Читайте нас в Telegram

Жерар Филип

Gerard Philipe
Жерар Филип
  • Актер
  • Дата и место рождения: 4 декабря 1922 (36 лет), Канны (Франция)
  • Дата смерти: 25 ноября 1959
  • Семейное положение: Анн Фуркад (в браке, 2 детей)

Его коллеги по цеху

Реклама

Жерар Филип (Gerard Philipe) – французский актер.

Биография и карьера

НОВОСТЬ

Жерар Филип родился 4 декабря 1922 года на Лазурном берегу – в Каннах.

Один из наиболее популярных и дорогих курортных городов на юго-восточном побережье Франции известен не только своими роскошными отелями, но и кинофестивалем, который впервые был проведен здесь в 1946 году, когда Жерару было двадцать три года.

Но мечтать об актерской карьере он начал задолго до этого. Уже к двадцати годам, несмотря на сопротивление семьи (его отец, успешный адвокат и крупный землевладелец, хотел, чтобы сын стал юристом), юноша закончил актерские курсы и в 1942 году состоялся его театральный дебют в спектакле «Совсем простая девушка» по пьесе Андре Роуссина.

Когда три года спустя молодого актера в роли римского императора Калигулы в одноименной постановке по пьесе Альбера Камю (автор культовой «Чумы» лично одобрил его кандидатуру) увидела кинозвезда Марлен Дитрих, уже вовсю снимавшаяся в Голливуде, то была потрясена. Она настоятельно рекомендовала Жерару внимательнее присмотреться к кинематографу, заметив, что с его внешностью и талантом «на экране можно творить чудеса».

«Первая крымская»: «Он пошел в артисты и на первой же своей репетиции сломал стул, разбил два стекла и порвал рубашку. Он не знал еще тогда, что наступят времена, когда в Пекине зрители будут плакать, слушая, как читает он стихи Лафонтена и Гюго, в Нью-Йорке толпа понесет его на руках, а в Токио Жерара почтительно назовут “самурай весны”».

И хотя и сам Жерар к тому времени уже начал делать робкие попытки проникнуть в таинственный мир кино (дебютировав в роли Жерома Арди в трагикомедии Марка Аллегре «Малышки с набережной цветов» (Les petites du quai aux fleurs)) от театра, который Марлен Дитрих относилось с явной прохладцей, он отказываться не захотел, на всю жизнь запомнив слова одной пожилой актрисы, присутствовавшей на благотворительном вечере, где совсем еще юный Жерар читал стихи: «Ваше призвание – театр». Так что, несмотря на то, что год от года его, как и предсказывала голливудская дива, все больше поглощал кинематограф, вплоть до середины 1950-х он оставался ведущим актером Национального народного театра в Виллербане.

История сохранила слова тогдашнего руководителя театра, Жана Вилара, который после премьера спектакля «Сид» по Пьеру Корнелю писал своему коллеге, что Жерар играл настолько хорошо, что его бросало в дрожь. А видевший постановку знаменитый сюрреалист Луи Арагон назвал трагикомедию лучшей театральной постановкой из тех, что он когда-либо видел.

«Первая крымская»: «Великий Жан Вилар, работавший с Жераром, много говорил о цельности его таланта, об умении не размениваться по пустякам и бережно хранить свою гениальность. Поэтому он и стал для французов национальным актером, отражающим страну, людей этой страны, послевоенные времена с их романтическими надеждами и светлой печалью разочарования. Более убедительных Жюльена Сореля, Сида, Лорензаччо французам сложно было представить».

В 1940–50-е годы, после главной роли князя Льва Мышкина в драме Жоржа Лампена «Идиот» (L’Idiot) по роману Федора Достоевского, артист был невероятно востребован в кино. Начиная с 1946 года, когда лента вышла на экраны, он снимался почти беспрестанно – в «Пармской обители» (La Chartreuse De Parme) Кристиана-Жака вместе с Марией Казарес и Рене Фор, «Карусели» Макса Офюльса вместе с Антоном Вальбруком, Сержем Реджани и Симоной Синьоре, «Таком красивом маленьком пляже» (Une si jolie petite plage) Ива Аллегре с Мадлен Робинсон и др.

«Настроение»: «После того как немцы вошли в Париж, униженной Франции нужны были герои – и он появился на экране. Без напыщенного мужества и томного эротизма – обаятельный, весёлый и романтичный».

Однако настоящей «звездой» его сделала роль Фанфана в приключенческой мелодраме все того же Кристиана-Жака «Фанфан-тюльпан» (Fanfan La Tulipe), где Аделину Ла Франшиз сыграла Джина Лоллобриджида (почти в то же самое время они встретились еще и на съемочной площадке «Ночных красавиц» (Les Belles de nuit) Рене Клера). Картина в жанре плаща и шпаги, показанная в кинотеатрах в 1952 году, имела огромный успех (на протяжении десятилетий оставаясь одним из лидеров кинопроката) и в родных для Филипа Каннах получила приз за лучшую режиссуру. На Берлинском кинофестивале ей присудили Серебряного медведя.

«Первая крымская»: «Жерар Филип снимался практически без дублеров, работал под дождем, во время съемок ему рассекли лоб и проткнули руку острием сабли. В знаменитой сцене на крыше на десятиметровой высоте Филип настолько перевоплотился в своего героя, что перестал отличать правду от вымысла и начал сражаться с Ноэлем Роквером по-настоящему. Роквер завелся, и Филипу пришлось прятаться за трубу совсем не потому, что так было написано в сценарии».

Затем были еще почти два десятка картин, среди которых – «Семь смертных грехов» (Les Sept péchés capitaux) с Луи де Фюнесом, «Гордецы» (Les Orgueilleux) с Мишель Морган, «Тайны Версаля» (Si Versailles m'était conté) с Жаном Маре, «Жизнь вдвоем» (La Vie à deux) с Фернанделем, «Игрок» (Il Giocatore) с Лизелоттой Пульвер, «Опасные связи» (Les Liaisons dangereuses) с Жанной Моро и Жаном-Луи Трентиньяном и, конечно, же пользовавшиеся большой популярностью в СССР «Большие маневры» (Les Grandes Manoeuvres) с Мишель Морган и Брижит Бардо, которую снял Рене Клер.

Мировая премьера ленты в октябре 1955 года прошла не где-нибудь в Париже или иной европейской столице, а в советской Москве в ходе Недели французского кино. И – хотя в это трудно было поверить – фантастически популярный в СССР Жерар Филип был в числе членов французской делегации, приехавшей в страну на мероприятие.

В рамках Недели французского кино в Советском Союзе демонстрировалась еще одна картина, в которой актер сыграл главную роль, – «Красное и черное» (Le rouge et le noir) Клода Отан-Лара. Показ стартовал меньше чем через две недели после парижской премьеры, меньше чем через неделю после итальянской и раньше, чем драму увидели в США. Партнерша Филипа по драме, актриса Даниэль Дерье, тоже была в числе делегатов.

«Настроение»: «Жерар, несмотря на свое буржуазное происхождение, самой выдающейся личностью считал Ленина, поэтому с особой теплотой был встречен в Москве».

Отечественный зритель полюбил обаятельного француза в 1953 году – буквально с первого взгляда. Это произошло, когда в советский прокат впервые попал фильм с его участием – «Пармская обитель». А ставший визитной карточкой актера «Фанфан-тюльпан» в СССР посмотрели свыше тридцати миллионов человек.

«Настроение»: «Искрящийся Фанфан-Тюльпан вызвал восторг во всем мире! С экрана Жерар Филип излучал любовь, а в жизни стал дистанцироваться от людей и получил премию “Лимон” как самый необщительный и закрытый актер».

Сам он тоже не раз признавался в любви к русской культуре и даже рассказывал о том, что познал суть актерского ремесла, играя князя Мышкина в «Идиоте».

Во время своего визита Жерар посетил три города – Москву, Ленинград и Киев и даже успел посмотреть футбольный матч между сборными СССР и Франции на столичном стадионе «Динамо».

«Первая крымская»: «Побывал знаменитый француз и в Москве, где, конечно же, посетил Красную площадь и торжественно ударил по мячу на стадионе “Динамо”. Рассказывают случай – в Москве к Филипу на этой самой площади подбежал какой-то мальчишка и спросил: “Вы Жерар Филип?”. “Нет”, – решил отшутиться актер. “Ну конечно же, – сказал находчивый мальчик, – вы не Жерар Филип, вы Фанфан-Тюльпан”».

Тогда восторженная советская публика еще не знала, что в следующий раз она увидит своего любимца на экране только два года спустя (это будет драма «Лучшие годы» (La meilleure part) Ива Аллегре), а еще через два этот полный энергии и очарования француз уйдет из жизни в расцвете сил и лет. Его, не достигшего еще и сорокалетнего возраста, убьет рак…

Жерар, которого сам легендарный Марлон Брандо называл своим любимым актером, скончался 25 ноября 1959 года в парижской клинике, куда его положили на операция, подозревая абсцесс печени. Но в ходе хирургического вмешательства врачам поняли, что имеют дело с запущенной онкологией. Их «звездный» пациент до последнего момента не знал, что умирает, – близкие решили ничего ему не говорить.

Хоронили Филипа в костюме его персонажа из спектакля «Сид». Когда-то давно, сыграв Родриго Диаса де Вивара (героя испанской Реконкисты, известного в народе под именем Сида Кампеадора и ставшего героем бессмертной трагедии Пьера Корнеля), актер попросил похоронить его в тех самых плаще и колете, в которых он выходил на сцену. Эта просьба была выполнена.

Его могила находится на городском кладбище в коммуне Раматюэль близ Сан-Тропе, где артист жил в последние годы.

«Настроение»: «За свою короткую жизнь он снялся в 20 фильмах и сыграл 18 спектаклей. Уставших от войны людей Жерар Филип зарядил жизненной энергией, заставил улыбаться, став романтическим идеалом. Тем, кого сегодня так не хватает на экране и в жизни».

Личная жизнь

Единственная жена Жерара Филиппа – Анн Фуркад была журналистом, занималась документальным кино и изучала Китай. Они познакомились в юности, но в свои двадцать четыре Николь (имя Анн она взяла себе позднее, по просьбе мужа) уже была замужем и растила сына. Спустя годы они встретились вновь и уже не расставались вплоть до самой смерти актера, родив в счастливом супружестве сына Оливье и дочь Анн-Мари.

«Настроение»: «Николь Фуркад была старше на пять лет. У нее были муж и ребёнок, которых она оставила в прошлом, как и свое имя. Николь – Жерару не нравилось, и после свадьбы она стала Анн Филип. Изучавшая Восток ученая, прошедшая пешком из Китая в Индию, вызывала у него поклонение, и теперь он всюду появлялся с ней».

Фильмография (избранное)

  • Малышки с набережной цветов (1944)
  • Идиот (1946)
  • Пармская обитель (1948)
  • Такой красивый маленький пляж (1948)
  • Все дороги ведут в Рим (1949)
  • Карусель (1950)
  • Фанфан-тюльпан (1952)
  • Семь смертных грехов (1952)
  • Ночные красавицы (1952)
  • Гордецы (1953)
  • Господин Рипуа (1954)
  • Красное и черное (1954)
  • Тайны Версаля (1954)
  • Большие маневры (1955)
  • Лучшие годы (1955)
  • Приключения Тиля Уленшпигеля (1956)
  • Чужие жены (1957)
  • Жизнь вдвоем (1958)
  • Игрок (1958)
  • Опасные связи (1959)
  • Лихорадка приходит в Эль-Пао (1959)
12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.



Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через