Читайте нас в Telegram
Реклама

Эра Зиганшина – советская и российская актриса, народная артистка России (2005).

Биография и карьера

НОВОСТЬ

Эра Зиганшина родилась 1 февраля 1944 года в Казани.

Необычное имя ей придумал отец. Точнее, он хотел назвать дочку еще более экзотично – Воэра, что означает «военная эра» (близилась к концу Великая Отечественная война), но неодобрившая идею супруга (мечтавшая воспитывать Луизу) упросила его, если не отказаться от нее, то хотя бы «ополовинить» имя. Позднее актриса рассказывала в своих интервью, что одноклассники дразнили ее Эпохой, но в целом редкое имя беспокойства ей не причиняло – напротив, многим оно очень нравилось.

Будучи дочерью инженеров, Эра оказалась человеком творческим. Только не сразу поняла, куда эту творческую энергию направить. Пробовала себя в разных сферах (в том числе в моделировании одежды), но быстро теряла ко всему интерес. Правда, музыкальную школу по классу скрипки все-таки окончила.

С профессией она определилась уже будучи старшеклассницей: решила последовать примеру любимых актрис – Любови Орловой и Изольды Извицкой. Родители, однако, выбор дочери не приняли. Дошло до того, что ей пришлось буквально сбежать в Москву, где она пыталась поступить во все театральные институты сразу, но никуда не была принята.

Студенткой Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина и вахтанговца Анатолия Борисова она стала только со второй попытки, в 1961 году. Училась вместе Инной Гулая, Натальей Селезневой и Марианной Вертинской, но, в отличие от них, диплома Щуки не получила – посмотрев спектакль ленинградского Большого драматического театра, который тогда слыл «первой сценой страны», поняла, что хочет учиться только у его худрука Георгия Товстоногова и в 1964-м перевелась в организованную им актерскую студию, которую окончила год спустя.

Товстоногов, однако, энтузиазма ученицы не разделял и, вопреки ее ожиданиям, в своем театре не оставил. Для девушки это был еще один серьезный удар, но она взяла себя в руки и приняла предложение Ленинградского государственного театра им. Ленинского комсомола (ныне – «Балтийский дом»), на сцену которого затем выходила много лет (с перерывами на ленинградский Театр комедии им. Н. П. Акимова, а также Кишинев, где она год служила в местном Русском драматическом театре, и Москву, где она выступала на различных площадках, в том числе в театре «У Никитских ворот» и Театре Романа Виктюка, в качестве приглашенной актрисы).

Эра Зиганшина: «Для меня в этой профессии главное – репетиция. Самый интересный период. Спектакль, аплодисменты – это естественно, нормально, но это ритуал, это вторично для меня. А вот процесс репетиционный – самое интересное. Я созидатель по натуре, мне нравится процесс, мне радостно, когда из ничего получается что-то». («Театральный город»)

В числе первых театральных ролей Зиганшиной – Люси в «Трехгрошовой опере» и Нелли в «Униженных и оскорбленных», а в числе самых заметных – те, что она сыграла в спектаклях режиссера Георгия Опоркова: Мария в «Деньгах для Марии», Галина в «Утиной охоте», Софья в «Последних», Ирина Аркадина в «Чайке», Пилар в «По ком звонит колокол». Ее игру в последнем потрясенный Опорков назвал «высшим пилотажем», а о ее Аркадиной впечатленные критики писали, что Зиганшина «вышла за рамки роли», «была значительна во всем – как она общалась, двигалась, носила платья» и вообще «воплощала Серебряный век».

Эра Зиганшина: «Начинала я с Достоевского, с “Униженных и оскорбленных” – трудно сделать плохо, когда тебя за руку водит Георгий Александрович Товстоногов. Потом у меня были “Дни нашей жизни” Андреева, “Трехгрошовая опера”, то есть мне сразу стали доверять репертуар не для девочки, только что пришедшей с учебы, а для актрисы». («Петербургский театральный журнал»)

Сейчас Эра Гарафовна состоит в труппе Александринского театра Санкт-Петербурга, куда ее пригласили в 2011 году. В 2013-м за роль за роль бабушки в спектакле «Литургия Zero» она была награждена театральной премией «Золотой Софит», а в 2014-м – «Золотой Маской». Ранее «Золотой Софит» и восторженные зрительские отзывы ей принесла роль бабушки в постановке «Похороните меня за плинтусом» театра «Балтийский дом».

Из зрительских отзывов: «Шикарная Эра Зиганшина. Фильм даже рядом не стоял».

Долгое время Зиганшина оставалась преимущественно театральной актрисой, хотя в кино дебютировала еще в двадцать с небольшим. Ее кинодебютом стала маленькая разбойница в киносказке Геннадия Казанского «Снежная королева» по сказке Ганса Христиана Андерсена и пьесе Евгения ШварцаЕленой Прокловой в роли Герды), вышедшая на экраны в 1967 году. Однако после этого Зиганшина снималась мало (в числе редких исключений – «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе с Андреем Мироновым в роли Селестена-Флоридора) и свою первую главную роль в кино сыграла только накануне распада СССР, в 1990 году, – в малоизвестной мелодраме Ефима Грибова «Воспоминания без даты».

Эра Зиганшина: «Хороший партнер — вообще большая редкость и везение. А если он еще и сильный, талантливый актер — вообще счастье. Мне повезло, я работала с очень талантливыми артистами, но их единицы, если растянуть на всю мою театральную биографию, получатся уж совсем крохи. А в основном это актеры, которые за 10–20 лет приобрели какие-то навыки мастерства. Кто-то из великих сказал: “Есть люди талантливые, есть бездарные, а есть люди способные, они-то и путают всю карту”». («Петербургский театральный журнал»)

Зато потом актриса словно бы принялась наверстывать упущенное – с тех пор, как на смену советскому кинематографу пришел российский, ее фильмография пополнилась более чем 70 ролями. Среди проектов с ее участием – как популярные на стыке тысячелетий криминальные телесериалы («Агент национальной безопасности» с Михаилом Порченковым, «Бандитский Петербург» с Александром Домогаровым и др.), так и разножанровые полнометражные ленты («Невеста с заправки» с Сергеем Перегудовым и Екатериной Тарасовой, «Синдром Петрушки» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой, «Старушки в снегах» с Еленой Сафоновой, Мариной Яковлевой и Татьяной Орловой и др.).

Эра Зиганшина: «Ближе мне Достоевский, а люблю больше Чехова. С Достоевским познакомилась в отрочестве, а Чехов пришел ко мне позднее. В наши годы в школе мы получали, прямо скажем, хорошее образование, но и тогда в школьной программе Чехов был куцый, ни одной пьесы, которые я научилась читать позже. Достоевским я больна, а о Чехове всегда мечтаю». («Петербургский театральный журнал»)

Также Зиганшину можно было видеть в таких рейтинговых сериалах, как «Черный ворон», «Гибель Империи», «Охотники за бриллиантами», «Небесный суд», «Кто, если не я?», «Крик совы», «Между нами, девочками», «Бывшие», «Цыпленок жареный», «Андреевский флаг» и т. д. А в фильмах и сериалах «Человек со свалки», «Цветы календулы», «Не делайте бисквиты в плохом настроении», «Антонина обернулась», «Холодное сердце», «Контуженый», «Семейный альбом» и «Медиум» у нее были главные роли.

Эра Зиганшина: «Лет до тридцати, я еще волновалась, читала, мне было интересно, что про меня пишут. Кроме того, я еще не знала, где… моя ниша, ее надо было найти, встать в нее и желательно не шевелиться, не колыхаться в ней, чтобы тебя оттуда не выкинули и не заменили другой фигурой. А потом я успокоилась. Поняла: никогда про меня вот уж так плохо, чтобы “совсем”, – не напишут». («Петербургский театральный журнал»)

В числе новинок 2023 года с участием актрисы – сериалы «Мосгаз. Последнее дело Черкасова» (7 апреля, Okko), «Книжная девочка» (23 сентября, «ТВ Центр»), «Родные люди» (17 октября, Wink), «Одна тень на двоих» (18 ноября, «ТВ Центр») и презентованные на кинофестивалях полнометражные ленты «Блондинка» (7 августа) и «Край надломленной луны» (2 ноября). Кроме того, состоялась телепремьера одного из хитов «Кинопоиска» – мелодрамы «Счастье в конверте» (6 января, «ТВ Центр»), онлайн-премьера полнометражного продолжения сериальной франшизы «Бывшие» – мелодрамы «Бывшие. Happy End» (9 февраля, START), а в прокат вышли драмеди «Миттельмарш» (28 сентября) и комедия «Пять процентов» (2 ноября).

Эра Зиганшина: «Мы, старые артисты, скрупулезно занимались профессией — у нас было для этого время и, главное, охота. Какой бы я себя в юности не считала «гениальной», притом себя же гнобила, и унижала, и мучилась! Теперь это все ушло из актерской жизни, потому что им просто некогда. Сейчас стать известным очень легко: снялся в одном сериале, и готово. Для чего ты пошел в артисты? Чтобы тебя узнавали на улице и чтобы у тебя были хорошие деньги». («Петербургский театральный журнал»)

На юбилейный для Зиганшиной 2024 год (в феврале ей исполнилось 80 лет) уже анонсированы, как минимум, четыре проекта – она присоединится к третьему сезону детективного сериала «Эксклюзив», появится в комедии Анны Курбатовой «Мама из прошлого» (со Светланой Ходченковой в роли директора школы, застрявшего в подростковом возрасте) и сыграет одну из главных ролей в ромкоме Михаила Соловьева «Олень» Кузьмой Сапрыкиным в роли «рогоносца», ищущего настоящую любовь).

Личная жизнь

Эра Зиганшина была замужем дважды и оба раза за своими коллегами-актерами. Сначала (в течение 17 лет) – за Владимиром Головиным, в браке с которым она родила дочь Екатерину и сына Алексея, а после развода с ним – за Владимиром Рожиным, с которым актрису разлучила смерть (супруг ушел из жизни в 2001 году) и от которого у нее есть сын Владимир.

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Стартовали съемки романтической комедии «Олень» с Кузьмой Сапрыкиным в главной роли 20:56, 07.11.2023
Татьяна Буланова сообщила о премьере мелодрамы, в которой сыграла с Ириной Пеговой и Михаилом Пореченковым 11:00, 16.06.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через