Алехандро Аменабар
Alejandro Amenábar- Режиссер
- Дата и место рождения: 31 марта 1972 (52 года), Сантьяго, Чили
Его коллеги по цеху
Алехандро Аменабар (Alejandro Fernando Amenábar Cantos) — знаменитый испанский кинорежиссер, сценарист, актер и композитор.
Биография
Алехандро родился 31 марта 1972 года в Сантьяго, Чили, в семье испанки и чилийца. Когда ему исполнился год, семья иммигрировала в Испанию, буквально перед политическим переворотом, организованным Августо Пиночетом. Поэтому детство Алехандро прошло в Мадриде, где он учился в Мадридском университете Комплутенсе (Madrid's Universidad Complutense) на факультете информационных наук, но в одночасье бросил его, чтобы начать снимать свои короткометражные фильмы.
Творческий путь
Аменабар не хотел изучать кино, куда интереснее ему было творить. Что удивительно, будущего режиссера исключили из университета за провал экзаменов по предмету «Основы сценарного мастерства». Фамилия преподавателя, который отказался ставить Аменабару положительную оценку – Кастро. Можно ли назвать случайным совпадением то, что такая же фамилия у злого профессора в первой полнометражной ленте Алехандро Аменабара «Диссертация», снятой в 1996 году? Первыми всполошились сотрудники университета, и настойчиво попросили Аменабара исправить это досадное недоразумение. И хотя Аменабар клялся в абсолютной случайности совпадения, и даже заменил в сценарии фамилию «Кастро» на «Гальвез», на экраны все-таки вышел первоначальный вариант. Кстати, ко всем своим картинам Алехандро всегда писал сценарии сам.
Первую короткометражку «Голова» («La Cabeza») Алехандро снял в 1991 году, в возрасте 19-ти лет. Этот фильм получил премию Независимой ассоциации непрофессиональных кинодеятелей (AICA). В 1992 году на экраны выходит его вторая короткометражка «Перепончатокрылый» («Himenóptero»), и получает премии кинофестивалей в Эльче и Карабанчеле. Наконец, третий короткометражный фильм Аменабара – «Луна» («Luna»), в 1995 году получил премию Луиса Гарсии Берланги в номинации «Лучший сценарий» и премию AICA за лучшее музыкальное сопровождение картины.
В 24 года Алехандро Аманабар снял свой первый полнометражный фильм «Диссертация» («Tesis»). В отличие от его первых короткометражек, в которых он выполнял функции режиссера, сценариста, актера и композитора, с этой картиной его ждал коммерческий успех. Фильм стал первой визитной карточкой молодого, успешного режиссера и привлёк внимание критики на Берлинском кинофестивале, а у себя на родине получил семь премий Гойя, в том числе за лучший фильм, оригинальный сценарий и режиссёрский дебют.
Следующей картиной, заинтересовавшей Голливуд, стала картина «Открой глаза» («Abre Los Ojos», 1997 г). Она имела оглушительный успех в Испании. Сам Алехандро Аманабар признает, что его творение — «римейк» фильма Хичкока «Vertigo», снятого в 1958 году. Знаменитый актер Том Круз выкупил права на сценарий, чтобы через некоторое время сняться в фильме Кэмерона Кроу «Ванильное небо» (2001), основанном на этом сценарии. Помимо Тома Круза, в нашумевшей картине главные роли исполнили Пенелопа Крус и Кэмерон Диаз.
На Венецианском Кинофестивале в 2001 году состоялась премьера первого англоязычного фильма Аманабара «Другие» («Los Otros»). В роли продюсера картины выступил Том Круз, а одну из главных ролей исполнила Николь Кидман. С выходом этой картины Алехандро Аманабар зарекомендовал себя, как неповторимый сценарист и режиссер. До сих пор, ко всем своим творениям он сам пишет сценарии и саундтреки — Аманабар, кстати, их известный коллекционер. «Другие» получили восемь премий Гойя, в том числе за лучший фильм, режиссуру и оригинальный сценарий.
В 2004 году состоялась премьера киноленты «Море внутри» («Mar adentro»). Сюжет повествует реальную историю жизни парализованного Рамона Сампедро (Хавьер Бардем), и ставит во главу угла проблему эвтаназии.
После этого оглушительного успеха, Аманабар получил личное поздравление от Стивена Спилберга, одного из его любимых режиссеров. В 2009 году на экраны вышла его картина «Агора» («agora»).
В отличие от других испанских кинорежиссеров, он не углубляется в темы национальных слабостей или недавнего прошлого, но расширяет границы кино, отчаянно снимая в фантазмогоричном стиле «квази-сюрреализма».
Фильмография
Море внутри / Mar adentro (2004)
- Другие / Others (2001)
- Открой глаза / Abre los ojos (1997)
- Дипломная работа / Tesis (1996)
- Луна / Luna (1995), короткометражка
- Himenóptero (1992), короткометражка