Вячеслав Назарук
- Люди за кадром
- Дата и место рождения: 4 марта 1941 (81 год), Москва (СССР)
- Дата смерти: 28 января 2023
- Семейное положение: Евгения Назарук (в браке, 2 детей)
Его коллеги по цеху
Вячеслав Назарук – советский и российский художник-мультипликатор, художник-постановщик, живописец и скульптор.
Биография и карьера
Вячеслав Назарук родился 4 марта 1941 года в предвоенной Москве, в семье потомственного военного.
Многие поколения его предков посвятили себя защите родины. Были среди них офицеры, которые служили российским императорам и принимали участие в Отечественной войне 1812 года. Но в маленьком Вячеславе тяга к искусству была так сильна и всем очевидна, что родители не стали препятствовать реализации его таланта и, когда стало возможным вернуться из эвакуации (во время которой им даже пришлось жить в юрте, в степи), отдали сына в художественную школу.
Здесь, в художественной школе, его преподавателем по живописи стал ученик Петра Кончаловского, а близким другом на всю жизнь – Юрий Норштейн, будущий автор культового «Ежика в тумане». Тогда же он взял за правило посвящать рисованию минимум два часа в день и старался никогда его не нарушать.
Вячеслав Михайлович не запомнил своего первого мультяшного персонажа, но запомнил первый значительный рисунок. Он был сделан масляной краской, которую принесла домой мама. По случаю ее дня рождения на белоснежной скатерти он нарисовал черного, как сажень, конька--горбунка.
Мультипликацией он увлекся тогда же, когда Никита Хрущев, впечатленный успехами американских фермеров, увлекся кукурузой. На этой волне в 1957 году режиссером Александром Ивановым был создан мультфильм «Чудесница» о том, как уроженка юга, кукуруза, отправилась осваивать северные территории. Славе так понравились поющие сорняки, что он загорелся когда-нибудь нарисовать что-то подобное.
Однако поступить во ВГИК, чтобы выучиься на художника-постановщика, у него не получилось – прекрасно выполнив все творческие задания, срезался на истории СССР (так и не сумев запомнить даты партийных съездов). Тогда выбрал Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина (ныне – МПГУ), где был художественно-графический факультет, который он и окончил в 1965 году, получив диплом учителя рисования. И именно там Назарук начал творить для мультипликации, изобразив в том числе двух персонажей, желающих познать окружающий мир.
Так что, вернувшись из армии, Вячеслав отправился повышать квалификацию на курсы творческих работников телевидения при Гостелерадио СССР и курсы «художников кино» при «Мосфильме», по окончании которых, немного поработав художником-оформителем в Росторгрекламе при Минторге СССР, устроился в главную редакцию музыкальных телепрограмм ЦТ СССР, откуда в 1970 году перешел в незадолго до этого созданную в творческом объединении «Экран» студию «Мульттелефильм», ориентированную на выпуск малобюджетной телевизионной анимации.
На «Мульттелефильме» Назарук работал почти двадцать лет и именно здесь им были созданы такие шедевры отечественной мультипликации, как «Крошка Енот» (в 1974 году), «Раз ковбой, два ковбой…» и «Мама для мамонтенка» (в 1981-м), а также замечательный цикл «Приключения кота Леопольда» из одиннадцати мультфильмов про кота Леопольда, призывавшего задиристых мышей жить дружно. Непростым взаимоотношениям доброго кота и зловредных мышей мультипликатор посвятил больше 10 лет. Первый мультфильм серии, «Месть кота Леопольда», в котором чересчур доброму, по мнению врача, коту выписывают «Озверин», вышел в 1975 году, последний, «Автомобиль кота Леопольда», где неугомонные мыши угоняют автомобиль Леопольда, в 1987-м. В 1985 году легендарный цикл принес своим создателям, включая Назарука, Государственную премию СССР.
Десятилетия спустя, по случаю 75-летия Анатолия Резникова – режиссера мультфильмов о Леопольде, было решено сделать их продолжение. Премьера «Новых приключений кота Леопольда», в работе над которыми Резникову помогали итальянские мультипликаторы, состоялась в 2016 году, но Назарук к этому отношения уже не имел.
Работая в ТО «Экран», Вячеслав Михайлович так или иначе участвовал в создании более чем сорока рисованных и кукольных мультфильмов, а также семнадцати фильмов-спектаклей («Вольный ветер», «Снегурочка» и т. д.).
В начале девяностых мультипликатор, по приглашению студии Disney, на два года уехал в США ради обмена опытом. Это время он провел, читая лекции и проводя мастер-классы для американских коллег. Вернувшись, много лет преподавал в родном МПГУ, а также стал автором ряда учебно-методических пособий («Использование знаний анимации в написании живописно-исторической картины», «Рисунок. Живопись. Композиция. Пленэр» и др.).
Прославившая его мультипликация никогда не была главной страстью мастера – он писал картины (в основном, исторические полотна) и с удовольствием иллюстрировал детские книжки. Например, около трех лет Назарук трудился над рисунками к сборнику сказов Павла Бажова (впоследствии они не только использовались для украшения книг, но и издавались в виде набора открыток), а позднее потратил несколько лет на оформление юбилейного издания сказок Александра Пушкина.
В пушкинское издание вошли все сказки поэта, включая малоизвестные – «Жених», «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей». Всего же Назарук проиллюстрировал более сотни книг.
Ходит легенда, что, работая над «Хозяйкой медной горы», Назарук никак не мог найти женский образ «каменной девки». Красивые, но твердые и холодные, как камень, женщины ему среди соотечественниц ну никак не встречались. И, когда он совсем уж было отчаялся, то вдруг увидел долгожданный источник вдохновения – настоящую «снежную королеву» – на улице. Оказалась, что это жена посла скандинавской страны.
Также художник создал для детей серию великолепных авторских раскрасок с историческим уклоном под названием «Сквозь времена. История всемирного костюма». Например, в пилотном выпуске, который назывался «Герои 1812 года», были представлены все русские полки того времени. К рисункам прилагалась «методичка» с интересными фактами.
Но именно желание посвящать больше времени исторической живописи заставило Вячеслава Михайловича в конце восьмидесятых уйти из мультипликации. Полотна, посвященные русской истории, требовали полной самоотдачи, так как художник стремился быть максимально исторически правдивым. А для этого нужно было не только часами стоять перед мольбертом, тщательно выписывая все детали, но и подолгу рыться в архивах, посещать места событий, консультироваться с историками, оружейниками, музейщиками, священнослужителями.
Перу живописца принадлежат такие картины, как «Куликовская битва» (написанная по случаю 600-летия победы русских полков, возглавляемых Дмитрием Донским, над монголо-татарскими войсками и теперь хранящаяся в Государственном историческом музее), «Слово о полку Игореве» (триптих, состоящий из монументальных полотен под названием «Знамение», «Боян» и «Битва», можно увидеть в Первом музее славянской мифологии) и т. д.
Свою шестиметровую «Куликовскую битву» он написал меньше, чем за месяц, но этому предшествовали почти 15 лет «изыскательских» работ.
Вячеслав Михайлович пробовал свои силы и как скульптор. Одна из его работ – бронзовая кабинетная скульптура Петра I, а еще он, с подачи московских коллекционеров, называл себя создателем первого в мире игрушечного солдатика.
Мастера не стало 28 января 2023 года. Ему был 81 год.
Личная жизнь
Вячеслав Назарук был женат на своей коллеге – художнике-педагоге Евгении Назарук. Супруги вырастили двоих дочерей – Ольгу и Алину. Одна стала художницей, вторая – музыкантом.
Фильмография
- Анимация
- Сонъ (2009)
- Чертенок с пушистым хвостом (1985)
- Раз ковбой, два ковбой… (1981)
- Мама для мамонтенка (1981)
- Олимпиада-80 (1980)
- Клякса (1980)
- Ушастик (1979)
- Дом для леопарда (1979)
- Честное слово (1978)
- В стране ловушек (1975)
- Картина (1975)
- Приключения кота Леопольда (1974)
- Сами виноваты (1974)
- Крошка Енот (1974)
- Волшебник Изумрудного города: Элли в Волшебной стране (1973)
- Симулянт (1973)