Читайте нас в Telegram
Реклама

Екатерина Васильева – советская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1986), с 2021 года – монахиня Русской православной церкви.

Биография и карьера

НОВОСТЬ
Актриса побывала с малышкой на УЗИ.

Екатерина Васильева родилась 15 августа 1945 года в послевоенной Москве, в творческой семье.

Ее отец, Сергей Васильев, был известным в те годы поэтом. Это на его стихи были написаны такие советские песни, как «Белая береза» (Анатолием Новиковым), «Дорожная» (Исааком Дунаевским) и «Девичья ласковая» (Дмитрием Шостаковичем). Последняя звучала в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон» – предшественнике его легендарной драмы «Летят журавли».

Мать, Олимпиада Макаренко, была племянницей, а затем стала приемной дочерью знаменитого советского педагога Антона Макаренко, который взял ее на воспитание после того, как его брат, Виталий Макаренко, бесследно исчез во время Гражданской войны. Много лет спустя выяснилось что он, воюя на стороне белогвардейцев, не погиб, как все думали, а был вынужден бежать в Европу, где и умер в полном одиночестве в одном из французских домов престарелых незадолго до распада СССР. К тому моменту Антона Макаренко (который ведь тоже мог попасть на войну, если бы не вмешательство брата, посодействовавшего его своевременной демобилизации) уже давно не было в живых – он скоропостижно скончался еще в 1939 году в возрасте всего 51 года.

Екатерина и ее младший брат Антон очень хотели успеть повидаться с «французским» дедом, но не успели, так как выезд из страны тогда был затруднен.

Первой в семье в 1959 году на большой экран попала единокровная старшая сестра Екатерины и Антона – Галина. В 20 лет, будучи студенткой филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, она оказалась на съемочной площадке музыкальной комедии Максима Руфа «Ссора в Лукашах», где ей досталась небольшая роль доярки. Затем Галина снялась еще в паре картин, но карьеры в кино так и не сделала, отдав предпочтение профессии журналиста-международника. Зато, вероятно, именно ее пример послужил стимулом для Екатерины, пожелавшей стать актрисой.

Сначала она посещала театральную студию, а в 1962 году поступила во ВГИК, на курс актера Владимира Белокурова, которого советский зритель хорошо знал по роли легендарного летчика Валерия Чкалова в одноименном фильме Михаила Калатозова, вышедшем в 1941 году. Красотой, в отличие от однокурсниц, Катя не блистала, но быстро затмила их своим очевидным талантом.

После окончания учебы девушка была принята в труппу Театра им. М. Н. Ермоловой, откуда три года спустя ушла в «Современник». Еще через три года Васильева оставила и его – ради МХАТа, где служила следующие 14 лет. Начиная с 1987 года, сотрудничала с разными театрами, в том числе играла в Театре на Таганке и Театре Советской Армии.

Екатерина Васильева: «Я была во МХАТе Олега Ефремова 14 лет, в самый расцвет его театра. Во МХАТе тогда был звездный состав, и у нас были фантастические актеры – они были моими партнерами, я была их партнершей. К кино я относилась не так, как к театру. В кино мною мало чего хорошего сделано, одни эпизоды, хотя снялась в огромном количестве картин. В театре я работала полноценно, сильно и мощно. Грех жаловаться». («Вокруг ТВ»)

Дебютом актрисы в кино стала крохотная роль в драме Федора Филиппова «На завтрашней улице», выпущенной в прокат в 1965 году. Полгода спустя она появилась в драме Александра Митты «Звонят, откройте дверь», с которой свой путь в большой кинематограф начали многие прославленные впоследствии актеры.

Картине Митты нужно было много юных лиц, поэтому искали их повсюду: по знакомым, театральным институтам и даже школам. Так, помимо студентки ВГИКа Васильевой, «по знакомству» в ней оказалась 12-летняя Елена Проклова (ее дед, Виктор Проклов, был в фильме вторым режиссером), а 14-летнюю Татьяну Клюеву Александр Митта нашел в одной из московских школ.

Следом она появилась в таких лентах, как «Журналист» Сергея Герасимова, «Любить…» Михаила Калика и Инессы Туманян, а в 1968 году получила свою первую главную роль. Точнее, сразу две – похожих друг на друга как две капли воды царицы и жены сапожника в короткометражке Виктора Титова «Солдат и царица». В 1970-м у Васильевой была главная роль уже в полнометражном фильме – лирической комедии Алексея Коренева «Адам и Хева».

В дальнейшем актриса также сыграла главные роли в «Этой веселой планете» Юрия Саакова и Юрия Цветкова, «Воздухоплавателе» Анатолия Вехотко и Натальи Трощенко, «Преферансе по пятницам» Игоря Шешукова, «Моем нежно любимом детективе» Алексея Симонова и др.

Одна из самых известных ее ролей – миллиардерша Клара Цаханассьян в трагикомедии Михаила Козакова «Визит дамы», увидевшей свет в 1989 году, а одна из самых любимых зрителями – директор НУИНУ Кира Шемаханская в музыкальной киносказке Константина Бромберга «Чародеи», без которой с 1982 года не наступил, наверное, еще ни один Новый год.

Также актрису можно было видеть в «Возвращении “Святого Луки”» Анатолия Бобровского, «Бумбараше» Николая Рашеева и Абрама Народицкого, «Соломенной шляпке» Леонида Квинихидзе, «Экипаже» Александра Митты, «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» Станислава Говорухина, «Обыкновенном чуде» Марка Захарова и других популярных кинолентах.

Но в 1993 году, после съемок в мелодраме Леонида Эйдлина «Эта женщина в окне», в судьбе кинозвезды случился крутой поворот. Неожиданно для поклонников и коллег она оставила все – работу, семью – и ушла в монастырь, где какое-то время жила в качестве послушницы. Стать монахиней Васильева тогда так и не решилась и вернулась в «мир», но уже совсем другим человеком. Первым делом отправилась не на очередные съемки, а в храм, где стала работать казначеем.

Екатерина Васильева: «У меня есть почти животный страх – умереть без покаяния. Либо человек верует, что с этой жизнью все кончается, тогда это один разговор. А если он верует, что все только начинается – это другой разговор, и он у меня сейчас только начинается». («Милосердие.ru»)

Возвращение Васильевой в кино состоялось в 1996 году в сериалах «Королева Марго» и «Ларец Марии Медичи», где она сыграла королеву-мать Екатерину Медичи. Но оно не означало возврата к старому. Теперь актриса с особым вниманием подходила к выбору ролей, соглашаясь только на те, что не противоречили ее мировоззрению, и всегда испрашивала благословение у своего духовного отца.

Екатерина Васильева: «Раньше нас, как шутов, даже на порог дома не пускали, а теперь – вот что сатана сделал: самая богонеугодная профессия делает нас учителями нравственности. Артистов как важных людей приглашают в разные передачи, и люди слушают их, как гуру. Поэт в России больше, чем поэт. Так же и артист в России больше, чем артист. Мы стали непререкаемыми авторитетами, а жизнь у нас далеко не святая». («Вокруг ТВ»)

Именно в этот период Екатерина Сергеевна снялась в мелодраме «Приходи на меня посмотреть», ставшей режиссерской «пробой пера» актера Олега Янковского и оператора Михаила Аграновича (к сожалению, ничего другого они так и не сняли), – вдохновляющей истории о том, что «любви все возрасты покорны».

Екатерина Васильева: «Мне очень понравился сценарий, и я быстро согласилась. Потом думала, что так не бывает в жизни – такой сказочный материал для православной актрисы. Никаких внутренних препятствий у меня не было». («Вокруг ТВ»)

И вообще опять много снималась («Участок», «Счастье по рецепту», «Громовы. Дом надежды», «Анна Каренина», «Немного не в себе», «Лекарство для бабушки», «У каждого своя война», «Анна Герман», «Марафон», «Любит – не любит», «Цветок папоротника», «Жених для дурочки» и т. д.), но мыслями Екатерина Сергеевна была далеко и с каждым годом все дальше. К 2021 году она окончательно поняла, что больше не может и не хочет раздваиваться, и, попрощавшись с мирской жизнью фильмом «Гудбай, Америка», приняла монашеский постриг. В монастыре Зосимова Пустынь в Новой Москве ей дали новое имя – Василиcса.

Екатерина Васильева: «Безумно жалко, что нас так запутали, заморочили голову, с самой юности. Почему я была артисткой и так долго не могла с этим расстаться? Потому что мне внушили, что это очень важно. И я верила в это. И очень долго верила, любила в театре играть». («Милосердие.ru»)

Матушка Василисcа говорит, что монастырская жизнь очень ее дисциплинирует. Например, в монастыре она не может позволить себе пропустить церковную службу, как это нередко случалось раньше. И вообще здесь она просто на своем месте...

Екатерина Васильева: «У меня несколько раз на протяжении жизни было такое впечатление от пребывания в храме, и потом, когда я ездила по монастырям: мне казалось, что я нахожусь именно там, где я должна быть. Думала: здесь люди все делают правильно, почему я не с ними? <…> И на сегодняшний день я себя иногда ловлю на мысли: Господи, я там, где надо быть». («Милосердие.ru»)

Личная жизнь

Екатерина Васильева дважды была замужем.

Екатерина Васильева: «Если бы я знала о Боге так, как знают о нем сейчас с детства мои внуки, то ничего из того, что я делала, не сделала бы – не пошла бы в актрисы, ни с кем не разводилась бы, нарожала бы много детей, вообще все делала бы по-другому. Все, что я делала, было от безбожия, от самости, гордыни, тщеславия…» («Вокруг ТВ»)

Сначала она была женой кинорежиссера Сергея Соловьева, снявшего культовую «Ассу», а затем – драматурга Михаила Рощина, по пьесе которого Георгий Натансон снял свою мелодраму «Валентин и Валентина». Первый брак продлился семь лет, второй – пять. В нем у актрисы родился ее единственный сын Дмитрий – сегодня настоятель московского храма святителя Николая на Трех горах.

Екатерина Васильева: «Я ничего не могу тут придумать лучше, чем сказал Александр Пушкин, хотя он был человек не очень церковный. “И с отвращением читая жизнь свою, я трепещу и проклинаю. И горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю”». («Милосердие.ru»)

Фильмография

  • Гудбай, Америка (2020)
  • Доминика (2018)
  • Аниматор (2018)
  • Петербургский роман (2018)
  • Рубеж (2017)
  • Жених для дурочки (2017)
  • Золотце (2017)
  • Цветок папоротника (2015)
  • Любит не любит (2014)
  • Учителя (2014)
  • Легок на помине (2014)
  • Берега моей мечты (2013)
  • Королева бандитов (2013)
  • Тетушки (2013)
  • Жить дальше (2013)
  • Тройная жизнь (2012)
  • Средство от смерти (2012)
  • Атомный Иван (2012)
  • Марафон (2012)
  • Мамы (2012)
  • Анна Герман. Тайна белого ангела (2012)
  • Маша (2012)
  • Иванов (2011)
  • Немного не в себе (2011)
  • Лекарство для бабушки (2011)
  • Немец (2011)
  • Неделимое (2011)
  • Последняя игра в куклы (2010)
  • Саша (2010)
  • Умница, красавица (2009)
  • Кромовъ (2009)
  • Человек с бульвара Капуцинок (2010)
  • Индус (2009)
  • Иванов (2009)
  • Черная молния (2009)
  • Я вернусь (сериал) (2009)
  • Васильевский остров (2009)
  • Анна Каренина (2009)
  • Однажды будет любовь (2009)
  • Печать одиночества (2008)
  • Мой осенний блюз (2008)
  • Лера (2007)
  • Главное — успеть (2007)
  • Громовы. Дом надежды (2007)
  • Отец (2007)
  • Лилии для Лилии (2006)
  • Кошачий вальс (2006)
  • Важнее, чем любовь (2006)
  • Счастье по рецепту (2006)
  • Глубокое течение (2005)
  • Банкирши (2005)
  • Легенда о Тампуке (2004)
  • Клетка (2003)
  • Участок (2003)
  • Радости и печали маленького лорда (2003)
  • Под крышами большого города (2002)
  • Главные роли (2002)
  • Горе-злосчастье (2001)
  • Горе от ума (2000)
  • Приходи на меня посмотреть (2000)
  • Кто, если не мы (1998)
  • Графиня де Монсоро (1997)
  • Королева Марго (1996)
  • Эта женщина в окне (1993)
  • Конь белый (1993)
  • Ка-ка-ду (1993)
  • То, что важнее всего (1992)
    След дождя (1991)
  • Мигранты (1991)
  • Безумная Лори (1991)
  • Циники (1991)
  • Визит дамы (1989)
  • Штаны (1988)
  • Любовь к ближнему (1988)
  • По траве босиком (1987)
  • Кувырок через голову (1987)
  • Путешествие мсье Перришона (1986)
  • Мой нежно любимый детектив (1986)
  • Исключения без правил (1986)
  • Знаю только я (1986)
  • Голос (1986)
  • Год теленка (1986)
  • Рыжий, честный, влюбленный (1984)
  • Преферанс по пятницам (1984)
  • Осенний подарок фей (1984)
  • Граждане вселенной (1984)
  • Тепло родного дома (1983)
  • Пацаны (1983)
  • Чародеи (1982)
  • Что бы ты выбрал? (1981)
  • Рожденные бурей (1981)
  • Проданный смех (1981)
  • Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981)
  • Иванов (1981)
  • Друзья игрищ и забав (1981)
  • Вакансия (1981)
  • Спасатель (1980)
  • Поздние свидания (1980)
  • С любимыми не расставайтесь (1979)
  • Мужчины и женщины (1979)
  • Примите телеграмму в долг (1979)
  • Жена ушла (1979)
  • Экипаж (1979)
  • Обыкновенное чудо (1978)
  • Дом строится (1978)
  • Жизнь и смерть Фердинанда Люса (1976)
  • Вы мне писали… (1976)
  • Двадцать дней без войны (1976)
  • Ключ без права передачи (1976)
  • Шаг навстречу (1975)
  • Воздухоплаватель (1975)
  • Не болит голова у дятла (1975)
  • Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
  • Соломенная шляпка (1974)
  • Эта веселая планета (1973)
  • Детство. Отрочество. Юность (1973)
  • О тех, кого помню и люблю (1973)
  • Город на Кавказе (1972)
  • Петрухина фамилия (1971)
  • Месяц август (1971)
  • Бумбараш (1971)
  • Нюркина жизнь (1971)
  • Егор Булычов и другие (1971)
  • Как стать мужчиной (1970)
  • Возвращение «Святого Луки» (1970)
  • Вас вызывает Таймыр (1970)
  • Семейное счастье (1970)
  • Водевиль про водевиль (1970)
  • Кабачок «13 стульев» (1969)
  • Вальс (1969)
  • Адам и Хева (1969)
  • Сюжет для небольшого рассказа (1969)
  • Любить (1968)
  • Житие и вознесение Юраса Брачика (1968)
  • Спасите утопающего (1967)
  • Журналист (1967)
  • Война под крышами (1967)
  • На завтрашней улице (1965)
08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Российские и зарубежные сериалы января 2024 года: что обязательно стоит смотреть 17:44, 01.01.2024
Анастасия Стриженова показала, чем занимается с сыном в свободное время 16:03, 05.07.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через