Николай Гоголь
- Писатель, Персонаж, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 1 апреля 1809 (42 года), Полтавская губерния (Российская империя)
- Дата смерти: 4 марта 1852
- Рост: 158 см
Его коллеги по цеху
Николай Гоголь – русский прозаик, драматург и публицист, один из признанных классиков русской литературы.
Биография и творческий путь
Николай Гоголь (урожденный Яновский) родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии Российской империи.
Происходил он из старинного малороссийского казацкого рода Гоголей-Яновских, уходящего своими корнями в неспокойный для страны XVII век, начавшийся с Великого голода, продолжившийся Смутным временем и воцарением династии Романовых и завершившийся инициированной Петром I «европеизацией». В роду было немало служивых людей и священников.
Предки писателя сумели получить дворянство, а в дополнение к нему двойную фамилию – Гоголь-Яновский, – которой, впрочем, пользовались неохотно. Например, отец Николая Васильевича, помещик Василий Афанасьевич, чаще фигурировал в документах только со второй частью фамилии и в церковной метрике, зафиксировавшей рождение у него сына, был обозначен как Василий Яновский. Иначе распорядился с нею, когда подрос, его знаменитый потомок – он, напротив, захотел быть просто Гоголем. Отец, видимо, об этом уже не узнал – он умер, когда Николаю было всего шестнадцать.
Рос будущий автор «Миргорода» в большой семье – у него было четыре сестры и брат. Могло быть и больше, но еще шестеро детей многодетных супругов умерли во младенчестве. В 1819 году, в возрасте 9 лет, не стало и единственного брата Николая, Ивана. Остались одни девочки – Мария, Анна-Елизавета и Ольга, благополучно дожившие до взрослого возраста. Дольше всех прожила младшая Ольга, которая умерла уже в следующем веке, в возрасте 82 лет, став свидетельницей первой русской революции 1905–1907 годов.
Писательский талант и любовь к театру Гоголь унаследовал от отца, который слыл «бесподобным рассказчиком», писал стихи и пьесы для домашнего театра своего дальнего родственника, сам играл в нем и больше 10 лет значился его директором. До наших дней сохранилось лишь одно литературное произведение Василия Афанасьевича – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом», опубликованное в журнале «Основа» в 1862 году.
Обстановка и люди, окружавшие маленького Колю в его детские годы, в дальнейшем нашли свое отражение в малороссийских повестях, в числе которых широко известные «Вечера на хуторе близ Диканьки» – первая книга писателя, изданная под его настоящим именем (а не под псевдонимом В. Алов как повесть «Ганц Кюхельгартен») в начале 1830-х годов, а также сборник повестей «Миргород», напечатанный в 1835-м.
Все это случилось уже после того, как Гоголь, окончив гимназию (где он, не отличаясь прилежанием, учился неважно и, по большому счету, был успешен только в рисовании и русской словесности), переехал в Санкт-Петербург и, безуспешно попытавшись стать актером (его признали негодным для игры не только «в трагедии или в драме, но даже в комедии»), стал чиновником.
Бессмысленность и монотонность чиновничьей службы (вся польза которой, по меткому выражению Гоголя, заключалась лишь в том, что он «научился сшивать бумагу»), была для еще не проявившего себя гения невыносима, и на этом фоне литературное творчество стало его единственной отдушиной. Но через полтора года он все равно не выдержал и уволился.
Впрочем, время, проведенное в пыльной конторе, не прошло даром – писатель сделал множество наблюдений о чиновничьем быте, которые затем пригодились ему при работе над книгами. Эти впечатления отражены, например, в «Шинели» и «Записках сумасшедшего».
Побыв чиновником, Николай Васильевич также несколько лет побыл педагогом, а потом отправился за границу, где жил (с перерывами) около 10 лет и закончил писать одно из самых значительных своих произведений – «Мертвые души». Сам автор назвал его поэмой, хотя написано оно было в прозе.
Изначально «Мертвые души» (сюжет которых, как считается, был подсказан Александром Пушкиным) задумывались как трехтомник. Но издан в итоге (в 1842 году) был только первый том. Второй был утерян (по легенде, Гоголь его сжег), а к третьему он и не приступал.
Поэма стала единственным произведением писателя, включенным полтора века спустя во Всемирную библиотеку, – выпущенную в 2002 году в Норвегии книжную серию, состоящую из сотни лучших, по мнению создателей, книг всех времен и народов. У Льва Толстого, для сравнения, были отобраны три произведения, а у Федора Достоевского – четыре.
Тот же Пушкин подсказал Гоголю и сюжет другого его значительного произведения – «Ревизора».
После «Мертвых душ» Гоголь, ранее уже сталкивавшийся с проявлениями нервной болезни, переживает душевный кризис и даже пытается уйти в монастырь. Когда не выходит, решает служить Богу, а затем – и обществу на литературном поприще. Результатом этой новой идеи становится очень неоднозначно оцененный уже при жизни литератора публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями» (на основе его писем современникам), изданный в 1847 году, – последним при жизни Николая Васильевича.
Уже после смерти писателя, в 1957-м, были опубликованы также его «Размышления о Божественной Литургии», которые он закончил писать за несколько месяцев до смерти. Считается, однако, что до читателя дошел не окончательный (его автор сжег по ошибке), а черновой вариант.
До Октябрьской революции произведение переиздавалось неоднократно, а после нее и вплоть до 1990 года – ни разу. В вышедшее при советской власти Полное собрание сочинений классика оно также не вошло.
Писатель ушел из жизни в 42 года – 4 марта (21 февраля по старому стилю) 1852 года. Причина его смерти не выяснена до сих пор. Он как будто бы просто решил умереть (перестал выходить из дома, слег, отказался от пищи) и умер.
Говорили, что Гоголь боялся быть похороненным заживо и после его смерти ходили слухи, что именно так и случилось. Действительно, в своем завещании, вошедшем в «Выбранные места из переписки с друзьями», он просил не захоранивать его до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Но скульптор Николай Рамазанов, снимавший в 1852 году посмертную маску с лица умершего писателя, уверял, что эти самые признаки видел своими глазами.
Николай Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве, а после его закрытия, в 1931 году, перезахоронен на Новодевичьем кладбище. Первоначально установленная на его могиле надгробная плита (получившая название «голгофа») теперь венчает захоронение другого знаменитого литератора – Михаила Булгакова.
Личная жизнь
Николай Гоголь никогда не был женат и, вероятно, никогда всерьез жену себе не искал. В своем письме к Василию Жуковскому он указывал на то, что не должен связывать себя никакими земными узами, в том числе и семейными. Соответственно, наследников писатель не оставил.
Экранизации
Произведения классика многократно экранизировались.
Одна из самых первых экранизаций появилась еще в 1909 году – режиссер Петр Чардынин снял короткометражку «Мертвые души». В 1913-м свет увидела 40-минутная «Ночь перед Рождеством» Владислава Старевича, а два года спустя – его же «Портрет» длительностью в три четверти часа.
В 1926-м Григорий Козинцев и Леонид Трауберг представили почти полуторачасовую «Шинель», а в 1939-м Николай Экк – аналогичную по продолжительности «Сорочинскую ярмарку».
В 1940-е, помимо прочего, вышли «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Андрея Кустова и Анисима Мазура, «Черевички» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, а также мультфильм «Пропавшая грамота», созданный при участии сестер Зинаиды Брумберг и Валентины Брумберг. В 1951-м их же усилиями появилась мультипликационная «Ночь перед Рождеством».
За ней последовали игровые картины «Ревизор» Владимира Петрова и «Майская ночь, или Утопленница» Александра Роу, а в 1959-м – «Шинель» Алексея Баталова.
Потом были «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Владимира Карасева, «Мертвые души» Леонида Трауберга, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу, «Вий» Константина Ершова и Георгия Кропачева, «Пропавшая грамота» Бориса Ивченко, «Женитьба» Виталия Мельникова, «Мертвые души» Михаила Швейцера, «Русская игра» Павла Чухрая и т. д.
В 2017–2108 годах вышла навеянная произведениями классика кинотрилогия Егора Баранова – «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть», где одним из главных героев стал сам Николай Васильевич (в исполнении Александра Петрова). А в 2020 году Григорий Константинопольский снял свою версию «Мертвых душ», перенеся гоголевский сюжет в наше время.
В 2023 году были анонсированы планы Романа Артемьева снять еще одну «Ночь перед Рождеством» – своего рода ремейк «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Александра Роу. Выход фильма ожидается в 2025 году.
Фильмография (избранное)
- Автор
- Мертвые души (2020)
- Гоголь (2019)
- Гоголь. Страшная месть (2018)
- Гоголь. Вий (2018)
- Гоголь. Начало (2017)
- Вий 3D (2014)
- Тарас Бульба (2010)
- Дума про Тараса Бульбу (2009)
- Русская игра (2007)
- Дело о «Мертвых душах» (2005)
- Ревизор (1996)
- Святое место / Югославия (1990)
- Мертвые души (1984)
- Миргород и его обитатели (1983)
- Женитьба (1978)
- Инкогнито из Петербурга (1978)
- Нос (1977)
- Пропавшая грамота (1972)
- Вечер накануне Ивана Купала (1968)
- Вий (1967)
- Тарас Бульба / Югославия, США (1962)
- Вечера на хуторе близ Диканьки (1961)
- Мертвые души (1960)
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1959)
- Шинель (1959)
- Майская ночь, или Утопленница (1952)
- Ревизор (1952)
- Шинель / Италия (1952)
- Игроки / Франция (1950)
- Черевички (1945)
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941)
- Сорочинская ярмарка (1939)
- Шинель (1926)