Читайте нас в Telegram

Дмитрий Тёмкин

Dimitri Tiomkin
Дмитрий Тёмкин
  • Дата и место рождения: 10 мая 1899 (80 лет), Кременчуг (город в тогдашней Полтавской губернии)
  • Дата смерти: 11 ноября 1979

Его коллеги по цеху

Реклама

Великий композитор американского кино – среди советских его можно сравнить разве что с Исаком Дунаевским.

Мать Тёмкина преподавала музыку, отец был врачом. Образование будущий корифей получил в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано. Свободное от учебы время проводил в знаменитом кабаре «Бродячей собаке» – в компании другого студента консерватории, Сергея Прокофьева. Там он впервые заинтересовался американской поп-музыкой – регтаймом, блюзом и ранний джазом. На жизнь же студент Тёмкин зарабатывал тапёром в кинотеатрах Петербурга – импровизировал за роялем на просмотрах немых лент. И таким образом дебютировал в киномузыке.

После Октябрьской революции принял активное участие в праздновании её 3-ей годовщины – в организации театрально-массового действа «Взятие Зимнего дворца» на площади Урицкого (так в 1920 году называлась Дворцовая площадь).

НОВОСТЬ

В 1921 эмигрировал в Берлин – там его отец, давно покинувший первую семью, имел врачебную практику. В Берлине Темкин брал уроки у Феруччо Бузони, выступал с оркестром Берлинской филармонии, Кременчуг, писал легкую музыку: фокстроты, марши и вальсы.

Вместе с пианистом Михаэлем Каритоном подготовил программу для двух фортепиано, поехал с ней в Париж, где познакомился с Федором Шаляпиным. Именно Шаляпин убедил его отправиться за удачей в Америку и сделал ему протекцию – дуэт Темкина-Каритона был приглашен бродвейским продюсером Моррисом Гэстом в водевильном турне по США.

В 1925 году Темкин прибыл в Штаты в США. Там, работая с Каритоном, попутно устроился аккомпаниатором балетной труппы Альбертины Раш – австрийской балерины и хореографа. Профессиональные отношение с ней переросли в личные, в 1927 годуТемкин женился на мисс Раш.

В начале 1927 года дуэт с Каритоном распался. Темкин отправился в турне «от побережья до побережья» с «Американским Балетом Альбертины Раш», где был не только композитором и аранжировщиком, но и музыкальным директором. В том же году он дал концерт в Карнеги-Холл – играл Скрябина, Пуленка и Равеля, а также собственную композицию “Quasi-Jazz”.

В 1928 году супруги посетили Париж, где Тёмкин исполнил Rhapsody in Blue и Concerto in F Джорджа Гершвина – что замечательно, в присутствии автора. А вернувшись в Штаты, Темкин отбыл в турне с музыкой французских импрессионистов и джазовыми пьесами.

Эти гастроли стали для него последними – великая депрессия 1929 года сделала Темкина и Раш безработными. Спасение пришло из Голливуда – им предложили поставить балет к премьере фильма «Бродвейская мелодия» (Broadway Melody, производство «MGM»). В феврале 1929 супруги прибыли в Калифорнию – к концу года Раш поставила танцевальные номера для трех мюзиклов «MGM», Темкин написал для них музыку. Осенью 1929 года он подписал контракт с «MGM» (за два следующих года написал музыку к трем её студии), а в 1931 году начал сотрудничать со студией “Universal”.

Первый серьёзный заказ на музыку для кино получил от режиссёра и продюсера Франка Капры – их знакомство переросло в дружбу и многолетнее сотрудничество. Первой общей работой стала картина «Потерянный горизонт» (Lost Horizon, 1937, студия Columbia Pictures). Музыка Тёмкина к фильму получила всеамериканскую славу и премию «Оскар». Увы, на эту награду был выдвинут не автор мелодий, а начальник музчасти студии. Зато в том же году Темкин наконец получил американское гражданство.

В дальнейшем Темкин и Капра вместе работали над фильмами «С собой не унесешь»(You Can’t Take It With You,1938), «Мистер Смит едет в Вашингтон» (Mr. Smith Goes to Washington, 1939), «Познакомьтесь с Джоном Доу» (Meet John Doe, 1941), и «Эта замечательная жизнь» (It's a Wonderful Life, 1947). Во время Второй мировой Капра привлек Темкина к работе над серией фильмов «Почему мы сражаемся» («Why We Fight») по заказу армии. Результатом стали 12 документальных лент с его музыкой. Другой, как бы побочный результат – в фильме «Семнадцать мгновений весны», в сцене просмотра нацистскими бонзами американской кинопропаганды, звучит музыка Дмитрия Темкина.

Знакомства, завязанные Темкиным в работе для армии, приносили ему работу и после войны.

Для продюсера Стенли Крамера он написал музыку к пяти его фильмам. Один из них – «Ровно в полдень» (High Noon, 1952, режиссер Фред Циннеманн) резко изменил ход его карьеры: песня «Do Not Forsake Me, Oh My Darlin’» получила бешеный успех. За ней последовала обойма песен, номинированных на «Оскар»: «Thee I Love» из фильма «Мирные пути»; песня из «Пожнёшь бурю»; «Strange Are the Ways of Love» из ленты «Молодая земля»; «The Green Leaves of Summer» из знаменитого «Аламо»; песня из картины «Безжалостный город» и «So Little Time» из фильма «55 дней в Пекине». Его талант мелодиста в сочетании с киночутьем подняли эти песни до уровня драматических сцен. Знаменитый в те годы продюсер Хенри Хэнигсон как-то сказал о Тёмкине: «В работе он поддакивает всем, но делает лишь то, во что верит». Но хотя Тёмкин прекрасно прижился в Голливуде, говорить без акцента он так и не научился

Он сотрудничал с Альфредом Хичкоком (alfred hithcock) – писал для фильмов «Тень сомнения», (1942), «Незнакомцы в поезде» (1951), «Я исповедуюсь» (1953) и «В случае убийства набирайте “М”» (1954). 20 лет работал с продюсером Ховардом Хоксом, классиком американского кино – на фильмах «Только у ангелов есть крылья» (OnlyAngelsHaveWings, 1939), «Красная река» (RedRiver, 1948), «Нечто» (TheThing, 1951), «Огромное небо» (TheBigSky, 1952), «Земля фараонов» (LandofthePharaohs, 1955) и «Рио Браво» (RioBravo, 1959). Также прославился как автор музыки к вестернам: наибольшую славу принесла работа над «Ровно в полдень», а также над фильмами сДжоном Уэйном: «Красная река», «Рио Браво», «Аламо», и телесериал «Сыромятная Плеть» (Rawhide).

В 50-е – начале 60-х Темкин достиг вершины карьеры, беспрецедентной славы кинокомпозитора. За шесть лет с 1952 по 1958 год он получил четыре «Оскара» – ни до, ни после никто и близко не подошел к этому достижению. При всём при этом у Темкина никогда не было долгосрочного контракта с какой-либо студией. Причина – статус свободного художника позволял ему подписывать договора на более выгодных условиях.

В 1967 году Тёмкин овдовел. Когда он возвращался после похорон, на него напали грабители – композитор воспринял это как знак свыше, продал дом в Лос-Анджелесе, вернулся в Европу.

Там он спродюсировал фильм «Чайковский» (Tchaikovsky) – номинант на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Картина снималась в России, это позволило Темкину навестить Родину.

В 1972 году он женился на Оливии Синтии Пэтч, последние годы провел то в Лондоне, то в Париже.

Скончался Дмитрий Темкин 11 ноября 1979 года в Лондоне.

Фильмы, номинированные на «Оскар» за музыку Дмитрия Тёмкина

1940 – «Мистер Смит едет в Вашингтон» (Mr. Smith Goes To Washington, 1939);

1943 – «Корсиканские братья» (The Corsican Brothers, 1941);

1944 – «Луна и грош» The Moon and Sixpence 1943);

1945 – «Мост короля Людовика» (The Bridge of San Luis Rey, 1944);

1950 – «Чемпион» (Champion,1949);

1953 –«Ровно в Полдень» (High Noon, 1952), две номинации: «Лучшая музыка к драматическому или комедийному фильму» и «Лучшая оригинальная песня к кинофильму» (песня «Do Not Forsake Me, Oh My Darlin', вместе с поэтом Нэдом Вашингтоном). В обеих номинациях Тёмкин получил «Оскара»;

1955 – «Высота и мощь» (High And The Mighty, 1954), две номинации: «Лучшая оригинальная песня к кинофильму» и «Лучшая музыка к драматическому или комедийному фильму». Вторая номинация принесла Тёмкину «Оскар;

1957 – «Мирные пути», (Friendly Persuasion, 1956);

1958 – «Пожнёшь бурю» (Wild Is The Wind, 1957);

1959 – «Старик и море» (Old Man and the Sea, 1958) – «Оскар» в номинации «Лучшая музыка к драматическому или комедийному фильму» – четвёртый в карьере;

1961 – «Молодая земля» (The Young Land, 1959);

1961 – «Аламо» (The Alamo, 1960), две номинации: «Лучшая оригинальная песня к кинофильму» и «Лучшая музыка к драматическому или комедийному фильму»;

1962 – две номинации: «Безжалостный город» (Town Without Pity, 1961), номинация «Лучшая оригинальная песня к кинофильму» и «Пушки Наварона» (The Guns of Navarone, 1961), номинация «Лучшая музыка к драматическому или комедийному фильму»;

1964 – 55 дней в Пекине (55 Days at Peking,1963);

1965 – «Падение Римской империи» (The Fall of The Roman Empire, 1964);

1972 – «Чайковский» (Tchaikovsky, 1969).

12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.



Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через