Бари Алибасов
- Продюсер, Актер, Участник, Персонаж, Музыкант
- Дата и место рождения: 6 июня 1947 (77 лет), Чарский (СССР)
- Семейное положение: Елена Уронич (в разводе, 1 ребёнок), Виктория Максимова (в разводе, нет детей), Лидия Федосеева-Шукшина (в разводе, нет детей), Елена Калинина-Алибасова (в браке, нет детей)
Его коллеги по цеху
Бари Алибасов – советский и российский музыкант, композитор и продюсер, заслуженный артист России (1999).
Биография и карьера
Бауыржан (Бари) Алибасов родился 6 июня 1947 года в поселке Чарский (ныне – город Чарск в Казахстане).
Семья была большой (у Бари было две сестры и два брата) и очень дружной. Соседи даже называли ее образцовой – глава семейства (сотрудник Сельхозбанка СССР) и его жена (бухгалтер в детском саду) никогда не выносили сор из избы, и никто не видел, чтобы они когда-нибудь конфликтовали друг с другом или с детьми.
С детства Бари был приучен к труду – помогал в огороде и водил коров на пастбище. Видимо, в бескрайних казахстанских степях он впервые и ощутил вкус свободы, из-за стремления к которой затем доставил родителям немало хлопот. В подростковом возрасте мальчик часто не ночевал дома и несколько раз за прогулы даже был исключен из школы (где теперь, к слову, работает посвященный ему музей).
Бари рос не только свободолюбивой, но и творческой личностью. В школе он с удовольствием участвовал в художественной самодеятельности – пел, играл на ударных инструментах и выступал на школьных мероприятиях в качестве конферансье. В старших классах вместе с одноклассниками организовал свою первую музыкальную группу, с которой гастролировал по окрестным колхозам.
Однако посвятить всю свою жизнь музыкальному творчеству он все-таки изначально не планировал. Думал стать архитектором и, узнав что в ближайшем большом городе, Усть-Каменогорске, есть подходящий вуз, решил поступать туда. Однако на архитектурно-строительном факультете Усть-Каменогорского строительно-дорожного института (ныне – Восточно-Казахстанский технический университет) он проучился недолго, быстро осознав, что проектировать дома ему совсем не интересно. Все его мысли были заняты джазом и группой «Интеграл», которую он создал с институтскими товарищами и для которой написал свою первую песню «Весенний дождь».
О музыке Бари не забывал и в армии, куда его забрали в 1969 году. Отдавать долг родине он начинал в войсках противовоздушной обороны, а заканчивал в ансамбле песни и пляски Средне-Азиатского военного округа.
После демобилизации Бари стал студентом Усть-Каменогорского музыкального училища (ныне – Восточно-Казахстанское училище искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных), но и его не окончил – возрожденный «Интеграл», получивший «прописку» в Восточно-Казахстанской филармонии и выигравший несколько республиканских конкурсов, начал активную гастрольную деятельность, не совместимую с учебой.
Вскоре коллектив, к тому времени уже отошедший от джаза и начавший экспериментировать с различными музыкальными жанрами (от твиста, бита и кантри до рок-н-ролла, рока и психоделики), становится очень популярным в родных краях. Но вместе с ростом популярности растет и недовольство местных властей, выступающих против излишней «креативности». Из-за нарастающего давления музыканты вынуждены покинуть Усть-Каменогорск. Их принимают в Саратовской филармонии.
В этот период формируется один из самых удачных составов «Интеграла». Например, гитаристом в группу приходит будущий известный бард Юрий Лоза. Алибасов руководит ансамблем и продолжает писать для него музыку, играть на ударных и петь. Главным образом благодаря ему группа становится проводником многих революционных для советской эстрады идей – работает со светом, сложными декорациями, внешним видом, пластикой и мимикой артистов. В общем, устраивает на сцене настоящее шоу. Так, едва ли не первыми музыканты начинают использовать в выступлениях киноэкран.
Все эти эксперименты находили огромный отклик в сознании неискушенного советского зрителя. Как вспоминал позднее тогдашний директор Саратовской филармонии Александр Скорлупкин, люди буквально давились в очереди за билетами на их концерты.
В конце 1970-х ВИА привлекает внимание кинематографистов. Сначала он, по инициативе композитора Алексея Рыбникова, участвует в создании киноверсии рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» режиссера Владимира Грамматикова. Затем Юлий Гусман и Полад Бюль-Бюль-оглы приглашают их записать музыку к приключенческому фильму «Не бойся, я с тобой!».
В 1980 году «Интеграл» с песнями «Сулико» и «Подснежник» занимает третье место на рок-фестивале по поиску новых талантов «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Пять лет спустя участвует в Международном фестивале молодежи и студентов в Москве, отыграв многочасовой концерт у спорткомплекса «Олимпийский» и вызвав очередной приступ негодования со стороны Минкульта СССР, который уже не раз предпринимал попытки расформировать коллектив за его «идеологическую вредность».
Несмотря на постоянный прессинг со стороны чиновников от культуры, «Интеграл» просуществовал более двадцати лет. Лишь к концу восьмидесятых Алибасов пришел к выводу, что эта затея себя полностью исчерпала, и объявил о роспуске ансамбля. И тогда на волне последней музыкальной моды на диско вскоре объявил о своем новом проекте – группе «На-На».
Задумывая новую группу, Алибасов решил делать шоу с помощью молодых, симпатичных, поющих и артистичных парней, которых искал по всей стране при помощи газетных объявлений. В кастинге приняли участие свыше 700 человек, из которых Бари выбрал только двоих – Александра Запорожца и Владимира Левкина.
К ним добавились другие музыканты (в том числе Валерий Юрин из «Интеграла»). А уже в 1989 году газета «Вечерняя Москва» называет «На-На» открытием года.
В 1990 году на смену Запорожцу пришел Владимир Политов, и таким образом образовался вмиг ставший невероятно популярным дуэт «светленького» (Левкин) и «темненького» (Политов) солистов.
Алибасов опять попал в яблочко. В девяностые «На-На» – на вершине успеха. Ее песни – во всех хит-парадах (рекордсменом оказалась «Фаина», не покидавшая чарты более трех лет). Поклонники (и особенно поклонницы) валом валят на концерты, которые проходят на самых престижных площадках страны (впервые в истории отечественной поп-музыки в 1992 году коллектив выпускают даже на сцену Кремлевского дворца съездов). Музыканты выпускают пластинки и альбомы, много гастролируют (в том числе и за рубежом) и очень много зарабатывают, попутно выигрывая всевозможные конкурсы (от «Песни года» до «Овации»).
По словам Владимира Политова, в 1994 году группа дала 865 концертов. А, как отмечал Вячеслав Жеребкин (его взяли солистом в 1991 году), в среднем «на-найцам» приходилось выходить на сцену по три раза в день, и каждый раз зал был набит битком.
Несмотря на то, что в новом тысячелетии интерес к группе постепенно стал угасать, она продолжает существовать по сей день. Владимир Политов с Вячеславом Жеребкиным продолжают в ней играть и петь, а Бари Алибасов по-прежнему остается ее руководителем. В 2019 году вышел очередной (и последний на сегодня) сингл «На-На» «Ненормальная» (а за год до этого – «Пазлы» и «Считаю медленно до ста»). В 2024 году легендарный коллектив отметил свое 35-летие.
Личная жизнь
Личная жизнь Бари Каримовича всегда была столь же насыщенной, сколь и творческая. Только официально он был женат целых семь раз.
Среди жен эксцентричного продюсера – малоизвестная актриса Виктория Максимова, которая была на тридцать с лишним лет его моложе (свадьба состоялась в 2013 году, а развод – в 2018-м) и легенда советского кино Лидия Федосеева-Шукшина, которая была на девять лет его старше и на которой он неожиданно женился уже будучи в преклонных годах (брак был зарегистрирован сразу после расставания с Максимовой).
С детьми Алибасова полной ясности нет. Официально он признал только одного сына (своего полного тезку), которого в 1985 году ему родила поклонница и сожительница Елена Уронич. В 2014 году его тогдашняя жена Виктория Максимова тоже родила ребенка, но, как затем выяснилось, его отец – другой мужчина. И в том же году ныне проживающая в Италии Светлана Боховчук, называющая себя «первой любовью» звезды (они вместе учились в школе), в программе «Пусть говорят» на Первом канале сообщила, что у них есть общая дочь Вера (живет и работает в Украине). Алибасов, также присутствовавший в студии, в ответ на это неожиданное откровение отшутился.
Так или иначе, очевидно, что у Бари Каримовича еще много тайн, некоторые из которых он оказался готов раскрыть. Ради этого в декабре 2022 года он и пришел на телешоу «Секрет на миллион», где тайное традиционно становится явным.
Разговор шел и о работе, и о женщинах, и о здоровье продюсера. Сейчас он выглядит бодрым и полным сил, хотя еще не так давно был на волосок от смерти. Достаточно вспомнить, сколько шума в 2019 году вызвала новость о том, что Алибасов госпитализирован из-за отравления химикатом для прочистки труб, а в 2020-м все поразились из-за того, что он попал в больницу с серьезными травмами после падения с лестницы.
В январе 2024-го стало известно, что Алибасов, которому на тот момент исполнилось 76 лет, вновь женился. Его избранницей на этот раз стала новая муза и помощница Елена Калинина. До того, как пара официально зарегистрировала отношения, они были вместе около двух лет. Познакомились в Донецке: женщина долгое время помогала продюсеру восстанавливаться после череды операций, а следом, по-видимому, от заботы екнуло и сердце мужчины. К тому же, как признался музыкант, покорила его супруга и своими кулинарными способностями.
Как говорит сам Алибасов, пышного свадебного торжества не было. Пара по-тихому расписалась и отметила этот день вдвоем.
У Елены есть взрослый сын от предыдущих отношений, который, судя по всему, активно новому замужеству матери не препятствовал.
Фильмография
- 2012-2018 Деффчонки
- 2011 Товарищи полицейские
- 2005 Моя прекрасная няня
- 2004 Слова и музыка
- 2004 Попса
- 2004 Коси и забивай
- 2003 Игры мотыльков
- 2001 FM и ребята
- 1998 Старые песни о главном — 3
- 1996 Умереть от счастья и любви
- 1996 Старые песни о главном — 1
- 1992 Солнце, воздух и… «На-На»