Читайте нас в Telegram
Реклама

Раймонд Паулс (Raimonds Pauls) – советский и латвийский композитор, пианист и дирижер, народный артист СССР (1985).

Биография и карьера

Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в столице независимой Латвии Риге в семье ремесленников.

Его отец был потомственным стеклодувом, мать вышивала жемчугом. Но музыку родители будущего композитора тоже любили – после работы отец спешил на репетиции самодеятельного оркестра, где играл на барабанах. Мальчика они отдали в детский сад при музыкальном институте, с которого он, по сути, и начал свое музыкальное образование. На скрипку его не взяли из-за коротких пальцев, так что пришлось «довольствоваться» пианино, на покупку которого Паулсу-старшему пришлось изрядно потратиться.

Раймонд Паулс: «Когда это черное чудовище появилось у нас в доме, я понял, что пропал: теперь играть придется и вечерами, и по выходным». («7 дней»)
НОВОСТЬ

Кроме сына в семье подрастала дочка – младшая сестра Раймонда, Эдит, впоследствии ставшая известным в республике художником по текстилю.

Однако продолжалась эта размеренная жизнь недолго – не успела Латвия в 1940 году войти в состав СССР, как в 1941-м началась Великая Отечественная война, разрушившая безмятежное существование Паулсов. Уже спустя неделю после ее начала нацисты заняли их родной город.

Ужасы войны остались одними из самых страшных воспоминаний маленького Раймонда, своими глазами видевшего, как по рижским улицам гнали голодных и измученных советских военнопленных и евреев, помеченных звездами Давида, своими ушами слышавшего страшное эхо авиабомбардировок. Потом мать увезла детей в более безопасное место, к своим родственникам в провинцию, где они жили до окончания войны.

А когда наступил долгожданный мир, неразорвавшиеся патроны чуть было не обезобразили и его самого. Играя вместе с соседскими ребятами в эти опасные «игрушки», он едва не лишился пальца и получил тяжелый ожог лица. Не был изуродован только благодаря советскому солдату, поспешившему на помощь мальчику со своей «волшебной» мазью, которой мать Раймонда потом еще долго его лечила. Он навсегда запомнил, как даже спустя несколько месяцев снимал с лица ошметки омертвевшей кожи.

В десять лет Раймонд начал осваивать пианино всерьез – в музыкальной школе при Латвийской консерватории, а затем учился и в ней самой. Сначала по классу фортепиано, а позднее – композиции.

Раймонд Паулс: «После войны мои музыкальные мучения продолжились <…> Я жил как робот: с утра ходил в обычную школу, после обеда – в музыкальную, а вечером играл дома под строгим взором отца». («7 дней»)

Сейчас в это трудно поверить, но поначалу Раймонд садился за инструмент буквально из-под палки. Интерес к нему стал потихоньку пробуждаться благодаря учителям в музыкальной школе, а однажды, аккомпанируя выступающим на одном из школьных вечеров, он вдруг почувствовал невидимую власть музыки, что кардинально изменило его отношение к ней.

Раймонд Паулс: «Я вдруг почувствовал власть над публикой, которая слушала, затаив дыхание… Я ощутил себя тогда королем. Это был переломный момент». («7 дней»)

В подростковом возрасте Раймонд увлекся джазом и регулярно играл в джаз-бэнде друзей своего отца (ценивших юного коллегу за талант к импровизациям), зачастую по ночам. Впоследствии, уже учась в консерватории, тоже создал там с однокурсниками джазовый оркестр, очень востребованный на всевозможных танцевальных вечерах.

Раймонд Паулс: «Я вырос на джазе и остался ему верен». («7 дней»)

Во время учебы Раймонд подрабатывал пианистом в небольших эстрадных оркестрах и ресторанах, а также успевал выполнять функции концертмейстера в местной филармонии. С 1958 года выступал вместе с Рижским эстрадным оркестром (дирижером которого был его однокурсник Эгилс Шварц), а в 1964-м стал художественным руководителем музыкального коллектива. Вместе с ним он впервые отправился в первое большое турне – от Украины до Кавказа.

В какой-то момент музыканту показалось мало играть чужие мелодии, и он начал пробовать писать свои. Впервые музыка его сочинения прозвучала с театральных подмостков – в Государственном театре кукол Латвийской ССР (ныне – Латвийский театр кукол) и Государственном академическом театре драмы им. А. Упита (ныне – Латвийский национальный театр).

В 1960-е Раймонд, неустанно изучавший классику джаза и современные мелодии с целью найти «формулу хита», написал и свой первый настоящий шлягер – песню «Синий лен» (на стихи латышского поэта-песенника Альфреда Круклиса в русском переводе его коллеги из Москвы – Александра Дмоховского). В 1970-м она была выпущена на грампластинке в исполнении жены Эгилса ШварцаЛарисы Мондрус (на тот моментуже довольно популярной певицы) и зазвучала по всей огромной стране.

Тогда же очевидный талант молодого композитора был замечен и в республиканском министерстве культуры, по инициативе которого его композиции с 1970 года стали исполняться на Вселатвийском празднике песни и танца. Например, в 1973 году специально для этого мероприятия он написал песню «Моей родине» на слова другого современного латышского поэта и дипломата – Яниса Петерса (в дальнейшем, после распада СССР, тот стал первым послом Латвии в России, а его стихи еще не раз были положены на музыку Паулса).

В том же 1973-м Раймонд придумал и возглавил ВИА Modo, основу репертуара которого составляли написанные им композиции. В 1978-м он оставил его, чтобы дирижировать Эстрадным оркестром Гостелерадио Латвийской ССР. Тогда же стал сотрудничать с группой Credo. Из оркестра он ушел в 1982-м на должность главного редактора музыкальных передач Латвийского радио, которую занимал шесть лет.

По инициативе композитора в 1986 году в Юрмале впервые состоялся Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни, и до 1989-го он являлся председателем его жюри. Тогда же, в конце 1980-х, прогноз погоды в главной информационной программе советского государства, «Время», сопровождала его композиция «Пасмурная погода».

В 1988 году Паулс был назначен руководителем республиканского Госкомитета по культуре, а через год стал министром культуры Латвии, которым оставался и после обретения ею независимости – до 1993 года.

Впрочем, большинству слушателей карьера композитора была не интересна – они следили исключительно за его творчеством. В 1980-е Паулс уже стал своеобразным брендом, использование которого почти гарантировало артисту звездный статус.

С той поры, как в 1975 году на русском языке, благодаря поэтическому таланту Игоря Шаферана, прозвучала его песня «Листья желтые» (изначально написанная на стихи все того же Яниса Петерса и с конца 1960-х исполнявшаяся на латышском), которая стала звездным часом Паулса, он успел поработать со всем звездами советской эстрады. От Яака Йоалы («Я рисую»), Валерия Леонтьева («Кабаре») и Николая Гнатюка («Танец на барабане») до Лаймы Вайкуле («Я вышла на Пикадилли»), Софии Ротару («Где ты, любовь?») и, конечно же, Аллы Пугачевой, которая к тому моменту, когда они встретились, остро нуждалась в новых хитах (дошло до того, что она сама писала себе музыку). И Паулс их «примадонне» обеспечил – «Без меня», «Делу время», «Старинные часы», не говоря уже о «Миллионе алых роз» и «Маэстро», которую многие считали адресованной ее автору.

«Маэстро» принесла Пугачевой и авторскому коллективу победу в песенном фестивале «Песня года» в 1981 году, «Миллион алых роз» – в 1983-м. И целое десятилетие последняя прочно удерживала лавры одной из самых популярных песен в стране, без нее не обходился практически ни один концерт певицы.

Раймонд Паулс: «Поначалу песня показалась ей слишком простой: мол, ей как певице нечего тут делать, нет никакого развития. Ей не понравились ни музыка, ни стихи: “Что за бред? Я это петь не буду!” Она попросила переписать и то и другое. В конце концов Алла согласилась, и песня стала у публики одной из любимых». («7 дней»)

Многие композиции, исполнявшиеся лучшими советскими артистами, Паулс создал в сотрудничестве с поэтами Ильей Резником, Андреем Вознесенским и Михаилом Таничем.

Раймонд Паулс: «У меня было плодотворное сотрудничество и с Ильей Резником. Его стихи многие ругают, а ведь его слова так хорошо ложились на мелодии, что песня становилась шлягером. У нас с ним в совместном репертуаре немало песен. И все хиты…» («7 дней»)

Паулс прославил на весь Союз даже детский ансамбль «Кукушечка», созданный в 1971 году при Латвийском радио. Многие годы страна о нем почти ничего не знала, пока композитор не написал для ребят «Золотую свадьбу» и другие шлягеры.

Раймонд Паулс: «С детской музыкой сегодня все пошло куда-то не туда. Помню, какое было отношение к участникам конкурсов, когда мы начинали. Это было действительно детское мероприятие. А сейчас происходит что-то странное: из детей начинают делать взрослых звезд <…> Детей уродуют, они теряют свою природную прелесть». («7 дней»)

Мало кто знает о его дружбе с Андреем Мироновым. Их знакомство состоялось в 1963 году на съемках комедии Генриха Оганесяна «Три плюс два» (по сценарию Сергея Михалкова), которая снималась недалеко от Юрмалы. Музыку к ней начал писать Андрей Волконский, а заканчивал тогда еще мало кому известный Паулс (он же во время ее записи играл на рояле в Оркестре Главного управления по производству фильмов, которым дирижировал Эмин Хачатурян).

Раймонд Паулс: «Мы с Андреем нашли общий язык благодаря джазу, который оба знали и любили. А у Андрея к тому же была одна из лучших в Советском Союзе коллекций джазовых записей». («7 дней»)

Годы спустя, в 1984-м, вышла совместная пластинка Паулса и Миронова «Старые друзья» с песней «Полюбите пианиста».

В 2000-е годы маэстро продолжал работать с российскими коллегами, сохраняя творческие связи между гражданами некогда одной большой страны. Так, в 2002 году вместе Игорем Крутым он придумал конкурс молодых исполнителей «Новая волна», который до 2014 года проводился в Юрмале, а теперь проходит в Сочи. Он по-прежнему дружен с Аллой Пугачевой и ее нынешним мужем Максимом Галкиным** (признан иностранным агентом).

Также композитор продолжал писать песни (например, в 2013 году вышел очередной альбом все еще существующей «Кукушечки» (Dzeguzīte) с полусотней свежих треков от Паулса) и, пока позволяли возраст и здоровье, вел активную концертную деятельность.

Раймонд Паулс: «У меня в жизни нечто вроде миссии получилось – искать молодые таланты…» («7 дней»)

На сцене он отметил как свое 80-летие в 2016 году (в «Крокус Сити Холле» в Москве), так и 85-летие в 2021-м (в концертном зале «Дзинтари» в Юрмале).

Раймонд Паулс: «Если из десяти песен одна окажется той самой, что запоет слушатель, это уже большая победа». («7 дней»)

Личная жизнь

Раймонд Паулс был женат на уроженке Одессы Светлане Епифановой, с которой он познакомился еще до своей известности в 1959 году, когда приехал в этот черноморский город на гастроли. Она, выпускница факультета иностранных языков, тогда работала экскурсоводом в «Интуристе». В 1962 году у супругов родилась дочь Анета.

Последнее время жена композитора жаловалась на здоровье, и он старался больше времени проводить рядом с ней. Тем более, что Анета давно живет далеко от родителей, в США, вместе со своим мужем (поляком по национальности) и тремя детьми – сыном Артуром и дочками Анной-Марией и Моник-Ивонн (крестными последней являются давние друзья семьи – Лайма Вайкуле и Игорь Крутой).

А супруга его тем временем все больше времени проводила в больницах. В последний раз ее состояние ухудшилось летом 2023-го. Ее вновь госпитализировали на несколько дней, но, несмотря на все старания врачей, поправить ей здоровье они так и не смогли. Светлану выписали, а буквально через несколько дней, 4 августа, она скончалась. Об этом объявила одна из внучек звездной четы.

Фильмография (избранное)

  • Композитор
  • Хомо Новус (2018)
  • Ромео и Джульетта (2015)
  • Тетушки (2014)
  • Жернова судьбы (2003)
  • Депрессия (1992)
  • Двойной капкан (1986)
  • Блюз под дождем (1983)
  • Краткое наставление в любви (1982)
  • Долгая дорога в дюнах (1982)
  • Незаконченный ужин (1981)
  • Театр (1979)
  • Будьте моей тещей (1978)
  • Смерть под парусом (1977)
  • Стрелы Робин Гуда (1976)
  • Подарок одинокой женщине (1975)
  • Танец мотылька (1972)
  • Клав – сын Матина (1971)
  • До осени далеко (1965)
  • Три плюс два (1963)
  • Актер
  • Как стать звездой (1987)
  • Зудов, вы уволены! (1984)
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.



Стало известно, кто скрывался в костюмах Змея Горыныча, Бабочки и Кота в финале шоу «Маска» 00:21, 06.05.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через