Читайте нас в Telegram

Жюст Жэкин

Just Jaeckin
Жюст Жэкин
  • Режиссер
  • Дата и место рождения: 8 августа 1940 (82 года), Виши (Франция)
  • Дата смерти: 6 сентября 2022
  • Семейное положение: Анна Жэкин (в браке, 1 ребёнок)

Его коллеги по цеху

Реклама

Жюст Жэкин (Just Jaeckin) – французский режиссер, сценарист и фотограф.

Биография и карьера

НОВОСТЬ

Жюст Жэкин родился 8 августа 1940 года во французском городке Виши, широко известном во всем мире благодаря одноименному косметическому бренду Vichy, история которого тесно связана с окрестными вулканами, служащими источником целебной для кожи термальной воды.

Когда мальчику было семь лет, семья перебралась в Бретань, поближе к Ла-Маншу и Великобритании, где в одной из небольших деревень, примечательной разве что своей непосредственной близостью к морю, Жюст жил до пятнадцати лет. Жизнь на морском берегу определила его основное занятие на этот период – все свое свободное время он посвящал парусному спорту, которому обучался в местной парусной школе. В какой-то момент окружающая красота природы заставила его взяться и за фотоаппарат, который стал верным спутником Жюста на долгие годы и надолго заставил забыть о безмятежных прогулках под парусом.

В восемнадцать с фотоаппаратом в руках он отправился в далекий Алжир, где уже несколько лет как шла война за независимость (так называемая Алжирская война) – народ крупнейшей в Африке страны отчаянно пытался свергнуть более чем столетнее иго французских колонизаторов. Юный фотограф провел в этой «горячей точке» больше двух лет, помимо прочего успев запечатлеть на пленку «отца алжирской революции» Ахмеда бен Беллу (впоследствии он станет первым президентом независимого Алжира), а также известного революционного деятеля соседней Марокко (власть над которой французы обрели в начале двадцатого века) – Аль-Махди Бен Барку.

После возвращения во Францию он переключился на диаметрально противоположную тематику. Снимал для журнала Mademoiselle Âge tendre, рассчитанного на девичью аудиторию, а потом для такого популярного женского «глянца», как Elle, Vogue, Marie Claire и Harper’s Bazaar. Периодически его фотографии появлялись и в более серьезных изданиях вроде британской газеты Sunday Times. Но прославивший его снимок оскароносной американской актрисы Джейн Фонды, на котором та предстала в образе обнаженной «дикарки», прикрывающей наготу распущенными волосами, в глазах читательской аудитории они затмить не смогли. Позднее также Жюст станет известен как автор двойного фотопортрета самой «модной» в те годы во Франции пары – англо-французской актрисы Джейн Биркин и французского музыканта Сержа Гинсбурга, романтическая связь которых началась с совместно записанной песни Je t’aime… moi non plus («Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»), вмиг взлетевшей на вершины западных хит-парадов.

«Коммерсант»: «Демобилизовавшись, продолжал снимать войну уже как фрилансер. Но в мире гламурной фотографии, переживавшей в 1960-х свой золотой век, оставался “одним из”. Не Хельмут Ньютон, одним словом».

Вероятно, именно это умение Жэкина красиво снимать красивых женщин и побудило французского продюсера Ива Руссо-Руара обратиться к нему с неожиданным предложением – сделать полнометражный эротический фильм по роману писательницы Марайи Бибид, к тому моменту под творческим псевдонимом Эммануэль Арсан написавшей уже несколько книг о не страдающей комплексами француженке по имени Эммануэль.

Жюст, не имевший абсолютно никакого режиссерского опыта, так же неожиданно согласился. В результате этого творческого союза в 1974 году появился фильм «Эммануэль» (Emmanuelle), в основу которого был положен одноименный роман 1959 года, на страницах которого впервые возник провокационный женский образ, – единственная книга об Эммануэль, подписанная настоящим именем писательницы. В романе уроженка Бангкока Марайя Бибид отправляет героиню на свою родину, в Таиланд, где та, будучи женой дипломата, сначала изнывает от жары и скуки, а потом находит себе занятие по душе и больше уже не скучает.

«Коммерсант»: «Ставка, которую сделал продюсер Ив-Руссо Руар на режиссера-дебютанта Жакена, окупила себя с лихвой».

История отчасти напоминает жизнь самой Марайи, которая, родившись в знатной тайской семье, была отправлена родителями на обучение в Европу, где познакомилась с французским дипломатом Луи-Жаком Ролле-Андрианом и вышла за него замуж. Доподлинно неизвестно, довелось ли Бибид так же скучать во Франции, как ее персонажу, что теоретически могло бы сподвигнуть ее взяться за перо, но затем поползли слухи о том, что книги писала вовсе не она, а ее муж-дипломат, разгружавший таким образом голову после тяжелой дипломатической работы. Также говорили о том, что супруги фантазировали у пишущей машинки вместе.

Так или иначе, смелая картина, имевшая все шансы произвести фурор, перед стартом кинопроката была запрещена президентом Франции Жоржем Помпиду к показу из-за излишней откровенности. Чтобы посмотреть ее, охочим до «клубнички» французам, пока Помпиду был у власти, приходилось ездить в соседнюю Испанию. Когда же ему на смену пришли руководители менее строгих нравов (сначала – Ален Поэр и еще менее чем через два месяца – Валери Жискар д’Эстен – противник всякой цензуры и к тому же, как пишут, благоволивший к исполнительнице главной роли, Сильвии Кристель), и лента была допущена во французский прокат, ажиотаж усилился еще больше – доходило до того, что копий фильма не хватало на всех желающих его увидеть и их возили из одного кинотеатра в другой. И еще больше десяти лет после этого на Елисейских полях в Париже висели афиши о фильме с сидящей в плетеном кресле обнаженной Сильвией Кристель в роли Эммануэль. И это в то время, как в СССР за видеокассету с «Эммануэлью» можно было сесть в тюрьму по обвинению в «распространении порнографии».

«Коммерсант»: «Туристы из США и Великобритании валили в Париж только ради просмотра фильма. Во Франции он собрал 9 млн зрителей, в мире – еще 50 млн: зрителей отечественных видеосалонов никто не считал».

Сильвия Кристель, рассказывавшая в своих интервью о том, как сильно она стеснялась сниматься в эротических сценах (расслабиться ей помогало шампанское), впоследствии еще не раз возвращалась к своей раскрепощенной героине (в «Эммануэль 2», (Emmanuelle 2), «Эммануэль 77», (Emmanuelle 77), «Прощай, Эммануэль» (Goodbye Emmanuelle) и т. д.), а вот Жэкин уже нет. Ну то есть на волне сумасшедшего успеха своего фильма он, конечно, затем пытался снимать и другие эротические ленты («История О» (Histoire d’O), «Любовник леди Чаттерлей» (Lady Chatterley's Lover) и др.), но для искушенного зрителя все это уже было что-то не то.

«Коммерсант»: «Не то чтобы они были хуже, чем “Эмманюэль”: просто кануло то время, когда Париж смотрел на обнаженное тело на экране тем детски-расширенным взглядом, что в 1974-м».

Всего в фильмографии Жэкина не более десятка фильмов, среди которых есть и парочка драм (например, «Девчонки» (Girls)), но в основном он так и или иначе пытался повторить успех «Эммануэль», эксплуатируя излюбленную тему. Для четырех из них он написал сценарий и в трех появился в эпизоде.

«Коммерсант»: «Эротика “Эмманюэль” оказалась недоступна тиражированию: речь идет не о сиквелах, а о дальнейшей кинокарьере Жакена».

Последним пунктом числится документальная лента «Короли рекламы» (The Kings of Ads), вышедшая в 1991 году и по сути представляющая собой сборник рекламных роликов, созданных известными режиссерами, – Майклом Гондри (одним из первых стал активно применять технику замедленной съемки Bullet time, знакомую зрителям по культовой «Матрице» (The Matrix) братьев Лоуренса Вачовски и Эндрю Пола Вачовски), Джузеппе Торнаторе (прославился своим роликом для старейшего в мире итальянского банка Monte dei Paschi di Siena), Тарсемом Сингхом (сотрудничал с Pepsi, Coca-Cola, Nike, Levi’s и прочими глобальными брендами) и др. Для кого-то может оказаться откровением, что рекламу снимали даже Вуди Аллен («Матч Пойнт» (Match Point), «Ханна и ее сестры» (Hannah and Her Sisters), «Вики Кристина Барселона» (Vicky Cristina Barcelona)), Ридли Скотт («Чужой» (Alien),«Гладиатор» (Gladiator), «Солдат Джейн» (G.I. Jane)), Люк Бессон («Пятый элемент» (The Fifth Element), «Такси» (Taxi), «Никита» (Nikita)) и Эмир Кустурица («Андеграунд» (Underground), «Завет» (Zavet), «Жизнь как чудо» (Život je čudo)) – их работы тоже есть в фильме.

Остаток жизни Жэкин посвятил семейной художественной галерее, которую в Париже в 2001 году, где были представлены не только его работы (он занимался живописью и скульптурой), но и творчество членов его семьи.

Перед смертью он тяжело болел и ушел из жизни 6 сентября 2022 года, за месяц до этого отпраздновав свой 82-й день рождения.

Личная жизнь

Жена Жюста Жэкина, Анна, – такой же творческий человек, как и он сам. Она – скульптор. Их единственная дочь Жюли унаследовала страсть отца к фотографии и стала профессиональным фотогравым. Работы обеих можно увидеть в галерее на парижской улице Генего.

Фильмография

  • Режиссер
  • Гвендолин (1984)
  • Любовник леди леди Чаттерлей (1981)
  • Девчонки (1980)
  • Частные коллекции (1979)
  • Последний романтический любовник (1978)
  • Мадам Клод (1977)
  • История О (1975)
  • Эммануэль (1974)
  • Сценарист
  • Гвендолин (1984)
  • Любовник леди леди Чаттерлей (1981)
  • Девчонки (1980)
  • Последний романтический любовник (1978)
  • Актер
  • Гвендолин (1984)
  • Девчонки (1980)
  • Частные коллекции (1979)
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.



Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через