Элеонора Шашкова
- Актриса, Участница
- Дата и место рождения: 24 декабря 1937 (86 лет), Батуми (СССР)
- Семейное положение: Эрнст Зорин (в разводе, 1 ребёнок), Валентин Селиванов (вдова, нет детей)
Ее коллеги по цеху
Элеонора Шашкова – советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1991), заслуженный деятель искусств Польши.
Биография и карьера
Элеонора Шашкова родилась 24 декабря 1937 года в Батуми.
По роду службы ее отца, пограничника, семья часто переезжала, и уже через год после рождения дочки перебралась в Баку. Потом были столицы других союзных республик – Тбилиси, Кишинев, а школу девочка оканчивала уже в Симферополе.
Когда настал момент выбирать будущую профессию, мнения членов семьи разделились. Папа хотел, чтобы Эля стала педагогом, мама – врачом, ну а она сама мечтала стать актрисой. Родители, конечно, сочли это пустой фантазией. В итоге она из чувства противоречия оказалась на факультете виноградарства и виноделия Крымского сельскохозяйственного института им. М. И. Калинина (ныне – часть Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского), хотя ни малейшего интереса к производству вина не испытывала. Демарш продлился один семестр и закончился больницей.
Здание института было настолько старым, что разрушалось буквально на глазах. Однажды, когда Эля входила в аудиторию, прямо ей на голову с потолка упал кусок ракушечника (широко используемого в южных регионах в качестве стройматериала). Девушка была госпитализирована с сотрясением мозга, после чего ей предоставили отсрочку от учебы – академический отпуск.
Но больше она к ней уже не вернулась. Получила телеграмму от отца, который тогда уже служил на Дальнем Востоке, и, по его требованию, поехала к родителям на Курилы. Там, на самом южном острове гряды, Кунашире, она (пройдя перед тем тщательную проверку) три года работала секретарем-машинисткой в отделе разведки штаба погранвойск КГБ СССР.
Жизнь на удаленных от насыщенной событиями «большой земли» островах девушку тяготила. От скуки она перечитала, наверное, все книги в местной библиотеке, начала играть на аккордеоне и участвовать в художественной самодеятельности. Одно время даже руководила хором военнослужащих. И постоянно думала о Москве и настоящей сцене.
Туда она и отправилась, как только накопила денег на дорогу и проживание в столице. Мама к тому моменту с выбором дочери уже смирилась. Отец по-прежнему возражал, но Эля уже слушала только свое сердце.
В Москве у нее все складывалось благополучно. Она сразу поступила в Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина, окончив которое в 1963 году стала актрисой Театра им. Е. Б. Вахтангова, которому она остается верна и по сей день – вот уже почти шестьдесят лет.
В текущем сезоне Шашкову можно видеть, например, в постановке «Театр» (по Сомерсету Моэму) – в роли пожилой матери актрисы Джулии Лэмберт (которую, в свою очередь, играет Лидия Вележева). Последние в 2022 году спектакли запланированы на 25 ноября, 15 и 25 декабря.
Но еще до прихода в театр Элеонора начала сниматься в кино. Впервые она попала туда, когда ей было 23 года. В 1961 году режиссер Леонид Луков взял ее на небольшую роль прачки в свою мелодраму «Две жизни», где она впервые оказалась на одной съемочной площадке с Вячеславом Тихоновым. Но дебют практически не заметили ни зрители, ни кинорежиссеры. До конца десятилетия актриса появилась лишь в четырех полнометражных картинах (среди которых, правда, была популярная шпионская сага Вениамина Дормана о разведчике Михаиле Тульеве «Ошибка резидента» и «Судьба резидента»), пока в 1970 году, наконец, не получила свою первую главную роль – в драме Михаила Богина «О любви».
Видимо, именно тогда на нее обратили внимание неразлучные братья-режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, задумавшие экранизировать роман еще мало кому известного в те годы писателя Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». На ведущие роли они пригласили Петра Вельяминова, Нину Русланову, Александру Завьялову, Бориса Новикова, Галину Польских и других звезд кино. Но не только: ключевые роли достались и тем, кто этого статуса еще не достиг. Среди них была, например, Ольга Науменко, звездным часом которой несколько лет спустя станет «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова. Попала в число счастливчиков и Шашкова, которой была предложена роль жены Фрола Курганова (его играл Валерий Гатаев) – Стеши.
Семисерийная телесага, описывающая десятилетия жизни обитателей далекой сибирской деревни, произвела такой фурор, что через два года после телевизионной трансляции «Тени исчезают в полдень» показали еще и в кинотеатрах.
Но, как это не удивительно, по-настоящему зрители запомнили актрису совсем по другой роли. Она, мало того, что была эпизодической, но еще и немой: пятиминутная сцена мимолетной встречи разведчика Всеволода Владимирова, известного всем киноманам страны под именем Штирлица (в исполнении Вячеслава Тихонова), со своей женой Александрой Гаврилиной в культовом сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Ни подойти друг к другу, ни обняться, ни даже показать, что знакомы, они не могли – так и смотрели один на другого молча. Но, не проронив ни слова, сказали друг другу и зрителям больше, чем могли бы вместить любые слова.
В фильмографии актрисы затем будут еще десятки фильмов и ролей, но в народной памяти она так и останется навсегда той самой «женой Штирлица». А когда в 2002 году ей исполнится 65 лет, представитель Службы внешней разведки России, поздравляя, назовет Шашкову «образцом жены разведчика».
Последняя на сегодня киноработа Элеоноры Петровны – лирическая комедия Дмитрия Ефимовича «Батя», которую в 2021 году показал телеканал ТНТ.
Мало, кто знает, что в советские годы она неоднократно выступала и в роли ведущей – вела телепередачи (в паре с Игорем Кирилловым) и концерты. Это сейчас актриса-телеведущая – явление привычное, а тогда существовала строгая «сегрегация» – каждый должен был заниматься своим делом. Но Шашкова стала одним из редких исключений.
Несколько лет подряд она вела транслировавшийся отечественным телевидением Фестиваль советской песни в польском городке Зелена-Гура, за что в итоге даже удостоилась необычного для наших артистов звания заслуженного деятеля искусств Польши.
В 2022 году артистка отмечает 85-летний юбилей, и незадолго до этого события она стала гостьей программы «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» телеканала «Россия 1», которая вышла в эфир 1 ноября. Борис Корчевников был искренне поражен тем, как прекрасно выглядит актриса в свои немолодые уже годы. А она в ответ на комплимент откровенно рассказала о своей долгой и интересной жизни.
Личная жизнь
Элеонора Шашкова была замужем дважды. С первым супругом, актером Эрнстом Зориным, она познакомилась в своем родном Театре им. Е. Б. Вахтангова. В этом браке родилась ее единственная дочь Антонина, которую актриса назвала в честь своей мамы.
Вторым ее мужем стал кинорежиссер Валентин Селиванов. Они встретились в 1976 году на съемках его фильма «Дневник Карлоса Эспинолы», где Шашкова играла одну из ролей, и больше уже не расставались до самой его смерти в 1998 году.
Фильмография
- Батя (2021)
- Тень дракона (2020)
- Лондонград. Знай наших! (2015)
- Новогодний брак (2013)
- Я лечу (2008)
- Утесов. Песня длиною в жизнь (2006)
- Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-3 (2006)
- Возвращение Мухтара (2003)
- Продлись, продлись, очарованье… (1985)
- Слезы капали (1983)
- Еще до войны (1983)
- Возвращение резидента (1982)
- Тропинины (1981)
- Дневник Карлоса Эспинолы (1977)
- Все дело в брате (1977)
- Я служу на границе (1974)
- Открытая книга (1974)
- Семнадцать мгновений весны (1973)
- Цирк зажигает огни (1973)
- Тени исчезают в полдень (1972)
- О любви (1971)
- Судьба резидента (1970)
- Ошибка резидента (1968)
- Тишина (1964)
- Две жизни (1961)