Читайте нас в Telegram
Реклама

Ирина Апексимова – советская и российская актриса, режиссер, директор Театра на Таганке, заслуженная артистка России (2021).

Биография и карьера

НОВОСТЬ
У ведущей подрастает ребенок от бизнесмена.

Ирина Апексимова родилась 13 января 1966 года в Волгограде, в семье музыкантов.

Ее отец, Виктор Апексимов, талантливый пианист и баянист, сначала преподавал в одной из городских музыкальных школ, а затем – в Волгоградском музыкальном училище (ныне – Волгоградская консерватория (институт) им. П. А. Серебрякова). После переезда в Москву он до самой своей смерти в 2009 году почти тридцать лет возглавлял Детскую музыкальную школу им. А. К. Лядова.

Мать Ирины, Светлана Апексимова, руководила хором в Волгоградском театре музыкальной комедии (ныне – Волгоградский музыкальный театр) и подрабатывала на дирижерско-хоровом отделении училища, где работал супруг. Ее не стало в 2015-м.

Когда девочке было восемь, родители развелись и разъехались по разным городам. Отец, женившись снова, отправился на Север – в Якутск, а мать спустя несколько лет, взяв 13-летнюю дочь и старшего сына Валерия от первого брака, решила вернуться в родную теплую Одессу, где по-прежнему жили ее родственники.

Ирина Апексимова: «Никто в ежовых рукавицах не держал, и я, откровенно говоря, не отличалась примерным поведением. С оценками тоже было нестабильно – приносила домой то “пятерки”, то “двойки”. Когда училась классе в третьем и маму в очередной раз вызвали в школу на беседу, вернувшись, она мне твердо заявила, что больше в это учреждение не ступит ни ногой и я должна нормально окончить десятилетку, а уж каким образом – это мои проблемы. И как-то этим она мне внушила, что все свои задачи я должна решать сама в дальнейшем». (WomanHit)

В детстве Ирина тоже мечтала связать свою жизнь с музыкой. Но, хотя она училась играть на фортепиано, видела себя не пианисткой, как отец, а певицей. Но не хора, которому посвятила себя мать. Петь она намеревалась в ресторанах.

Переехав в Одессу, девочка оказалась ученицей специализированного театрального класса, и это обстоятельство изменило ее планы на будущее. С тех пор она видела себя только актрисой. А певицей в итоге стала ее троюродная сестра со стороны матери – Лариса Долина.

Окончив школу, Ира направилась в Москву в надежде поступить в театральный институт. Но туда ее не приняли, сославшись на «одесский говор». Расстроенная, она вернулась в Одессу и устроилась танцовщицей кордебалета в Одесский театр музыкальной комедии им. М. Водяного. Но о мечте не забыла: готовилась к новому поступлению.

Ирина Апексимова: «Танцевать канкан в кордебалете – для меня было счастьем, я отдавалась этому целиком и полностью, не зацикливаясь на тему, что пятая с краю и пр.» (WomanHit)

Однако и вторая попытка оказалась неудачной. Зато успехом увенчалась третья, предпринятая через год, который она провела в кордебалете уже Волгоградского театра музыкальной комедии. К моменту поступления в Школу-студию МХАТ 20-летняя Ирина говорила «как положено», так что Олег Табаков не увидел причины не взять ее в свою мастерскую.

Однокурсниками одесситки были такие известные сегодня актеры, как Евгений Миронов, Валерий Николаев и Филипп Янковский.

Ирина Апексимова: «Я училась там, куда меня, наконец, взяли. А поступала во все театральные институты, хотела быть только артисткой, не знала, чем еще заниматься». (WomanHit)

Окончив вуз в 1990 году, Ирина стала актрисой столичного МХТ им. Чехова, которым тогда руководил Олег Ефремов, и в течение десяти лет играла на его сцене в «Дяде Ване» (Елена Серебрякова), «Борисе Годунове» (Марина Мнишек), «Горе от ума» (Софья Фамусова) и др.

Ирина Апексимова: «По ролям в кино об актере как о человеке ничего понять нельзя, но в театре – наоборот. Что бы мы ни играли, все и всегда пропускаем через себя». («Караван историй»)

Когда в 2000 году Ефремов ушел из жизни, Апексимова ушла из его театра, который возглавил ее педагог Табаков, затеявший в МХТ серьезные реформы по части труппы и репертуара, и, чтобы больше ни от кого не зависеть, открыла театральное агентство «Бал Аст», в спектаклях которого она не только исполняла главные роли (например, в «Кармен» Романа Виктюка играла цыганку Кармен), но и выступала в качестве продюсера.

Параллельно она продолжала повышать квалификацию, но уже на Западе: училась на танцевальном спецкурсе Флоридского университета, а также в актерских школах Нью-Йорка и Лондона.

После того, как из Театра Романа Виктюка уволился его директор Игорь Краснопольский (нынешний заместитель художественного руководителя Театра Луны), успевший сдружиться и сработаться с Апексимовой Виктюк позвал ее занять освободившийся кабинет, и она согласилась. В нем актриса провела три года, пока не последовало новое назначение – через год после смерти основателя Театра на Таганке Юрия Любимова ей предложили пост его директора (который ранее принадлежал Владимиру Флейшеру, в свою очередь, пересевшему в кресло первого зама худрука Московского театра «Эрмитаж»).

Ирина Апексимова: «Никак не могу привыкнуть к “Ирине Викторовне” – подташнивает даже. Похоже на подобострастное, в стиле “как бы чего не вышло”». («Караван историй»)

Директорство Апексимовой началось с грандиозного ремонта исторического здания театра на Земляном валу. В это время спектакли шли в полуподвальном помещении студии Анатолия Васильева на Поварской улице, откуда назад, правда, в 2016 году вернулись далеко не все. Ирина Викторовна распорядилась убрать из репертуара более двух десятков постановок, включая и некоторые из тех, что были поставлены Юрием Любимовым. Однако, открылась основная сцена после ремонта именно его спектаклем – там самым «Добрым человеком из Сезуана», который легендарный режиссер поставил еще в 1964 году и с которого, собственно, и началась история его театра.

Ирина Апексимова: «В отношении театра я стены выстраивала! Одну, чтобы закрыться от СМИ, которые просто жаждали крови и исключительно негативных новостей, а вторую, чтобы отсюда ничего не выходило. Я пыталась объяснять людям: достаточно скандалов, хватит кричать и устраивать пикеты! Лучше от этого никому не будет, ведь имя Театра на Таганке в скандальной хронике уже навязло на зубах. Это, пожалуй, было самым непростым в работе. Хотя, говоря начистоту, не было ничего простого, ни одной секунды». («Культура.РФ»)

Между тем, малая сцена театра на Верхней Радищевской улице стала экспериментальной площадкой для нового авторского творческого проекта Апексимовой под названием «Репетиции» – своего рода режиссерской лаборатории, в которой будущие спектакли создаются прямо на глазах у зрительного зала и с его непосредственным участием. Идея привлекать простых зрителей к решению вопроса о том, быть или не быть премьере, настолько понравилась газете «Московский комсомолец», что она наградила «Репетиции» своей театральной премией в номинации «Проект года».

Ирина Апексимова: «С юности моя душа явно лежала к Театру оперетты. Я же постоянно пропадала у мамы на работе, где был вечный праздник – оркестр, танцы, хор, балет, вечное движение, поэтому даже не представляла себе, как можно по доброй воле пойти в обыкновенный драматический театр. Мне казалось, что там тихо и тоскливо». (WomanHit)

Первая премьера в рамках проекта состоялась в 2015 году. Это была постановка Леры Сурковой «Золотой Дракон», которым и открылась после ремонта малая сцена. Затем театральная афиша пополнилась такими спектаклями, как «8 (Восемь)» Сергея Чехова (в 2018 году) и «Старший сын» Дениса Бокурадзе (в 2020-м). А мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», поставленный в 2017 году, впервые в истории театра получил целых три премии «Золотая Маска».

Ирина Апексимова: «Апофеозом двухлетней работы могу уверенно назвать спектакль “Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит” в постановке Алексея Франдетти. Музыкальный триллер, страшно сказать, на сцене самой Таганки! <…> В спектакле настолько масштабные декорации, что ставятся двое суток, уникальный зал-трансформер, который заядлые театралы просто не узнают и не понимают, куда попали…» («Культура.РФ»)

В 2022 году в ходе «Репетиций» обсуждались театральные эскизы Павла Пронина «Мама, я блогер», Максима Иванова «Гавриилиада», Олега Еремина «Леди Макбет Мценского уезда» и др.

Ирина Апексимова: «Зрители той Таганки не просто ходят к нам, они оказались открытыми, живыми и с удовольствием принимают наше безумие, что очень ценно <…> Все наши спектакли действительно разные и, как принято говорить, модные, но не однодневки». («Культура.РФ»)

В 2020 году под начало актрисы перешел и располагавшийся по-соседству театр «Содружество актеров Таганки», созданный в девяностые из рассорившихся с Любимовым актеров труппы Театра на Таганке. Эту должность она заняла после ухода из жизни его бессменного худрука Николая Губенко, который возглавлял «Содружество актеров Таганки» на протяжении 27 лет. В 2021 году раскол был преодолен, и два соседних театра вновь объединились в один.

Кинодебют актрисы состоялся еще в студенческие годы, причем сразу с главной роли. В 1987 году она сыграла в «Башне» Виктора Трегубовича Ксюшу – дочь горожан, из-за поломки автомобиля вынужденных застрять «в гостях» у механика придорожной водонапорной башни. В 1989 году на экраны вышел «Диссидент» Валерия Жереги, где Ирина опять была в главной роли – на сей раз жены диссидента (в исполнении Евгения Дворжецкого).

В дальнейшем ее фильмография пополнилась еще как минимум полусотней картин и почти пятнадцатью главными ролями, в числе которых Настя в «Клетке», Ольга в «Палаче», Тамара в «Эффекте домино», Наталья в «Судмедэкспертах», Майя в «Игре в правду», Елена в «Лютом» и «Лютом-2», Матильда в «Разведчицах» и, конечно, Каменная княжна в «Книге мастеров», с которой ее потом еще долго ассоциировали. Одной из самых звездных ролей Апексимовой стала Амина в «Дне рождения Буржуя» Анатолия Матешко, где ее мужа, «Буржуя», сыграл ее бывший однокурсник и к тому времени уже супруг – Валерий Николаев.

Ирина Апексимова: «После спектакля ко мне подошла женщина: “Мы так переживали за всех ваших героинь… Особенно за “Зимнюю вишню»!” – “Зимняя вишня” – это не я, а Лена Сафонова. – Женщина посмотрела на меня так, будто я ее дурю. Замолчала. – А я Ирина Апексимова — “День рождения Буржуя...” Она вздрогнула: “Ой, какой ужас!”» («Караван историй»)

В феврале 2022 года актриса появились в мини-сериале «Номинация» на Okko, который сняла младшая дочь Никиты Михалкова, Надежда Михалкова, и в котором в главной роли она снялась сама и сняла свою старшую сестру Анну (играют они, к слову, тоже сестер).

18 мая 2023 года Wink начал показ сериала «Балет» в постановке Евгения Сангаджиева (Happy End) и с участием Апексимовой. Она играет жену Андрея Пронина – бывшего балеруна, а ныне – худрука Национального театра (снаружи – Большого, внутри – Михайловского), где происходит действие. Пока супруг увлеченно руководит творческими процессами в театре, Алла Пронина ловко (иногда даже слишком) управляет его финансовыми потоками…

Ирина Апексимова: «У меня еще не самый худший вариант, я вам скажу. На днях включила телевизор, а там опять Маша Порошина плачет, и это продолжается уже много лет, и вот тоже не позавидуешь. Получается ей, бедной, еще хуже, чем мне, – мои героини роковые, а ее героинь бросают. И ничья фантазия эту картинку не исправляет». (WomanHit)

Личная жизнь

Ирина Апексимова дважды была замужем, но оба замужества закончились разводом.

Ирина Апексимова: «Меня бросает в разные стороны: и этот хорош, и тот вроде ничего. (Улыбается.) Единственное, жлобов, хамов терпеть не могу. Излишняя педантичность, жадность, отсутствие чувства юмора также отталкивает. И мужчине, который рядом со мной, нужно быть сильнее меня. У меня жизнь непростая, она закаляет, поэтому я не слабая. И сын мне не нужен. Мне есть о ком заботиться». (WomanHit)

Еще будучи студенткой она вышла замуж за своего однокурсника Валерия Николаева, брак с которым продлился 12 лет и распался в 2000 году. В этих отношениях у актрисы в 1994 году родилась ее единственная дочь Дарья.

Ирина Апексимова: «Я вообще покладистая мама. Бесспорно, в определенных рамках. И я точно не довлеющая, мне важно, чтобы дочь была мне подругой. Счастлива, что это так и есть. Мы с Дашей даже характерами похожи». (WomanHit)

Сегодня любители кино знают девушку под творческим псевдонимом Дарья Авратинская (это фамилия ее прабабушки по материнской линии). Она сыграла главную роль Анны в мини-сериале Андрея Селиванова«Незабытая», который в 2020 году показывал телеканал «Россия-1». Скоро она вместе с матерью появится в «Балете», а затем еще и в военной мелодраме Алексея Франдетти«Счастье мое», где ей отведена одна из ключевых ролей.

Также Ирина Апексимова была женой бизнесмена Алексея Кима, но эти отношения оказались скоротечными и быстро закончились.

Ирина Апексимова: «Я очень не люблю вопросы о личной жизни. Мужчинах, маме-папе… Должно оставаться что-то свое, не вынесенное на рассмотрение посторонних. То, до чего не долетают чужие взгляды, и неважно – добрые они или злые». («Караван историй»)

Фильмография (избранное)

12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.



Стало известно имя победителя 8-го сезона шоу «Три аккорда» 21:00, 16.06.2024
Валерий Николаев высказался о разнице в воспитании дочери и сына 14:15, 20.12.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через