были предоставлены ему для съемок. В 1944 вышла снятая там картина «Радуга», а в 1945 – «Непокоренные». В основе этих фильмов лежали реальные события. Первая работа принесла автору третью в карьере Сталинскую премию, а также первую иностранную награду – приз Национального совета кинокритиков США.
В промежутке с 1945 по 1949 годы Марк Донской сотрудничал с киностудией «Союздетфильм», которая с 1948 года поменяла название, которое большинству россиян известно с детства. С тех пор она зовется Киностудией имени Горького.
В начале 1950-х режиссер имел некоторые терки с властями, из-за чего был сослан из столицы в Киев и проработал на местной киностудии до 1956 года, после чего получил возможность вернуться в Москву. Причиной раздора стала картина «Алитет уходит в горы» — экранизация одноименного романа Тихона Семушкина. Эта работа была признана «идеологически близорукой» и «аполитичной».
Пока режиссер находился в вынужденной ссылке, он не мог регулярно производить картины. За это время он создал лишь один документальный и два игровых фильма.
1957-й стал годом торжественного возвращения Марка Донского на киностудию имени Горького в новом качестве художественного руководителя и главного режиссера. Тогда мастер вновь обратился к творчеству одного из самых своих любимых писателей – Максима Горького. На этом этапе творчества он снял такие картины, как «Мать» (1955), «Фома Гордеев» (1959) и «Супруги Орловы» (1978), которая стала лебединой песней Марка Семеновича.
Жизнь Марка Донского оборвалась в Москве 21 марта 1981 года. Режиссер обрел вечный покой на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Марк Донской был женат на советской актрисе, редакторе и авторе сценариев Ирине Донской (1918-1983). В 1938 году у четы родился сын Александр.
Интересные факты
Последние годы жизни Марк Донской посвятил преподавательской деятельности. Он работал со студентами Высших курсов сценаристов и режиссеров имени Георгия Данелии.
Один из основоположников итальянского неореализма в кино, режиссер и сценарист Джузеппе де Сантис, утверждал, что Марк Донской своим творчеством оказал серьезное влияние на национальный кинематограф его страны и долгое время определял его направление.
Помимо насыщенной кинематографической деятельности, Марк Донской находил время и для литературных трудов. Его перу принадлежит книга «Как я стал режиссером. Рассказы мастеров киноискусства о своей работе», вышедшая в 1946 году.
В Симферополе есть улица, носящая имя Марка Донского.
Режиссеры Григорий Чухрай и Юрий Швырев посвятили творчеству мастера свою совместную работу – фильм «Я научу вас мечтать» 1985 года выпуска.
Фильмография
- Супруги Орловы (1978); режиссер, сценарист
- Надежда (1973); режиссер
- Любовь и свобода (1972); сценарист
- Верность матери (1966); режиссер
- Сердце матери (1965); режиссер
- Здравствуйте, дети! (1962); режиссер
- Фома Гордеев (1959); режиссер, сценарист
- Дорогой ценой (1957); режиссер
- Мать (1955); режиссер, сценарист
- Наши чемпионы (1953, документальный); режиссер, сценарист
- Алитет уходит в горы (1949); режиссер
- Сельская учительница (1947); режиссер
- Непокоренные (1945); режиссер, сценарист
- Радуга (1944); режиссер
- Как закалялась сталь (1942); режиссер, сценарист
- Романтики (1941); режиссер
- Мои университеты (1939); режиссер, сценарист
- В людях (1938); режиссер
- Детство Горького (1938); режиссер, сценарист
- Песнь о счастье (1934); режиссер
- В большом городе (1927); режиссер, сценарист