Читайте нас в Telegram

Пако Рабан

Paco Rabanne
Пако Рабан
  • Стилист
  • Дата и место рождения: 18 февраля 1934 (88 лет), Пасахе (Испания)
  • Дата смерти: 3 февраля 2023

Его коллеги по цеху

Реклама

Пако Рабан (Paco Rabanne) – французский модельер испанского происхождения, основатель одноименного модного дома, один из «революционеров» моды.

Биография и карьера

НОВОСТЬ

Пако Рабан (урожденный Франсиско Рабанеда-и-Куэрво) родился 18 февраля 1934 года в рыбацком поселке Пасахе неподалеку от города Сан-Себастьян в Стране Басков (Испания).

Пако Рабан: «Из его жителей я единственный стал известным. Поэтому для моих земляков я как бог они даже собираются устроить музей в доме, где я родился». («Труд»)

Расположенный на самом берегу Бискайского залива, в первой половине двадцатого века Сан-Себастьян считался едва ли не самым фешенебельным и престижным испанским курортом. Спокойная жизнь обитателей города и окрестностей закончилась после военного переворота, организованного в 1936 году Франсиско Франко и его сторонниками. Отец Франсиско, полковник, во время последовавшей затем гражданской войны сражавшийся на стороне правительства Испании, был казнен, и мать, будучи убежденной коммунисткой, опасаясь расправы, вместе с четырьмя детьми бежала во Францию.

Пешком преодолев главную преграду – Пиренеи, она в конце концов оказалась в Париже, куда к тому времени из-за войны был вынужден перенести свой модный бизнес другой знаменитый испанский модельер – Кристобаль Баленсиага. Модная империя Balenciaga когда-то начиналась с небольшого бутика в Сан-Себастьяне (магазины в Мадриде и Барселоне открылись потом), для которого мать Франсиско отшивала одежду. Во французской столице она продолжила работать у Баленсиаги главной швеей.

Пако Рабан: «Я по духу революционер – это наследственное. Мама Мариа Лусиа де Тринчерте из портних пришла к революционной деятельности – стреляла из револьвера, подкладывала бомбы. Очень сильная личность! <…> А отец из простого солдата превратился в первого генерала республиканской армии и командовал батальоном, который назывался “Россия”. Он был расстрелян по приказу Франко» («Труд»)

С детства будучи окружен атмосферой высокой моды, Франсиско просто не мог не проникнуться ее атмосферой. Но, прежде чем начать шить красивые платья, он собирался строить красивые здания, и с этой целью стал изучать архитектуру в парижской Школе изящных искусств. И хотя параллельно, ради заработка, он рисовал эскизы одежды для Кристиана Диора и Юбера де Живанши и обуви для Шарля Журдана, после получения диплома пошел работать не к ним, а к французскому архитектору Огюсту Перре, с которым познакомился во время учебы (тот руководил одной из школьных мастерских).

На тот момент Огюст Перре был известен, прежде всего, как пионер в области строительства домов из железобетона (предполагают, что построенный им в 1904 году дом на улице Бенджамина Франклина в Париже стал первым жилым зданием, целиком и полностью выполненным из железобетона). Позднее его имя вошло в историю архитектуры в связи с восстановлением разрушенного во Вторую мировую войну исторического центра нормандского города Гавр. По проекту Перре он был застроен зданиями из светлого бетона, послужившими впоследствии одним из источников вдохновения для создателей советских «хрущевок». В 2005 году центр Гавра был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец «инновационного использования возможностей бетона».

После смерти архитектора Франсиско еще какое-то время продолжал его дело, но в конце концов, взяв себе емкий и запоминающийся псевдоним «Пако Рабан», решил полностью сосредоточиться на моде. К тому времени его бижутерия и модные аксессуары из пластика, которые он начал придумывать еще в студенческие годы, уже пользовались огромным спросом у покупателей. За многообразие расцветок и невысокую стоимость их особенно полюбила молодежь.

В 1966 году Рабан представил свою дебютную коллекцию одежды – дюжину оригинальных (и как было обозначено, «непригодных к носке») моделей, выполненных все из того же пластика и металла. Дебют не остался незамеченным модниками и журналистами, которые, перебивая друг друга, ругали и хвалили новоявленного кутюрье.

В 1967 году вдохновленный поднятой шумихой 33-летний модельер открыл свой модный дом Paco Rabanne и продолжил эксперименты. Он смело экспериментировал с материалами (при этом в ход шло буквально все – от проволоки, оргстекла и бумаги, которую он считал «тканью» будущего, до кожи и перьев). Он отказался от трудозатратной вышивки, заменив ее клепкой мелких деталей и тем самым существенно ускорив процесс декорирования одежды (так что вскоре к нему уже выстроилась очередь из именитых модных дизайнеров). Он первым отказался от монотонного описания моделей во время дефиле, заменив его музыкой. И тогда же, в 1960-е, поддавшись всеобщему очарованию космосом, куда в 1961 году впервые полетел человек – советский космонавт Юрий Гагарин, Рабан поразил всех своей космической коллекцией, создав образ бороздящих бескрайние космические просторы современных амазонок, одетых в своего рода кольчуги из пластиковых пластин. Как напишет позднее журнал People, космический дизайн Рабана «перевернул мир моды с ног на голову».

Пако Рабан: «Мода развивается по спирали – спад, декаданс, дух барокко. Затем идет подъем – авангард, а после классика. Потом опять спад. Мы сейчас находимся на этой стадии. Но я очень верю в новый текстиль – появление “умной” ткани, которая дышит, не пропускает воду и меняет цвет. Я уже видел такие ткани в лаборатории». («Труд»)

В конце 1960-х впечатленный увиденным режиссер Роже Вадим пригласил его закончить работу художника по костюмам Жака Фонтерея, работавшего над нарядами для фантастического фильма «Барбарелла» (Barbarella) с Джейн Фондой в главной роли. Созданный Рабаном для Фонды ее финальный образ – зеленый леотард, декорированный пластинками из полимера под названием родоид, сегодня называют культовым. Также дизайнер придумал металлические купальники для приключенческой драмы Робера Энрико «Искатели приключений» (Les Aventuriers) и «одел» Одри Хепберн в нескольких сценах мелодрамы Стэнли Донена «Двое на дороге» (Two for the road).

Большой поклонницей Рабана была певица Франсуаза Арди, отважившаяся надеть на одно из выступлений его металлическое платье весом в 16 кг, а ее более известная у нас соотечественница и коллега Милен Фармер в девяностые заказывала у него сценические костюмы для своего концертного тура и вышедшего затем альбома Live à Bercy. Одежду дизайнера с удовольствием носила Брижит Бардо, в гардеробе которой нашла свое место и его культовая стальная сумка Le 69 bag, выпущенная в 1969 году (и перевыпущенная полвека спустя брендом Comme des Garçons).

В том же 1969 году вышел первый (и, возможно, самый популярный из всей линейки) аромат от Рабана, придуманный парфюмером Мишелем Ху (сотрудничал с Nina Ricci (Signoricci, Farouche, Bigarade), Emilio Pucci (Vivara), Yves Saint Laurent (Rive Gauche) и др.) и получивший название Calandre (так на английском языке называются решетки радиаторов роскошных автомобилей). Новизна этих духов, выпущенных в коллаборации с барселонским концерном Puig, заключалась в том числе и в том, что в них были использованы еще не нашедшие широкого применения в индустрии синтетические ингредиенты. А выпущенный несколько лет спустя аромат для мужчин Paco Rabanne pour Homme, сочетающий древесный и цветочный запахи, открыл новую страницу в истории парфюмерии.

В середине семидесятых Рабан запустил линию мужской одежды прет-а-порте.

С течением времени модельер, открывший путь в мир моды десяткам дизайнеров-авангардистов, начал отходить от привычных ему модных дел. В 1987 году бренд Paco Rabanne был выкуплен концерном Puig (которому сегодня также принадлежат торговые марки Nina Ricci, Carolina Herrera, Comme des Garçons и др.), а в 1999-м Рабан, при участии которого в девяностые была запущена линия готовой женской одежды, окончательно покинул свой модный дом.

Пако Рабан: «Сегодня я разочарован отсутствием идей. Стилисты просто берут идеи 60–80-х годов. Последние показы в Париже – это ремейки Курежа. Кто-то должен удивить мир. Может, это будут русские стилисты? Свет всегда приходит с востока». («Российская газета»)

Новым увлечением Рабана стала живопись. Дебютная выставка его рисунков прошла в 2005 году в Центральном доме художника в Москве, где он уже неоднократно бывал прежде, впервые попав сюда в пятидесятые вместе с матерью, по его словам, стоявшей у истоков Коммунистической партии Испании (и якобы они даже были представлены Иосифу Сталину).

Пако Рабан: «Предлагали Нью-Йорк, который я не очень люблю, Мадрид, Париж, но я выбрал Москву. Очень люблю ее. С каждым приездом вижу, как она преображается, становится краше, удивительнее. Поверьте, через несколько лет Москва будет настоящей столицей всего мира». («Труд»)

На одном из рисунков Рабан изобразил ребенка, выпускающего в небо голубя и воздушный шар. Источником вдохновения послужила церемония в память о теракте в Беслане в 2004 году, в результате которого погибло 186 детей. Автор хотел, чтобы деньги, вырученные за этот рисунок, были переданы женщинам Беслана.

Пако Рабан: «Я не живописец. Даже делая свои коллекции высокой моды, я испытывал проблемы с цветом. Поскольку у меня архитектурное образование, мне ближе линии, материя, текстура». («Российская газета»)

Как рассказывал Рабан, рисовать «для себя» он начал давно, но долгие годы тщательно оберегал свои художества от посторонних глаз.

Пако Рабан: «Поскольку это глубоко личные ощущения, отражающие мой внутренний мир, я не хотел показывать их публике <…> Но сейчас, когда я знаю, что мне не так много осталось быть на этой земле, решил познакомить людей и с этой стороной моего творчества». («Труд»)

Единственный, кто их видел, – Сальвадор Дали, которому Рабан показывал свои творения за 30 лет до того, как решился их обнародовать. Легендарный сюрреалист посоветовал ему продолжать.

Пако Рабан: «Стоило рядом с ним появиться журналистам, как он начинал вращать глазами, топорщить усы, превращаясь в эдакого сумасшедшего. Но как только мы оставались одни, он становился вполне нормальным человеком и объяснял: “Видишь, в кого приходится превращаться, чтобы о тебе писали”». («Труд»)

Но куда больше после своего ухода из мира моды модельер был известен своими эксцентричными предсказаниями и заявлениями. Так, будучи убежденным мистиком, Рабан утверждал, что у него за плечами великое множество жизненных циклов (общей продолжительностью в 75 тыс. лет) и он хорошо помнит, как встречался с Иисусом Христом и убил Тутанхамона. В жизни нынешней ему являлись инопланетяне и Дева Мария. Также он предсказывал (к счастью, ошибочно), что в 1999 году космическая станция «Мир» упадет на Париж.

Пако Рабан: «По поводу “Мира” я ошибся в расчетах. А что касается апокалипсиса и конца мира – это французские журналисты не так поняли меня и объявили сумасшедшим, предрекающим конец света». («Труд»)

Модного «революционера» не стало 3 февраля 2023 года, всего через месяц с небольшим после кончины еще одной модной «бунтарки» – британки Вивьен Вествуд. Он умер в своем доме во французском регионе Бретань, не дожив двух недель до своего 89-летия.

Пако Рабан: «Я пришел на Землю из созвездия Орла синего солнца Альтаир с моими учеными собратьями. Мы создавали здесь новую расу гуманоидов. Она выродилась. Я помню времена Атлантиды. Но, увы, на землю я больше не вернусь. Это моя последняя жизнь». («Труд»)

Личная жизнь

Пако Рабан не был женат и, насколько известно, не оставил прямых наследников.

12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.



Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через