Читайте нас в Telegram

Александр Файнциммер

Александр Файнциммер
  • Режиссер
  • Дата и место рождения: 31 декабря 1905 (80 лет), Екатеринослав (Российская империя)
  • Дата смерти: 21 марта 1986
  • Семейное положение: Ольга Квинихидзе (в браке, 1 ребёнок)

Его коллеги по цеху

Реклама

Александр Файнциммер – советский режиссер, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1934), заслуженный артист Белорусской ССР (1935), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954).

Биография и карьера

НОВОСТЬ
Отношения супругов стремительно портятся.

Александр Файнциммер родился 31 декабря 1905 года в Екатеринославе (в советское время был переименован в Днепропетровск).

Прежде чем стать кинорежиссером, учился на металлурга в Екатеринославском горном институте, но потом, став непосредственным свидетелем зарождения нового вида искусства – кинематографического, решил посвятить себя его служению.

Незадолго до этого, в 1919 году, в Москве как раз открылась первая в мире Государственная школа кинематографии, впоследствии трансформировавшаяся сначала в Государственный техникум кинематографии, а затем в институт, сегодня известный как ВГИК.

Когда Александр приехал в столицу, чтобы учиться на режиссера, это был еще техникум – его-то он и окончил в 1927 году, вошедшем в историю как начало конца эпохи немого кино (в этот год в Нью-Йорке состоялась знаменательная премьера музыкальной драмы Алана Кросленда «Певец джаза», получившей «Оскар» за «создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли»). Затем работал на киностудии «Межрабпомфильм» (будущая Киностудия им. М. Горького) ассистентом режиссера. В том числе у Всеволода Пудовкина, именно здесь поставившего свою культовую драму «Мать» по одноименному роману Максима Горького, позднее ставшую предметом изучения во многих киношколах мира.

В том же качестве сотрудничал с Юлием Райзманом – в те годы режиссером Госвоенкино (выпускало кинопродукцию для армии), когда тот работал над своим вторым по счету (после «Круга») самостоятельным фильмом – «Каторга», вышедшем на экраны в 1928 году.

Режиссерский дебют Файнциммера – историко-революционный фильм «Отель “Савой”», премьера которого состоялась в 1930 году. До наших дней лента не сохранилась, но известно, что в ее основе – имевший место в действительности в 1919 году антисоветский мятеж одной из армейских частей, спровоцированный то ли голодом, то ли нежеланием воевать (вошел в историю как «стрекопытовщина»). Название картины связано с гостиницей в Гомеле, где в том числе разворачивались драматические события (сегодня на ее месте – кинотеатр им. М. И. Калинина).

В 1932 году вышла его (совместная с Владимиром Соловьевым) драма «Счастье» (также утрачена) о превращении крестьянина в пролетария и революционера. В 1934-м – гротескная (основанная на старом анекдоте) комедия «Поручик Киже» по рассказу и сценарию драматурга Юрия Тынянова, в которой дебютировал в кино (и сразу в главной роли) один из любимых учеников Всеволода МейерхольдаЭраст Гарин, массовому зрителю знакомый, прежде всего, по роли короля в легендарной «Золушке» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро (он же играл профессора-археолога в «Джентльменах удачи» Александра Серого). Большую известность получила музыка к «Поручику Киже», которую написал композитор Сергей Прокофьев. Она часто исполняется в виде оркестровой сюиты, фрагменты которой Вуди Аллен использовал в своей комедии «Любовь и смерть» (Love and Death), а Стинг – в своей песне Russians («Русские») из дебютного альбома The Dream of the Blue Turtles («Сон о синих черепахах»).

С 1940 года Файнциммер – режиссер «Ленфильма», где он создал несколько кинофильмов, включая драму «Овод», ставшую одним из лидеров советского проката 1955 года (почти 40 млн зрителей). Главные роли в ленте по роману Этель Лилиан Войнич исполнили Олег Стриженов и Марианна Грызунова-Бебутова, которые вскоре после съемок поженились (в титрах актриса фигурирует уже как Марианна Стриженова), а вскоре после премьеры прославились.

«Культорология.РФ»: «Партнершей Олега Стриженова по съемочной площадке стала Марианна Грызунова-Бебутова. В кадре им предстояло играть влюбленную пару, и это не составило труда – во время съемок фильма у них действительно начался роман».

Музыку к «Оводу» сочинил Дмитрий Шостакович, романс которого уже давно живет своей жизнью, превратившись в одну из самых узнаваемых мелодий.

Перейдя на «Мосфильм», Файнциммер прежде всего взялся за комедию. Правда, это было не его личное желание, а ответственное задание от Министерства культуры СССР, заказавшего фильм, посвященный Всемирному фестивалю молодежи и студентов (проходил в Москве в 1957 году).

Выбор чиновников тогда многих удивил, ведь на тот момент режиссер мало что смыслил в легких жанрах. Но, видимо, сказалось наличие у него двух Сталинских премий (одну он получил за байопик «Константин Заслонов», а вторую – за военную драму «У них есть Родина»).

Главная ставка в картине «Девушка с гитарой», снимавшейся вскоре после грандиозного успеха «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, делалась на молодую, но теперь уже очень популярную Людмилу Гурченко. Ей не просто была отведена одна из ключевых ролей – по сути под нее писался сценарий в надежде на то, что ее имя привлечет заинтересованные массы в кинотеатры (при том, что в ленте была занята ни много ни мало Фаина Раневская). Однако высокой планки, заданной «Карнавальной ночью», взять не удалось – на фильм, пропагандирующий дружбу народов, публика шла охотно (свыше 30 млн купленных билетов и десятое место в прокате), но все-таки не так, как на «Карнавальную ночь» (ее посмотрели около 50 млн человек).

«Союз»: «На смену “СССР окружен врагами” пришло другое самоощущение – “кругом друзья, кругом подруги”. Слова эти – из песни, прозвучавшей в фильме “Девушка с гитарой”, посвященном фестивальным событиям».

«Девушка с гитарой» также примечательна тем, что в ней дебютировал Юрий Никулин и «засветилась» с песней Dr. Jazz («Доктор Джаз») британская скиффл-группа The City Ramblers видеозаписей выступлений которой, как кажется, больше не сохранилось.

Спустя двадцать лет Файнциммеру все-таки удалось «догнать» Рязанова с его «Карнавальной ночью» по числу привлеченных в кинотеатры зрителей – в 1978 году в число лидеров советского кинопроката вошла его экранизация детектива писателя Николая Леонова «Трактир на Пятницкой», увидеть которую пожелали почти 55 млн человек. Примечательно, что «Трактир на Пятницкой» – рассказ об опасных буднях Московского уголовного розыска во времена НЭПа – вышел на экраны незадолго до премьеры другого (ставшего невероятно популярным) фильма о МУРе (уже о послевоенном) – культового сериала Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» по мотивам романа братьев Аркадия Вайнера и Георгия Вайнера.

Борьбе советских правоохранительных органов с преступностью оказалась посвящена и последняя работа Файнциммера – «Прощальная гастроль “Артиста”», вышедшая в 1980 году и собравшая у большого экрана почти 30 млн любителей острых сюжетов.

Достигнув фантастической цифры в 300 млн просмотров (если сложить все фильмы), кинорежиссер уже больше ничего не снимал и умер весной 1982 года в возрасте 76 лет.

«Коммерсант. Weekend»: «Каким мастером был Файнциммер, судите по трем его фильмам: “Котовский” (1942), “Овод” (1955), “Трактир на Пятницкой” (1977) – три хита, три эталона жанровой чистоты».

Личная жизнь

Александр Файнциммер был женат на Ольге Квинихидзе, которая в 1937 году родила режиссеру его единственного сына, Леонида. Повзрослев, тот выбрал профессию отца, и, видимо, чтобы избежать ненужных сравнений, перед поступлением во ВГИК сменил отцовскую фамилию на материнскую.

В итоге Леонид Квинихидзе, снявший такие киноленты, как «Небесные ласточки», «Мэри Поппинс, до свидания» и «Артистка из Грибова», стал известен не менее, чем его отец. Сегодня его уже тоже нет в живых – он умер в 2018 году.

«Коммерсант»: «Чувство жанра было у Квинихидзе буквально растворено в крови. Его отец – легендарный Александр Файнциммер, дважды Сталинский лауреат – на протяжении полувека “выстреливал” один за другим приключенческие хиты: “Котовский”, “Овод”, “Трактир на Пятницкой”. Сын не уступил ему в мастерстве».

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через