Читайте нас в Telegram
Реклама

Советский режиссер, сценарист, педагог. Народный артист СССР.

Григорий Михайлович Козинцев / Grigoriy Kozintsev родился 22 марта 1905 года в Киеве в семье киевского врача Моисея (Михаила) Исааковича Козинцева и его супруги Анны Григорьевны Лурье.

Образование режиссера Григория Козинцева

Григорий Козинцев окончил престижную Печерскую гимназию в Киеве, обучался живописи в
школе знаменитой художницы Александры Экстер. Еще учась в гимназии, Козинцев с друзьями создал кукольный театр, а затем экспериментальный театр «Арлекин», где поставил спектакль «Царь Максимилиан» по сочинённой им самим пьесе «Балаганное представление четырёх клоунов».

– В искусстве редко что-нибудь случается «вдруг», и я думаю, что, ставя на Киевской площади «Царя Максимилиана» (в полной мере неумело и по-детски), я уже начинал готовиться к работе над «Юностью Максима»; а сцена боя Дон Кихота с мельницами вряд ли могла бы получиться, если бы я не поставил в юности несколько достаточно нелепых эксцентрических постановок.

В эти годы Козинцев также работал помощником художника в Киевском театре Соловцова (впоследствии – Второй государственный драматический театр УССР имени В.И. Ленина).

Творческий путь режиссера Григория Козинцева

НОВОСТЬ

В декабре 1921 года Григорий Козинцев совместно с Леонидом Траубергом написал «Манифест эксцентрического театра», а 9 июля 1922 года начала работать Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС) – театральная мастерская, сочетавшая обучение актеров с постановкой спектаклей. В том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Николай Гоголя – с детективным сюжетом и элементами цирка и эстрады.

Именно постановку «Женитьбы» Козинцева и Трауберга 1922 года пародируют Ильф и Петров в «12 стульях», описывая спектакль, на котором присутствовали Остап Бендер и Киса Воробьянинов.

В 1924 году фабрика преобразовалась в киномастерскую ФЭКС, которая воспитала ряд замечательных актеров и режиссеров кино, таких как Янина Жеймо, Елена Кузьмина, Сергей Герасимов, Олег Жаков.

Дебют режиссера Григория Козинцева в кино состоялся в 1924 году, когда они вместе с Траубергом поставили немую короткометражку «Похождения Октябрины». На первом полнометражном фильме Козинцева и Трауберга «Чёртово колесо» в 1926 году сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров, в него вошли кинооператор А.Н. Москвин и художник Евгений Еней, работавшие с Козинцевым практически на всех его фильмах.

Вышедший в 1926 году фильм «фэксов» «Шинель» (1926) – экранизация «Петербургских повестей» Николая Васильевича Гоголя по сценарию Юрия Тынянова – стал одним из шедевров советского немого кино.

– Говоря о том, что кино – явление культуры, я менее всего имею в виду некий аристократизм этого искусства. Наоборот, меня всегда привлекало в кинематографии то, что не было внешне изысканным или нарочито интеллектуальным. Вершиной этого искусства мне до сих пор представляются картины Чаплина. И великая элементарность «Потемкина» вряд ли превзойдена.

Знаменитые фильмы режиссера Григория Козинцева

Обратившись к классике, Козинцев настолько увлекся ею, что впоследствии самые громкие и успешные дальнейшие его работы были основаны именно на классических произведениях. «Дон Кихот», «Гамлет», «Король Лир» – фильмы, благодаря которым Григорий Козинцев стал известен далеко за пределами Советского Союза.

Однако на родине он получал государственные премии за кинофильмы скорее идеологические – «Пирогов», «Белинский», трилогия о Максиме, «Выборгская сторона». При этом сам Козинцев был совсем не в восторге от этих своих работ. И когда советская идеологическая машина раз за разом вносила свои правки в его фильмы, он в 50-х годах XX века вернулся из кино в театр, обратившись к классике.

Знаменитый кинофильм Козинцева «Гамлет» был не первым «Гамлетом», поставленным Григорием Козинцевым. В 1954 году «Гамлет» в постановке Козинцева был показан зрителям Академического театра драмы имени Пушкина в Ленинграде. Главную роль исполнял Бруно Фрейндлих. Постановки «Гамлета» в кино Козинцев добивался долгие годы. Тогдашний министр культуры знаменитая Екатерина Фурцева дала разрешение на производство картины, но с условием, что фильм будет цветным. Тем не менее «Гамлет» Козинцева вышел черно-белым и имел оглушительный успех. Вдохновленный этим успехом Козинцев начал работу над «Королем Лиром» – кропотливый, детальный и ежедневный труд.

Для англичан Козинцев был одним из самых авторитетных шекспироведов, они поражались той глубине и верности оригиналу, которыми отмечены его «Гамлет» и «Король Лир». Не случайно в июне 1972 года Козинцева пригласили на закладку нового здания театра «Глобус» в Лондоне.

Фильмы «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) стали событием в советском и мировом кинематографе.

Козинцев: «”Любил Шекспира” – просил написать кто-то на своем могильном камне. Теперь нужно: “Любил Шекспира. Заслуживает снисхождения”».

Последние годы своей жизни Козинцев посвятил своей любимой классике – изучал Шекспира, работал над постановкой «Гоголиады» – задуманной им экранизации «Петербургских повестей». Но в первых числах мая 1973 года с режиссером случился инфаркт, его перевезли из Комарово в Ленинград. Жена Валентина Георгиевна неотлучно находилась при нем. 11 мая 1973 года Григория Михайловича Козинцева не стало.

Литературное творчество режиссера Григория Козинцева

«Наш современник Вильям Шекспир» (1962) и книга «Пространство трагедии» (1973), написанная в форме дневника режиссера. Кроме того, перу Козинцева принадлежат исследования творчества С. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, В. Мейерхольда. Он – автор монографии «Глубокий экран» (1971).

Личная жизнь режиссера Григория Козинцева

Первая жена – Софья Магарилл, актриса, умерла от тифа в 1943 году. Вторая жена – Валентина Козинцева. Григорий Козинцев – зять известного писателя Ильи Григорьевича Эренбурга. Родная сестра Козинцева вышла замуж за Эренбурга.

Народный артист СССР (1964), лауреат Государственной премии (1941, 1948), лауреат Ленинской премии (1965) за фильм «Гамлет», народный артист СССР (1964), кавалер орден Ленина и ордена Трудового Красного Знамени (за фильм «Выборгская сторона»), дважды лауреат Сталинской премии – за трилогию о Максиме и фильм «Пирогов».

Ученики режиссера Козинцева

С 1944 года Григорий Козинцев вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. Среди его учеников режиссёры Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий, Илья Авербах, Юрий Клепиков, Василий Катанян, Вениамин Дорман, Вилен Азаров, Алексей Герман, Игорь Масленников, Леонид Квинихидзе, Александр Стефанович и многие другие. Свои первые кинороли в фильмах Козинцева сыграли Александр Вокач («Король Лир»), Галина Волчек («Дон Кихот»), Игорь Горбачев («Белинский»), Валентина Кибардина (трилогия о Максиме), Ольга Лебзак («Простые люди»), Нина Мамаева («Белинский»), Татьяна Пилецкая («Пирогов»), Валентина Шендрикова («Король Лир») и другие.

Эльдар Рязанов вспоминает: «Само присутствие Козинцева в нашей жизни было чрезвычайно важным. Строгого ценителя, бесспорного авторитета, человека, перед которым мы преклонялись. Это было для нас точкой отсчёта. И когда его не стало, его ученики испытали чувство сиротства. Не стало человека, который был очень строгим судьей, но которому мы бесконечно верили. Потому что он был безукоризненно честным и никогда не ходил в приспособленцах – большой художник, который, конечно же, был жертвой советской системы».

Фильмография режиссера Григория Козинцева

Король Лир (1970)
Гамлет (1964)
Дон Кихот (1957)
Белинский (1951)
Пирогов (1947)
Простые люди (1945)
Юный Фриц (1943)
Наши девушки (1943)
Однажды ночью (1942)
Случай на телеграфе (1941)
Боевой киносборник №2 (1941)
Выборгская сторона (1938)
Возвращение Максима (1937)
Юность Максима (1934)
Одна (1931)
Новый Вавилон (1929)
Братишка (1927)
С.В.Д. — Союз великого дела (1927)
Шинель (1926)
Чёртово колесо (1926)
Мишки против Юденича (1925)
Похождения Октябрины (1924)
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.



«Злые глаза»: Татьяна Пилецкая объяснила, почему не получала приглашений сниматься в кино 12:25, 14.03.2024
63-летнего сына Иннокентия Смоктуновского госпитализировали в психиатрическую клинику 08:17, 29.07.2021

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через