Читайте нас в Telegram
Реклама

Жанна Болотова – советская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1985), вдова Николая Губенко.

Биография и карьера

Жанна Болотова родилась 19 октября 1941 в курортном поселке Озеро-Карачи на берегу озера Карачинское Новосибирской области.

Ее отец, Андрей Болотов, вскоре после рождения дочери ушел на фронт (в составе так называемых сибирских полков), неоднократно был контужен и ранен и вернулся к родным уже Героем Советского Союза (отличился в том числе при форсировании Днепра). После войны, окончив Высшую дипломатическую школу МИД СССР, работал в посольстве СССР в Чехословакии, где несколько лет, после Сибири, жила семья.

Жанна Болотова: «Я росла в атмосфере абсолютной родительской любви. Меня обожали». («Комсомольская правда»)
НОВОСТЬ

Вскоре после возвращения в Москву (где семья ранее успела недолго пожить перед отъездом за границу) 15-летняя Жанна дебютировала в кино и сразу в главной роли. Она сыграла Галю Волынскую – школьницу, мечтающую стать актрисой, но так и не дожившую до исполнения своей мечты (чудом пережив голод и холод в военной Москве, девушка погибает на фронте), в фильме классиков советского кино Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу».

В этот фильм, сразу сделавший юную Болотову настоящей звездой, она попала случайно. Режиссеры так долго не могли найти актрису на роль Гали Волынской, что в отчаянии даже дали объявление в газете, которое и прочитала школьница Жанна, а вместе с ней и тысячи других девочек. Но взяли в итоге именно ее.

Жанна Болотова: «Я никогда не была недотрогой. У меня мужской характер, я всегда брала то, что мне нравится. Этого касалось всего – и работы, и людей, и жизни. Я была только там и с теми, где мне было интересно». («Комсомольская правда»)

К слову, в этой картине в первый и последний раз на экране появился сам Лев Кулиджанов. Он исполнил роль отца Гали, запомнившись зрителям по эпизоду, где она во время праздничного застолья неожиданно решает прочесть пронзительный монолог Катерины из «Грозы» Александра Островского, вновь и вновь пытаясь понять, «отчего люди не летают так, как птицы». Во время ее выступления Вадим Волынский как ни в чем ни бывало продолжает выпивать и закусывать рыбой, чем очень обижает дочь.

Несмотря на успех картины, актриса, будучи отчаянной перфекционисткой, долгие годы полагала, что «первый блин вышел комом» и что она едва ли не испортила своим присутствием весь фильм. Даже 30 лет спустя в телепередаче, посвященной юбилею картины, она признавалась, что совсем не ассоциирует себя с Галей Волынской – словно в кадре была не она, а кто-то другой.

После «Дома, в котором я живу» Жанна не мучилась с выбором профессии и поступила во ВГИК, где попала в мастерскую легендарной кинопары – Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Институт Болотова благополучно закончила в 1964 году.

Еще во время обучения она снялась в фильме своего педагога Сергея Герасимова «Люди и звери» и «Если ты прав...». И оба раза – в главных ролях. Впоследствии она также снималась у Герасимова в «Журналисте» и в «Любить человека».

Жанна Болотова: «Когда поступила во ВГИК, они уехали работать в Чехословакию. И мы с мамой друг другу писали длиннющие письма. Мы безумно любили друг друга в нашей семье». («Комсомольская правда»)

После окончания института Жанну взяли в трупу Театра-студии киноактера (ныне – Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова), но на первом месте для нее всегда был кинематограф.

У Болотовой были ключевые роли в «Западне», «Первом курьере», «24-25 не возвращается», «Молчании доктора Ивенса», «Бегстве мистера Мак-Кинли» (принесшем ей в 1977 году Государственную премию СССР) и других кинолентах, из которых можно выделить вышедшую на экраны в 1984 году драму Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», в которой она перевоплотилась во вновь назначенного главврача дома ветеранов Варвару Волошину, приезд которой кардинальным образом меняет жизнь его пожилых постояльцев, заставляя их вновь остро почувствовать ее, кажется, уже навсегда позабытый вкус.

Николай Губенко: «Она умна, хороший аналитик, много читает – значительно больше, чем я. Искренняя, уравновешенная, редко взрывается, но если уж разозлится, так уж по-сибирски – у нее крестьянские корни».

После выхода этого фильма актриса появилась на экране всего лишь дважды – в 1988 году в «Запретной зоне» Николая Губенко (где у нее была главная роль) и спустя 17 лет, в 2005-м, в «Жмурках» Алексея Балабанова (в эпизоде), к работе которого относилась с большим уважением. По сути, для него Болотова сделала исключение, так как завершить кинокарьеру она решила еще тогда, в конце 1980-х, видя, как прямо у нее на глазах падает качество фильмов.

Жанна Болотова: «Мне не предлагали хороших сценариев, честно». («Аргументы и факты»)

Сниматься у современных режиссеров Жанна Андреевна, которой в 2023 году исполнилось 82 года, категорически отказывается – говорит, что их вкусы не совпадают. К тому же ей никогда не хотелось делать пластические операции или играть «бабушек».

Жанна Болотова: «Тех героинь, которых можно играть с моей нынешней внешностью, мне воплощать на экране неинтересно. Если бы дали роль, которая безумно понравилась, если бы это был надежный режиссер, согласилась бы… Я не могу смотреть то, что сейчас снимают».

Личная жизнь

Главным (хотя и не единственным) мужчиной в жизни Жанны Болотовой был ее коллега Николай Губенко. Они познакомились и начали общаться еще будучи первокурсниками ВГИКа. Однако по молодости лет не сразу сумели по достоинству оценить друг друга и «разбежались» из-за какой-то размолвки.

Жанна Болотова: «Это было удивительно, сколько длилось наше созревание, дозревание по отношению друг к другу. Когда я поступила во ВГИК, об отношениях даже речи не было – Коля был просто мой самый первый друг на курсе. А потом мы с ним поссорились. <…> С тех пор вообще не разговаривали друг с другом. Так продолжалось год-полтора. Но все равно я понимала: во-первых, он лучший на нашем курсе артист. Во-вторых, он очень хороший человек». («Аргументы и факты»)

Актриса успела «покрутить роман» с будущим режиссером Андреем Кончаловским и даже «сходить замуж» за художника-постановщика Николая Двигубского (который потом, к слову, женился на бывшей жене Кончаловского Наталии Аринбасаровой), прежде чем Губенко все-таки удалось вернуть любимую. В конце 1960-х они поженились и прожили вместе 50 лет, до самой смерти Николая Николаевича в 2020 году.

Жанна Болотова: «Первое мое замужество произошло от страха, я бы сказала. Когда пришла на второй курс, кто-то уже вышел замуж. Я думала: Боже мой, я вообще остаюсь старой девой. Но, выйдя замуж, я поняла, что совершила чудовищную ошибку». («Аргументы и факты»)

После свадьбы Губенко часто снимал супругу в своих фильмах. Помимо «И жизнь, и слезы, и любовь» и «Запретной зоны» ее можно было видеть в его драмах «Если хочешь быть счастливым», «Подранки» и «Из жизни отдыхающих». На глазах у жены в конце 1980-х стремительно строилась его карьера: в 1987 году Губенко стал главным режиссером Театра на Таганке, а после его раскола – руководителем театра «Содружество актеров Таганки». В 1989 году был назначен на должность министра культуры СССР, которую занимал до распада страны в 1991-м.

Жанна Болотова: «Я была очень дисциплинированной. И всегда старалась Колю охранять. Думаю, такого охранника, как я, даже у американского президента не было! Когда нам звонили домой, всегда говорила: “Губенко нет дома”. Все, он переступил порог и должен отдохнуть – он же на двух работах работал. Поэтому все говорили: что же у него за семья такая, если его никогда нет?» («Аргументы и факты»)

Долгие годы актриса оставалась в его тени. Не снималась в кино, не играла в театре и практически не давала интервью. Но не смогла сдержаться в 2021 году, когда стало известно об объединении Театра на Таганке и «Содружества актеров Таганки» под началом Ирины Апексимовой. Эту новость Жанна Андреевна восприняла очень болезненно, считая, что тем самым предается дело жизни и память своего мужа, всегда очень избирательно подходившего к репертуару.

Жанна Болотова: «У Коли отношение к работе было невероятным, он ни разу не вышел на сцену, выпив рюмку. Не пропустил ни одного спектакля. <…> Коля уходил со сцены всегда под аплодисменты, под крики “браво”. Эта зрительская благодарность для него была выше всех наград. Это было его счастье. А счастьем моей жизни был такой Губенко». («Аргументы и факты»)

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Привычка жениться: Бари Алибасов, Игорь Саруханов, Андрей Кончаловский и другие знаменитые мужчины с рекордным количеством браков 10:48, 24.01.2024
Что смотреть по телевизору в выходные 2 и 3 июля 00:35, 02.07.2022

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через