Читайте нас в Telegram

Анатолий Васильев

Анатолий Васильев
  • Актер, Участник, Режиссер
  • Дата и место рождения: 26 сентября 1939 (84 года), Москва (СССР)
  • Семейное положение: Марина Неелова (в разводе, нет детей), Ия Саввина (вдовец, 1 ребёнок)

Его коллеги по цеху

Реклама

Анатолий Васильев – советский и российский актер, режиссер и композитор, заслуженный артист России (1999), первый муж Марины Нееловой, второй муж Ии Саввиной.

Биография и карьера

Анатолий Васильев родился 26 сентября 1939 года в Москве.

Свой путь в профессию начал необычно – с того, что работал обычным рабочим сцены в Московском театре драмы и комедии, как назывался тогда Театр на Таганке. Видимо, тогда и «заболел» театром и, вернувшись из армии, пошел учиться в Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина.

НОВОСТЬ

Тогда, в начале 1960-х, легендарный основатель легендарной «Таганки» Юрий Любимов как раз собирался поставить свой спектакль «Добрый человек из Сезуана», с которого, собственно, затем и началась история театра. В качестве актеров в нем были задействованы студенты Щуки, в числе которых (наряду с Алексеем Кузнецовым, Зинаидой Славиной, Борисом Галкиным и др.) был и Анатолий. Он не только сыграл в постановке роль музыканта, но и вместе с однокурсником Борисом Хмельницким написал к ней музыку. Впоследствии, когда они оба вошли в труппу нового театра, то даже получили статус его «официальных композиторов». В частности, они придумали музыкальное сопровождение к спектаклям «Жизнь Галилея» и «Антимиры». В последнем случае им уже помогал Владимир Высоцкий, со временем оттеснившей соавторов на второй план.

В 1964 году, когда «Добрый человек из Сезуана» уже шел на сцене «Таганки», Анатолию пришлось в срочном порядке заменять заболевшего Николая Губенко, исполнявшего главную мужскую роль безработного летчика Янг Суна.

Анатолий Васильев: «Я в театре был чемпионом по вводам. Первый мой рекорд был таким: за одну ночь я выучил роль Янг Суна в “Добром человеке…”, заменил Колю Губенко, у которого был острый аппендицит».

Потом Янг Суна играл и Высоцкий, с которым Васильев, хотя и не дружил, но приятельствовал долгие годы.

Анатолий Васильев: «Мы сидели рядом в гримерной, трепались обо всем на свете, и когда я уходил из театра, Владимир сказал: “Толя, с кем же я буду разговаривать?”».

После Щуки Васильев окончил отделение режиссеров телевидения Высших курсов сценаристов и режиссеров, где учился у Леонида Трауберга – одного из отцов-основателей советского кинематографа, и одно время совмещал работу в театре с должностью режиссер-постановщика творческого объединения «Экран».

Фильмография Васильева не слишком обширна и включает, в основном фильмы-спектакли («Шарашка», «Театральный роман» и т. д.). В числе художественных кинофильмов с его участием – биографическая лента «Петерс» (о ближайшем сподвижнике Феликса Дзержинского Якове Петерсе) и военная «“Мерседес” уходит от погони» (об одной из боевых операций времен Великой Отечественной войны). Все сыгранные им в кино роли были эпизодическими.

Как кинорежиссер Васильев поставил примерно полдесятка фильмов, среди которых лирическая комедия «Город с утра до полуночи» и драма «Фотографии на стене». Его финальная режиссерская работа – мелодрама «…И вся любовь», вышедшая в 1989 году.

Вскоре после этого он перестал и сниматься у коллег, в последний раз ненадолго появившись на экране в драме «Шоу для одинокого мужчины» в 1994 году.

В последние годы Анатолий Исаакович ведет уединенную жизнь. В 2022 году ему исполнилось 83 года.

Личная жизнь

Две большие любви Анатолия Васильева – две легендарные актрисы: Марина Неелова и Ия Саввина.

На Нееловой, в начале 1970-х сыгравшей в его дипломной короткометражке «Цвет белого снега», он был женат в течение восьми лет. На съемках и завязался их роман.

«Экспресс-газета»: «Марина тогда еще только начинала свой путь в профессию и не имела особых амбиций по поводу покорения Москвы. Перебраться из Санкт-Петербурга в столицу ее убедил жених. <…> Кто знает, как сложилась бы судьба Марины Мстиславовны, не случись этот переезд».

Прежде чем найти актрису на главную роль (а заодно, как потом оказалось, и жену), Васильев придирчиво отсмотрел сотни претенденток. Для Анатолия это был кинодебют, для Марины – вторая по счету работа в кино (за два года до этого она успела сняться в «Старой, старой сказке» советской «киносказочницы» Надежды Кошеверовой).

«Экспресс-газета»: «Первое время супруги обожали друг друга, однако детей в этом браке так и не случилось. Карьера Нееловой стремительно шла вверх, а у Васильева творческая судьба складывалась не столь удачно. Отношения портились, и через восемь лет пара развелась. Расходились мирно, без скандалов».

С Савиной Васильев познакомился в 1979 году, вскоре после расставания с первой женой.

«Экспресс-газета»: «Саввина и Васильев познакомились, когда отдыхали на Соловках. Актриса произвела на режиссера невероятное впечатление — такая хрупкая и при этом жертвенная, мужественная».

Она к тому времени тоже была разведена, и от предыдущего брака с ученым Всеволодом Шестаковым у нее был сын Сергей. Мальчик был уже взрослым, но, увы, не самостоятельным, – страдал синдромом Дауна. Артист принял его как родного и на протяжении 30 лет помогал жене ухаживать за сыном.

«Экспресс-газета»: «Ия и слышать не желала об отказе от ребенка, занималась с ним дни и ночи. То, что другие дети осваивают за месяц, Сереже приходилось постигать годами. <…> Анатолий Исаакович смог стать для единственного сына Саввиной настоящим отцом: искренне заботился, вместе с актрисой радовался его успехам. Вопреки прогнозам пессимистов, Сергей научился говорить и писать не только по-русски, но и по-английски, смог работать на дому как переводчик».

Не оставил он Сергея и после того, как актриса ушла из жизни в 2011 году. Расписавшись с Саввиной за две недели до ее кончины, он стал официальным опекуном ее сына и, хотя ему не раз предлагали отправить пасынка в интернат, был рядом с ним вплоть до его смерти в 2021 году. Сергею Шестакову, когда он умер, было 63 года, его опекуну – 82.

«Экспресс-газета»: «Актер и кинорежиссер Анатолий Васильев в разные периоды жизни сыграл существенную роль в судьбе двух незаурядных женщин. Одной он встретился на старте карьеры. Другой согрел сердце в зрелости, стал настоящим другом и опорой для ее особенного сына».

В свою жизнь пожилой отец и его приемный сын никого не пускали. Одним из немногих исключений в 2017 году стала программа «Прямой эфир» телеканала «Россия 1», которую тогда еще вел Борис Корчевников.

Фильмография

  • Актер
  • Шоу для одинокого мужчины (1994)
  • В Крыму не всегда лето (1988)
  • Морские ворота (1974)
  • Сломанная подкова (1973)
  • Петерс (1972)
  • Режиссер
  • …И вся любовь (1989)
  • Плавут моржи (1981)
  • Фотографии на стене (1978)
  • Город с утра до полуночи (1976)
  • Цвет белого снега (1971)
Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться


Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через