Всеволод Мейерхольд
- Режиссер
- Дата и место рождения: 28 января 1874 (66 лет), Пенза (Российская империя)
- Дата смерти: 2 февраля 1940
- Семейное положение: Ольга Мунт (в разводе, 3 детей), Зинаида Райх (в браке, нет детей)
Его коллеги по цеху
Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики.
Биография и карьера
Всеволод (урожденный Карл Казимир Теодор) Мейерхольд родился 28 января 1874 года в Пензе.
Его отец, купец и владелец винного завода, происходил из старинного немецкого рода. Предки его матери принадлежали к числу так называемых балтийских немцев, ранее проживавших на территории современной Прибалтики.
Несмотря на то, что родители мальчика не имели прямого отношения к искусству, в доме царила творческая атмосфера, которую, пока отец был с головой погружен в свой винный бизнес, всеми доступными способами создавала в нем мать. Она любила устраивать в принадлежащей семье городской усадьбе музыкальные вечера, увлекалась театром и всячески старалась заинтересовать им детей, что у нее вполне успешно получалось: маленький Карл (Всеволодом он стал позднее, когда в 21 год принял православие вместо лютеранства) и его многочисленные братья и сестры (их у него было семеро) с удовольствием участвовали в самодеятельных спектаклях.
Вероятно, исключительно по настоянию отца, сугубо делового человека, после окончания гимназии в 1895 году Карл пошел учиться не на актера, как того следовало бы ожидать, а на юриста. Но выдержал на юрфаке Императорского Московского университета (как назывался тогда МГУ им. М. В. Ломоносова) всего год. Тяга к творчеству оказалась сильнее сыновней покорности («бунт» выразился, в том числе, и в смене вероисповедания), и уже в 1896 году он, теперь под именем Всеволода Мейерхольда (в честь его любимого писателя Всеволода Гаршина), перевелся в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе (ныне – ГИТИС), на драматическое отделение, где преподавал будущий соратник Константина Станиславского – Владимир Немирович-Данченко.
Среди однокурсников Всеволода оказались Ольга Книппер (в дальнейшем – жена Антона Чехова) и Иван Москвин, вместе с которыми он, выучившись на актера, был зачислен в труппу Художественно-Общедоступного театра (как поначалу именовался Московский Художественный театр, при советской власти превратившийся во МХАТ), который в 1898 году учредили Станиславский и Немирович-Данченко. Мейерхольд участвовал уже в самой первой постановке театра (которой торжественно открылся в октябре 1898 года) – спектакле «Царь Федор Иоаннович», сыграв в нем Василия Шуйского (главная роль царя Федора Иоанновича досталась Ивану Москвину, а Ольга Книппер вышла на сцену в образе его жены, царицы Ирины Федоровны).
В 1901 году Мейерхольд стал первым в истории русского театра исполнителем роли барона Николая Тузенбаха в «Трех сестрах» Антона Чехова. В его же «Чайке» (на репетициях которой Чехов и познакомился с Книппер, игравшей Ирину Аркадину) он был Константином Треплевым. За четыре театральных сезона он перевоплотился почти в два десятка персонажей.
Однако уже в 1902 году Всеволод и некоторые другие актеры, включая еще одного ученика Владимира Немировича-Данченко, Александра Кошеверова, покинули легендарный театр. Их уход объясняли то ли творческими, то ли финансовыми разногласиями с руководством МХТ, но сами Мейерхольд и Кошеверов в своем открытом письме заявили, что просто хотят самостоятельности.
Реализовывать свои творческие планы актеры отправились в Херсон, где собрали новую театральную труппу, впоследствии получившую название Товарищества Новой драмы. Здесь 28-летний Всеволод смог начать реализовывать свои режиссерские амбиции, в течение трех следующих лет поставив около двух сотен спектаклей, в которых сыграл около сотни ролей.
По первости это было, в основном, его творческое переосмысление репертуара первых сезонов все того же МХТ (например, открылся театр «Тремя сестрами»), но потом (Кошеверов к тому моменту уже уехал в Киев) в афише стали появляться имена Генрика Ибсена, Мориса Метерлинка и других драматургов, произведения которых зачастую даже не были переведены на русский язык и их приходилось переводить специально. О херсонском театре заговорили в обеих столицах.
В 1905 году молодой режиссер предпринял попытку «замириться» со старшим коллегой и написал Константину Станиславскому письмо, где выразил желание работать при нем в качестве режиссера. Мэтр, как раз в это самое время задумывавшийся об открытии экспериментального театра-студии, ответил приглашением попробовать в нем свои силы. Окрыленный Мейерхольд примчался в Москву, но пыл его быстро угас: ни одному из подготовленных им спектаклей Станиславский так и не дал зеленый свет, а затем и вовсе решил прекратить эксперимент, сочтя его неудачным.
Расстроенный режиссер ненадолго возвращается в Херсон, оттуда перебирается в Тифлис (нынешний Тбилиси), где, получив предложение от актрисы Веры Комиссаржевской (мечтавшей создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего») возглавить созданный ею в Санкт-Петербурге драмтеатр, окончательно завершает свои «провинциальные сезоны».
В городе на Неве Мейерхольд вновь с энтузиазмом берется за работу и всего за один сезон выпускает больше дюжины спектаклей – «Жизнь человека» по Леониду Андрееву, «Сестру Беатрису» по Морису Метерлинку и др. В 1907 году на этой сцене он ставит «Балаганчик» по Александру Блоку, который, как считается, положил начало так называемому условному театру в России, над концепцией которого (в противовес реалистическому направлению Станиславского) потом так усердно работал Мейерхольд.
Публика отнеслась к увиденному неоднозначно. Как вспоминали затем очевидцы событий, в то время как одни зрители после премьеры бурно аплодировали новатору, другие его столь же темпераментно освистали. Газеты не скупились на критические отзывы, под влиянием которых в театр валом валили заинтригованные петербуржцы.
Однако когда страсти относительно сенсации поутихли, посещаемость театра стала падать. Провал следовал за провалом, что вызвало недовольство Комиссаржевской, и в итоге Мейерхольд был вынужден уйти.
В том же году он становится главным режиссером двух императорских театров – Мариинского и Александринского. Здесь, увлекшись традициями старинных театров и продолжая экспериментировать, он ставит «Орфея и Эвридику» КристофаГлюка в «Мариинке», «Дон Жуана» Мольера в «Александринке» и др. В последней Мейерхольд работал вплоть до Октябрьской революции (которую, еще не зная о своей последующей участи, принял с энтузиазмом).
В дальнейшем он сотрудничает с различными театральными площадками, начинает преподавать свою биомеханику (разработанную им систему упражнений для актеров), а в 1920 году открывает в Москве Театр РСФСР 1-й (позднее был переименован в Государственный театр им. Вс. Мейерхольда), провозгласивший своей целью борьбу с аполитичностью искусства. Параллельно в 1922–1924 годах он руководит Театром революции.
В отличие от последнего (существующего и поныне как Театр им. Вл. Маяковского) судьба Театра РСФСР 1-го выдалась непростой – по тем или иным причинам он то закрывался, то оказывался на грани закрытия, пока в 1938 году, когда недовольство власти «мейерхольдовщиной» не достигло критической отметки, не был ликвидирован окончательно. Пожалевший оставшегося без работы режиссера Станиславский позвал его в свою оперную студию. Вскоре Константин Сергеевич умер, и в ее главе встал Мейерхольд.
Другое его начинание – созданные при Театре РСФСР 1-м Высшие режиссерские мастерские (где в числе первых обучение по системе Мейерхольда, с преподаванием все той же биомеханики, прошли Зинаида Райх, Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Николай Экк и др.) – не кануло в Лету, а получило достойное продолжение. В результате объединения мастерских с Государственным институтом музыкальной драмы (в который на тот момент уже трансформировалось Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе) образовался современный ГИТИС.
К концу 1930-х у советской власти, в те годы усердно искавшей повсюду «врагов народа», накопилась масса претензий к Мейерхольду. Его творчество вызывало все больше раздражения (еще в 1934-м Иосифу Сталину не понравился спектакль «Дама с камелиями»), его подозревали в измене родине и желании эмигрировать. Во время зарубежных гастролей друзья, предчувствуя непоправимое, советовали Всеволоду Эмильевичу не возвращаться в СССР, но он все равно приехал обратно.
20 июня 1939 года их дурные прогнозы сбылись: режиссера арестовали. Спустя семь с лишним месяцев допросов и пыток, 1 февраля 1940 года, его, обвинив в контрреволюционной деятельности, приговорили к расстрелу и на следующий же день привели приговор в исполнение.
В 1955 году, когда власть в стране сменилась, он был посмертно реабилитирован.
Всеволод Мейерхольд похоронен в общей могиле на Новом Донском кладбище, где также покоятся и другие жертвы сталинских репрессий – маршалы Василий Блюхер, Александр Егоров и Михаил Тухачевский, литераторы Сергей Клычков и Исаак Бабель, юрист Павел Александров и др.
Личная жизнь
Всеволод Мейерхольд был дважды женат.
Еще 22-летним юношей он женился на актрисе Ольге Мунт, с которой прожил больше двадцати лет. Она родила ему троих дочерей – Марию, Татьяну и Ирину.
Брак распался, когда режиссер повстречался с актрисой Зинаидой Райх, бывшей супругой поэта Сергея Есенина. Мейерхольда и Райх, ставшую его верной соратницей (после критики спектакля «Дама с камелиями» она не побоялась написать Сталину письмо, в котором обвинила его в непонимании искусства), разлучила смерть. Вскоре после ареста режиссера актриса была зверски убита в своей квартире (убийство не было раскрыто).
В середине 1950-х внучка Мейерхольда, Мария Валентей, тогда еще не зная, где похоронен дед (это выяснилось только в 1987 году), установила на могиле Райх на Ваганьковском кладбище их общий памятный знак.