Читайте нас в Telegram
Реклама

Ален Делон (Alain Delon) – французский актер, режиссер, сценарист и продюсер.

Биография и карьера

НОВОСТЬ

Ален Делон (полное имя – Ален Фабьен Морис Марсель Делон) родился 8 ноября 1935 года во французской коммуне Со к югу от Парижа.

Его отец, Фабьен Делон, был владельцем небольшого кинотеатра, а мать, Эдит Делон, после свадьбы оставившая работу фармацевта, трудилась там билетершей. Эдит была уроженкой соседнего с Со городка Бур-Ла-Рен. Предки Фабьена по материнской линии происходили из Аяччо – крупнейшего города Корсики, где родился Наполеон, и среди членов семьи даже ходила легенда, что они являлись ему дальними родственниками (впрочем, никаких доказательств этому не было).

Детство Алена прошло в Бур-Ла-Рене, но не было вполне безоблачным. Когда ему не было и трех лет, родители развелись и принялись заново устраивать личную жизнь, передав сына в приемную семью. Воспитанием ребенка занялись его кормилица и ее муж, работавший тюремным сторожем.

Супруги очень тепло относились к мальчику, стараясь любить его и заботиться, как о родном, но счастье длилось недолго – вскоре они трагически погибли. Ален же, по решению родителей, оказался в католическом пансионе, откуда довольно быстро был исключен за плохое поведение. Точно так же не прижился он затем и в нескольких других интернатах, после чего мать, отчаявшись дать сыну классическое образование, отдала его в ученики к колбаснику в мясную лавку своего второго мужа.

Хотя изначально парень не видел ничего зазорного в том, чтобы всю жизнь крутить колбасу, продолжая семейное дело, в 17 лет его судьба сделала крутой поворот. Решив заработать денег, он отправился служить в армию и в 1953 году, после нескольких месяцев обучения, в качестве десантника морской пехоты неожиданно для себя самого оказался на Индокитайской войне, которую уже несколько лет вела в Индокитае Франция, пытавшаяся удержать ускользающие из рук здешние колонии. Но, поскольку соблюдать дисциплину Ален так и не научился, то, прибыв в Сайгон, сразу же был направлен в дисциплинарную роту и вместо того, чтобы воевать, дни напролет грузил рис, а ночи проводил на гауптвахте.

После поражения французов в битве при Дьенбьенфу на северо-западе Вьетнама, ставшей решающим сражением Индокитайской войны, французские войска покинули полуостров, а вместе с ними на родину вернулся и Ален. Жить он теперь решил в Париже, а работать – официантом в пивной неподалеку от Елисейских полей. Но, не выдержав конфликтной атмосферы, уволился. Затем сменил еще несколько профессий – носильщика, секретаря, продавца-консультанта, но нигде не задерживался надолго.

Между тем, новые парижские друзья настаивали на том, что человеку с его внешностью – прямая дорога в кино. Ален сомневался, но по их совету все же стал ходить по кастингам, где неизменно получал от ворот поворот – дескать, уж слишком красив. Так продолжалось до тех пор, пока в Каннах, где тогда проходил кинофестиваль, Ален не попался на глаза американскому импресарио Гарри Уиолсону, подыскивавшему замену 24-летнему голливудскому актеру Джеймсу Дину, который незадолго до съемок в очередном проекте погиб в автокатастрофе.

Успешно пройдя кинопробы, Делон принялся учить английский язык, чтобы затем заключить длительный контракт на работу в Голливуде с оскароносным продюсером «Кинг-Конга» (King Kong) и «Унесенных ветром» (Gone with the Wind) Дэвидом Селзником, но в его планы вмешался известный во Франции режиссер Ив Аллегре, уговоривший актера начать карьеру на родине и предложивший ему одну из ключевых ролей в своей криминальной драме «Когда вмешивается женщина» (Quand la femme s'en mêle). И следом Ален получил от брата кинорежиссера, Марка Аллегре, приглашение на одну из ключевых ролей в его криминальной комедии «Будь красива и молчи» (Sois belle et tais-toi), где свою первую заметную роль также сыграл Жан-Поль Бельмондо.

Алена заметили. Пусть пока и не зрители, а только режиссеры. Один за другим стали выходить фильмы с его участием: «Кристина» (Christine) Пьера Гаспара-Юи, «Дорога школяров» (Le Chemin des écoliers) и «Слабые женщины» (Le Donne sono deboli) Мишеля Буарона. Критики отмечали эффектную внешность Делона, но пока не его талант.

Ситуация стала меняться после выхода на экраны в 1960 году криминального триллера Рене Клемана «На ярком солнце» (Plein soleil), снятого по роману Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» (через 40 лет экранизированному в Голливуде, где роль психопата Тома Рипли, которого сыграл Делон, исполнил Мэтт Дэймон). Заходившиеся в восторге критики называли работу Клемана лучшей в его творческой биографии, а Делона – достойным преемником Жерара Филипа.

«Талантливый» и бессовестный Том Рипли сделал актера известным не только во Франции, но и за ее пределами, откуда ему тоже начали поступать предложения о съемках. Так, прославленный итальянец Лукино Висконти позвал его на роль боксера Рокко Паронди в кинороман «Рокко и его братья» (Rocco e i suoi fratelli), а его еще более знаменитый земляк Микеланджело Антониони – на роль биржевого маклера Пьеро в мелодраму «Затмение» (L’eclisse), где Делон разыграл любовную драму на пару с музой режиссера – актрисой Моникой Витти. Картина, завершающая так называемую «трилогию отчуждения» (в нее также вошли «Приключение» (L’avventura) м «Ночь» (La Notte)), была награждена специальным призом Каннского международного кинофестиваля.

Именно за работу с итальянскими режиссерами (а точнее, за роль офицера Танкреди в военной драме Лукино Висконти «Леопард» (Il Gattopardo), удостоенной Золотой пальмовой ветви Каннского международного кинофестиваля) актер получает свою первую престижную номинацию – на американский «Золотой глобус» как лучший кинодебютант среди мужчин.

Позднее критики отмечали, что уже в самом начале своего творческого пути французскому актеру-самоучке, так и не получившему специального образования, удалось создать на экране сложнейшие образы, которые вошли в учебники для будущих поколений актеров.

В 1960-е Делон не только продолжает активно сниматься в Европе, но и в течение нескольких лет работает в США, где выходят три фильма с ним в главной роли – «Рожденный вором» (Once a Thief) Ральфа Нельсона, «Потерянная команда» (Lost Command) Марка Робсона и «Техас за рекой» (Texas Across the River) Майкла Гордона. Большого успеха эти ленты, однако, не имели.

Тогда же, в 1960-е красавец актер становится известным в СССР, где показывают драму «Рокко и его братья» (Делон говорит голосом Вячеслава Тихонова), мелодраму «Затмение» (с дубляжем Владимира Гусева) и другие картины с его участием. Особенно полюбилась отечественным зрителям приключенческая комедия «Черный Тюльпан» (Il tulipano nero), которую снял режиссер Кристиан-Жак, уже хорошо знакомый им по фильмам «Фанфан-Тюльпан» (Fanfan la Tulipe) с Жераром Филипом и «Бабетта идет на войну» (Babette s'en va-t-en guerre) с Брижит Бардо. «Черный Тюльпан» (где Делона озвучивал Василий Лановой) в СССР посмотрели в общей сложности (с учетом повторного проката в 1980-е) почти 80 млн человек.

Ален Делон: «Я не в состоянии объяснить свою популярность, но очень тронут тем, что меня в вашей стране помнят. Если не ошибаюсь, раньше в России так же любили Жерара Филипа». («Известия»)

О том, насколько француз в те годы был популярен среди советских женщин, свидетельствует история афериста Юрия Ладжуна, который, используя свое внешнее сходство с кинозвездой, влюблял в себя и обирал до нитки доверчивых любительниц кино. На счету обманщика – свыше семидесяти разбитых сердец и опустошенных карманов, а также одно убийство по неосторожности.

Искали «советского Алена Делона» по всей стране долго, поймали только в начале 1970-х и в 1975-м расстреляли.

Впоследствии эта история послужила вдохновением для создателей российского телесериала «Казанова».

В 1976-м в советский прокат вышел двухсерийный вестерн Дуччо Тессари «Зорро» (Il Zorro la belva del Colorado), который привлек в кинотеатры свыше 50 млн зрителей. Дона Диего и его альтер эго Зорро в исполнении Делона дублировал Всеволод Ларионов.

А еще несколько лет спустя советским кинорежиссерам Александру Алову и Владимиру Наумову удалось «заполучить» зарубежную кинолегенду (чье имя к тому времени в СССР уже стало синонимом словосочетания «красавец-мужчина») в свою шпионскую драму «Тегеран-43». Главные роли в ней сыграли звезды советского кино Игорь Костолевский и Наталья Белохвостикова, но своим успехом фильм, вышедший на экраны в 1981 году, во многом был обязан их коллеге из Франции. За Делона, представшего в образе инспектора полиции Жоржа Фоша, говорил Родион Нахапетов.

Наталья Белохвостикова: «В Алене есть загадка, тайна, магическое притяжение. Он не позволяет себе опускаться ниже определенной планки – никогда в жизни он не играл хуже, чем сыграл до того. Это настоящий актер с большой буквы. Трепетный и ранимый, как все творцы. И он похож на меня, а я на него тем, что мы никогда не обедаем во время съемок, только пьем горячий чай из личного термоса. <…> Очень ценю месяцы, которые мы провели вместе – они запали в душу на всю жизнь». («Антенна»)

Правда, в СССР он в тот раз не приезжал – все сцены с ним снимались во Франции. Но зато потом Делон бывал у нас неоднократно. Так, Наталья Белохвостикова вспоминала, как показывала ему Москву и Санкт-Петербург вместе с мужем Владимиром Наумовым. Актер наведывался в Россию в 1998-м, в 2005-м, в 2009-м и 2012-м, когда он побывал на премьере российской комедии «С новым годом, мамы!», где сыграл в новелле «Париж».

Наталия Белохвостикова: «Делон вообще очень любит Россию, россиян, а из столичных достопримечательностей больше всего – трамвай-трактир”. Он даже признавался, что свою дочь Анушку назвал в честь него, представляете?» («Антенна»)

К слову, в один из таких визитов выяснилось, что Вячеслав Бутусов все-таки был не прав, когда в своей песне «Взгляд с экрана» утверждал, что «Ален Делон не пьет одеколон». Артист признался, что однажды, он его все-таки пил. Это было давно, но правда.

Ален Делон: «Это было <…> когда мне было 20 лет. В то время я сильно хулиганил, выпить очень хотелось, а денег не было. Вот мы с друзьями и выпили немного одеколона. Что касается песни, то я с ней знаком. Знаю и певца». («Махачкалинские известия»)

А еще актер дружил с генералом Александром Лебедем (тоже бывшим десантником) и тяжело переживал его гибель в 2002 году.

Ален Делон: «Мы оба были военными. Правда, он был генералом, а я простым солдатом. Мы познакомились во время его первого приезда во Францию, случайно оказавшись вместе в одной телевизионной передаче. Дружбу трудно объяснить. Я всегда любил и продолжаю любить армию. Вначале мы с ним нашли общий язык на этой почве. Он мне понравился, потому что был человеком храбрым, решительным, откровенным. Я восхищался им как доблестным генералом. А он с уважением относился ко мне как к солдату и любил меня как актера. <…> Фотография генерала и его жены стоит в моей спальне рядом с фотографией генерала де Голля». («Известия»)

В течение нескольких десятилетий Делон оставался едва ли не самым популярным у нас французским актером. Прежде с такой же силой в СССР любили разве что Жерара Филипа. Но для него самого величайшим актером был и остается американец Марлон Брандо, с которым француз мечтал хотя бы раз оказаться на одной съемочной площадке, но не довелось.

Ален Делон: «Именно он, как никто другой, олицетворял собой Кино с большой буквы. Другого такого актера больше нет и, видимо, никогда не будет. Я мечтал сыграть вместе с ним – хотя бы обменяться с ним на экране пустяковой репликой. Я часто повторяю, что после его ухода пребываю в состоянии клинической смерти». («Известия»)

После комедии «С новым годом, мамы!» Делон не снимался семь лет. В 2017 году он даже объявил о завершении карьеры и вдруг в 2019-м, когда в Каннах, где наград они ни разу не получал, наконец, признали его заслуги перед кинематографом и вручили Почетную Золотую Пальмовую ветвь, неожиданно для всех появился в драмеди Мишеля Денисо «Полное сходство» (Toute ressemblance).

Этот фильм пока остается в последним в его фильмографии, состоящей из сотни ролей. И, скорее всего, им и останется: артист пережил два инсульта и уже вряд ли вернется на съемочную площадку.

Ален Делон: «Кино… больше нет. Его окончательно победило телевидение». («Известия»)

Хуже того, он стал задумываться об уходе из жизни. Написал завещание и весной 2022 года сделал неожиданное и шокирующее заявление о том, что если его здоровье продолжит стремительно ухудшаться и он окажется в коме, то, возможно, решится на эвтаназию, которую уже давно разрешили на своей территории власти Швейцарии, где Делон проживает с 1985 года.

Ален Делон: «Мне пришлось смириться с тем, что бессмертных людей нет. Поскольку жизнь моя действительно удалась, мне не хотелось бы подпортить ее “неудачной” смертью. Поэтому я намерен умереть красиво». («Известия»)

Поклонники, конечно, надеются, что он все-таки передумает, тем более, что по прошествии почти года актер своего намерения, к счастью, так и не осуществил.

Ален Делон: «Тяжело быть Аленом Делоном каждый день на протяжении долгой жизни. Чтобы это понять, надо побывать в моей шкуре. Но должен признаться, что это одновременно и очень здорово». («Известия»)

Личная жизнь

У Алена Делона были громкие романы с актрисами Роми Шнайдер (с которой он обручился и которую после ее смерти в 1982 году назвал любовью всей своей жизни), Мирей Дарк (с которой он прожил 15 лет) и Анн Парийо (будущей музой Люка Бессона), но женат актер был всего однажды – на модели Натали Бартелеми, которая в 1964 году родила ему сына Энтони. Их брак продолжался всего три года, хотя бракоразводный процесс завершился только в 1969 году.

Также у Делона есть дети от манекенщицы Розали ван Бремен: дочь Анушка родилась в 1990 году, сын Ален-Фабьен – четыре года спустя.

В 2001 году Ален и Розали расстались, и с тех пор он живет уединенно на своей вилле в фешенебельном пригороде Женевы – Шен-Бужри.

Ален Делон: «Пусть мне пишут русские женщины. Я буду этому только рад – они такие красивые!» («Известия»)

Фильмография (избранное)

  • Актер
  • Полное сходство (2019)
    С новым годом, мамы! (2012)
    Случайный муж (2010)
    Астерикс на Олимпийских играх (2008)
    Фрэнк Рива (2003)
    Лев (2003)
    Фабио Монтале (2001)
    Актеры (2000)
    Один шанс на двоих (1998)
    День и ночь (1997)
    Сто и одна ночь Симона Синема (1994)
    Плюшевый мишка (1994)
    Преступление (1993)
    Возвращение Казановы (1992)
    Танцевальная машина (1990)
    Новая волна (1990)
    Не будите спящего полицейского (1988)
    Кино (1988)
    Переход (1986)
    Слово полицейского (1985)
    Наша история (1984)
    Любовь Свана (1983)
    Неукротимый (1982)
    Шок (1982)
    За шкуру полицейского (1981)
    Тегеран-43 (1980)
    Троих нужно убрать (1980)
    Военврач (1979)
    Конкорд: Аэропорт-79 (1979)
    Осторожно, смотрят дети (1978)
    Смерть негодяя (1977)
    Спешащий человек (1977)
    Армагедон (1977)
    Банда (1976)
    Мсье Кляйн (1976)
    Как бумеранг (1976)
    Цыган (1975)
    Полицейская история (1975)
    Зорро (1975)
    Борсалино и компания (1974)
    Ледяная грудь (1974)
    Раса «господ» (1974)
    Двое в городе (1973)
    Крупный калибр (1973)
    Подозрение (1973)
    Скорпион (1973)
    Лечение шоком (1972)
    Шпик (1972)
    Первая ночь покоя (1972)
    Убийство Троцкого (1972)
    Вдова Кудер (1971)
    Красное солнце (1971)
  • Возвращение надоедливой букашки (1971)
    Потише, басы! (1971)
    Мэдли (1970)
    Красный круг (1970)
    Борсалино (1970)
    Сицилийский клан (1969)
    Джефф (1969)
    Бассейн (1969)
    Прощай, друг (1968)
    Девушка на мотоцикле (1968)
    Три шага в бреду (1968)
    Дьявольски Ваш (1967)
    Самурай (1967)
    Искатели приключений (1967)
    Техас за рекой (1966)
    Горит ли Париж? (1966)
    Пропавший отряд (1966)
    Жил-был вор (1965)
    Любовь у моря (1964)
    Желтый роллс-ройс (1964)
    Непокоренный (1964)
    Хищники (1964)
    Черный Тюльпан (1963)
    Леопард (1963)
    Мелодия из подвала (1963)
    Затмение (1962)
    Пес (1962)
    Знаменитые любовные истории (1961)
    Как хорошо жить (1961)
    Рокко и его братья (1960)
    На ярком солнце (1960)
    Дорога школяров (1959)
    Слабые женщины (1959)
    Кристина (1958)
    Будь красивой и молчи (1958)
    Когда вмешивается женщина (1957)
    Продюсер
    Фрэнк Рива (2003 )
    Преступление (1993)
    Возвращение Казановы (1992)
    Танцевальная машина (1990)
    Не будите спящего полицейского (1988)
    Профессионалы (1986)
    Переход (1986)
    Слово полицейского (1985)
    Молодожен (1983)
    Неукротимый (1982)
    За шкуру полицейского (1981)
    Троих нужно убрать (1980)
    Военврач (1979)
    Смерть негодяя (1977)
    Спешащий человек (1977)
    Армагедон (1977)
    Мсье Кляйн (1976)
    Как бумеранг (1976)
    Цыган (1975)
    Полицейская история (1975)
    Борсалино и компания (1974)
    Ледяная грудь (1974)
    Двое в городе (1973)
    Крупный калибр (1973)
    Потише, басы! (1971)
    Мэдли (1970)
    Борсалино (1970)
    Непокоренный (1964)
    Сценарист
    Преступление (1993)
    Танцевальная машина (1990)
    Не будите спящего полицейского (1988)
    Переход (1986)
    Слово полицейского (1985)
    Неукротимый (1982)
    Шок (1982)
    За шкуру полицейского (1981)
    Троих нужно убрать (1980)
    Как бумеранг (1976)
    Режиссер
    Неукротимый (1982)
    Шок (1982)
    За шкуру полицейского (1981)
Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться


«Мой Ален Делон»: Наталья Подольская тепло обратилась к Владимиру Преснякову в честь его дня рождения 12:50, 29.03.2024
Кто такой Зорро: копаемся в истории, вспоминаем экранизации 17:40, 26.01.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через