Читайте нас в Telegram
Реклама

Клод Лелуш (Claude Lelouch, род. 30 октября 1937) – французский кинорежиссер, сценарист и оператор, получивший всемирную известность благодаря снятому им фильму «Мужчина и женщина» («Un Homme et une femme», 1966). Лауреат двух премий «Оскар» (1967), премии «Золотой глобус» (1996), «Малого золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1996).

Клод Лелуш родился в 1937 году в Париже в семье алжирских евреев. Детство Клода пришлось на военное время, когда евреи подвергались репрессиям, и его мать, которой приходилось работать, на время своего отсутствия прятала сына в кинотеатрах. С тех пор Клод Лелуш полюбил кинематограф и захотел самостоятельно делать фильмы. Родители поначалу скептически отнеслись к увлечению своего сына, но, поняв серьезность его намерений, сами же подарили Клоду его первую 8-ми миллиметровую кинокамеру, с которой он с тех пор не расстается. Молодой Лелуш начал свою кинокарьеру как оператор короткометражных фильмов, одним из которых был «Когда поднимается занавес» (Quand Le Rideau Se Leve, 1956), фильм о жизни в СССР. Для этого режиссеру пришлось совершить путешествие в страну, о которой на Западе знали очень мало.

Клод Лелуш: «Был организован конкурс. Приз — 10 тысяч долларов, должен был достаться тому, кто привезет во Францию фильм об СССР. Тогда ведь никто на Западе не представлял себе, что творится по ту сторону железного занавеса».

Лелуш выиграл конкурс, и на 10 тысяч призовых долларов организовал собственную кинокомпанию «Фильмы 13» («Les films 13»). Свой первый художественный фильм, «Человеческая сущность» («Le Propre De L'homme»), режиссер снял в 1961 году. Далее последовали картины «Любовь со многими «если»» («L'amour Avec Des Si...», 1962) и «Девушка и ружья» («Une Fille Et Des Fusils», 1964). В 1966 году Клод Лелуш снял фильм, моментально сделавший популярным не только его, но и французский кинематограф вообще. Это была мелодрама «Мужчина и женщина» («Un Homme et une femme») с Анук Эме (Anouk Aimee), и Жаном-Луи Трентиньяном (Jean Louis Trintignant) в главных ролях, на съемках которой Лелуш выступал в роли и режиссера, и оператора. Картина, удостоившаяся гран-при Каннского кинофестиваля и двух премий «Оскар», при мизерном бюджете имела огромный коммерческий успех. У режиссера появились средства на творческие эксперименты, а также актеры, желающие сняться в его фильмах, среди которых были такие известные личности как Жан-Поль Бельмондо (Jean-Paul Belmondo), Анни Жирардо (Annie Girardot), Ив Монтан (Yves Montand).

НОВОСТЬ

Ключевой темой фильмов Клода Лелуша после «Мужчины и женщины» почти всегда была любовь. Это такие картины как «Жить, чтобы жить» («Vivre Pour Vivre», 1967), «Человек, который мне нравится» («Un Homme Qui Me Plait», 1969), «Брак» («Mariage», 1974), «Другой мужчина — другой шанс» («Another Man, Another Chance», 1977).

Клод Лелуш: «Я люблю людей, картины, музыку и слова. Из этих стихий я создаю свои фильмы. И каждая моя работа, а я снял уже 41 картину — всегда история любви, страсти. Снимать про это так долго и так много было бы невозможно, если каждый раз это не было бы новой историей любви. Но что в моих фильмах неизменно — я не люблю плохих финалов».

Но режиссер пробует себя и в других жанрах. Особым успехом у зрителей пользовались авантюрная комедия «Приключение есть приключение» («L’aventure, c’est l’aventure», 1972), криминальная комедия «С новым годом!» («La Bonne Année», 1973), детектив «Кошки-мышки» («Le Chat et la souris», 1975). Лелуш пробует свои силы и в фантастическом жанре («Да здравствует жизнь!», «Viva La Vie!», 1984), но это не приносит ему большого успеха.

В 1986 году Лелуш снял продолжение фильма «Мужчина и женщина» «Мужчина и женщина 20 лет спустя» («Un Homme Et Une Femme: Vingt Ans Deja»), на съемках которого после долгого перерыва вновь встретились на экране прекрасные актеры Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме. На этот раз у режиссера есть внушительный бюджет и опыт снятых за эти 20 лет картин, но рассказанная когда-то незамысловатая история любви исчерпала себя. Фильму «Мужчина и женщина 20 лет спустя» не удалось повторить успех своего предшественника.

В позднем творчестве Клод Лелуш склонен обращаться к внутреннему миру человека. В 1988 году выходит его фильм «Баловень судьбы» («Itinéraire d'un enfant gâté») с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Фильм рассказывает о бизнесмене, решившемся бросить успешную фирму и уехать в Африку, где он был когда-то счастлив с первой женой. Фильм «Баловень судьбы» получает две премии «Сезар» — за главную мужскую роль (Жан-Поль Бельмондо) и за музыку к фильму (Франсис Лей). В 1996 году, за фильм «Отверженные» («Les Miserables», 1995), где действие одноименного романа Виктора Гюго перенесено в ХХ век, Лелуш удостаивается награды «Золотой глобус».

Воспоминания о своей жизни, о первых шагах в кинематографе, об актерах, снимавшихся в его фильмах, Клод Лелуш изложил в своей автобиографической книге «Баловень судьбы», которая вышла и на русском языке.

Клод Лелуш: «Я считаю, что самый великий художник во Вселенной — это сама жизнь. Никто не в силах ее превзойти в фантазиях и таланте. Она всегда была и будет моим единственным источником вдохновения и высшим судьей».

Фильмография Клода Лелуша:

Когда поднимается занавес  / 1956  /  Quand le rideau se lève

Она ведет / 1960  /  Elle conduit

Человеческая сущность  / 1961  /  Le propre de l’homme

Любовь со многими если  / 1962  /  L’Amour avec des si

Девушка и ружья  / 1964  /  Une fille et des fusils

Ночная женщина  / 1964  /  La femme spectacle

Жан-Поль Бельмондо  / 1965  /  Jean-Paul Belmondo

Великие мгновения  / 1965  /  Les grands moments

Мужчина и женщина  / 1966  /  Un homme et une femme

Вдали от Вьетнама  / 1967  /  Loin du Viêt Nam

Жить, чтобы жить  / 1967  /  Vivre pour vivre

13 дней во Франции  / 1968  /  13 jours en France

Мужчина, который мне нравится  / 1969  /  Un homme qui me plaît

Жизнь, любовь, смерть  / 1969  /  La vie, l’amour, la mort

Мошенник  / 1970  /  Le Voyou

Смик Смэк Смок  / 1971  /  Smic Smac Smoc

Приключение есть приключение  / 1972  /  L’aventure, c’est l’aventure

С новым годом!  / 1973  /  La Bonne Année

Глазами восьми  / 1973  /  Visions of Eight

Вся жизнь  / 1974  /  Toute une vie

Брак (Узы брака)  / 1974  /  Mariage

Кошки-мышки  / 1975  /  Le Chat et la souris

Добрый и злые  / 1976  /  Le Bon et les Méchants

Второй шанс  / 1976  /  Si c'était a refaire

Еще один мужчина, еще один шанс  / 1977  /  Un autre homme, une autre chance

Робер и Робер  / 1978  /  Robert et Robert

За нас двоих  / 1979 /  À nous deux

Одни и другие  / 1981  /  Les uns et les autres

Эдит и Марсель  / 1983 /  Édith et Marcel

Да здравствует жизнь!  / 1984  /  Viva la vie!

Уйти, вернуться  / 1986  /  Partir, revenir

Внимание, бандиты!  / 1986  /  Attencion Bandits!

Мужчина и женщина: двадцать лет спустя  / 1986  /  Un homme et une femme, 20 ans déjà

Баловень судьбы  / 1988  /  Itinéraire d'un enfant gâté

Бывают дни… Бывают ночи  / 1990 /  Il y a des jours… et des lunes

Прекрасная история  / 1992  /  La belle histoire

Все это? за это?!  / 1993  /  Tout ça… pour ça!!

Отверженные  / 1996  /  Les Misérables

Люмьер и компания  / 1996  /  Lumière et Compagnie

Мужчины, женщины: Руководство по эксплуатации  / 1996  /  Hommes, femmes, mode d’emploi

Случайности и закономерности  / 1997  /  Hasards ou coïncidences

Одна за всех  / 1999  /  Une pour toutes

А сейчас, дамы и господа?  / 2002  /  And Now… Ladies and Gentlemen?

11 сентября, эпизод «Франция»  / 2002  /  11’09’01 — September 11

Род человеческий: Парижане  / 2004  /  Le genre humain — 1: Les parisiens

Смелость любить  / 2005 /  Le Courage d'aimer

Род человеческий-2 / 2005  /  Le Genre humain-2: Le bonheur c’est mieux que la vie

Род человеческий-3 / 2006  /  Le Genre humain-3: Les ricochets ou la legende des siecles

Железнодорожный роман  / 2007  /  Roman de gare

У каждого своё кино  / 2007  /  Chacun son cinéma — эпизод «Кино за углом»

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



В возрасте 91 года скончалась звезда фильма «Мужчина и женщина» Жан-Луи Трентиньян 06:47, 18.06.2022
В день 100-летия со дня рождения Сергея Бондарчука появился трейлер докуфильма «BATTLE» о нем 14:43, 25.09.2020

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через