Читайте нас в Telegram

Жан-Люк Годар

Jean-Luc Godard
Жан-Люк Годар
  • Режиссер, Участник, Персонаж
  • Дата и место рождения: 3 декабря 1930 (91 год), Париж (Франция)
  • Дата смерти: 13 сентября 2022
  • Семейное положение: Анна Карина (в разводе, нет детей), Анн Вяземски (в разводе, нет детей), Анн-Мари Мьевиль (в отношениях, нет детей)

Его коллеги по цеху

Реклама

Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard) – франко-швейцарский режиссер, сценарист, актер и продюсер.

Биография и карьера

Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года во французской столице – Париже, в состоятельной семье.

НОВОСТЬ
Актриса ответила на вопросы фанатов.

Его отец, врач по профессии, владел собственной клиникой, а мать, дочь швейцарских банкиров, принадлежала к старинному роду Моно, из которого вышли, в частности, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Жак Люсьен Моно, натуралист и путешественник Теодор Моно, композитор Жак-Луи Моно, историк Габриэль Моно (известный в том числе благодаря своей женитьбе на дочери русского революционера Александра Герцена), промышленник и политик Жером Моно и др. В числе родственников матери Жана-Люка был и другой нобелевский лауреат в области физиологии и медицины – Даниэле Бове.

Спустя несколько лет после рождения Жана-Люка семья перебралась в Швейцарию, где находилась до конца Второй мировой войны. Во Францию Годар вернулся уже 16-летним, чтобы учиться в престижном лицее Бюффона, но, поддавшись общему увлечению (весь Париж тогда был охвачен страстью к кино), не смог как следует подготовиться и провалил экзамены.

В 1949 году ему удалось поступить в Сорбонну, где он изучал антропологию. Мысли о кинематографе его, однако, не оставляли. Он с удовольствием проводил все свое свободное время в киноклубах, появлявшихся в те годы в Париже как грибы после дождя, где свел знакомство с такими же «одержимыми» киноискусством Клодом Шабролем, Жаком Риветтом и Франсуа Трюффо будущими известными кинорежиссерами и ярчайшими представителями так называемой французской новой волны. Как вспоминал потом этот период своей жизни сам Годар, в 1950-е кино для парижан было «так же важно, как хлеб».

РБК: «На фоне преобладавших тогда в прокате коммерческих фильмов представители новой волны отказывались от предсказуемости повествования и часто прибегали к радикальным для того времени приемам».

Путь в большой кинематограф он начал в качестве кинокритика. Писал сначала в Gazette du cinéma, потом в Les Cahiers du cinéma (среди авторов которого был и легендарный Жан Кокто). А затем внезапно уехал в Швейцарию, где поначалу занимался очень далекими от кино вещами, – строил дамбу, работал на телефонном коммутаторе. Но там же он сделал и свои первые шаги в режиссуре, сняв в 1954 году документальную короткометражку «Операция “Бетон”» (Opération «Béton») о строительстве самой большой в Европе бетонной плотины Гранд Диксенс в кантоне Вале (фильм так понравился компании, управлявшей плотиной, что она выкупила его для использования в рекламных целях), а в 1955-м – игровую короткометражку «Кокетка» (Une femme coquette) по новелле Ги де Мопассана.

Вернувшись в Париж, Годар пытался творить вместе с Франсуа Трюффо, но у них ничего не вышло. Более удачным оказалось его сотрудничество с Эриком Ромером, главным редактором журнала Les Cahiers du cinéma, по сценарию которого в 1957 году он снял короткометражную трагикомедию «Всех парней зовут Патрик» (Charlotte et Véronique, ou Tous les garçons s'appellent Patrick). Она вышла на экраны в 1959 году, а чуть раньше, в 1958-м, была выпущена его 13-минутная комедия «Шарлотта и ее Жюль» (Charlotte et son Jules), где снимался молодой и пока еще малоизвестный Жан-Поль Бельмондо, прославившийся двумя годами позже благодаря тому же Годару.

Знаковым для обоих стал дебютный полнометражный фильм Годара «На последнем дыхании» (À bout de souffle), премьера которого состоялась в 1960 году. Жан-Люк выступал в нем в качестве режиссера и сценариста, а Жан-Поль сыграл в нем одну из главных ролей.

В основу картины были положены сценарные наброски Трюффо, основанные на реальной истории некоего автоугонщика, во время погони застрелившего преследовавшего его полицейского и погибшего из-за своей подруги, не пожелавшей покрывать любовника (позднее Годар скажет, что для всякого фильма необходимы пистолет и девушка). Именно этот случай несколькими годами ранее безуспешно пытались экранизировать Годар и Трюффо – не найдя финансирования, они были вынуждены отказаться от затеи.

Когда они решили предпринять вторую попытку, денег снова было в обрез. Чтобы все-таки закончить работу, экономили буквально на всем, пуская в дело любой оказавшийся под рукой инвентарь (достаточно сказать, что для перемещения камеры использовалась инвалидная коляска). Желая ускориться, сценарий писали буквально на ходу, из-за чего фильм изобилует актерскими импровизациями.

«Аргументы и факты»: «История молодого преступника и его подруги, которых преследует полиция, была одной из первых лент той самой французской “новой волны”. Правда, Годар немного запоздал – в 1959-м Трюффо уже получил приз за режиссуру в Каннах за “Четыреста ударов” и был номинирован на “Оскар”».

Однако все это не помешало (а, может, даже и помогло) ему произвести настоящий фурор. Профессионалы (в числе которых было жюри Берлинского кинофестиваля, присудившее Годару «Серебряного Медведя») и любители были впечатлены визуальными эффектами, которых удалось добиться создателям с помощью ручной камеры, естественного освещения, игры света и тени в черно-белом изображении, длинных планов и рваного монтажа. Начало эпохе киноэкспериментаторства и самому заметному этапу в творчестве Годара было положено.

Film.ru: «“На последнем дыхании”, выдающийся дебют 29-летнего Годара, оказался переизобретенным велосипедом кинематографа. Составные части фильма почти целиком “привезены” из Америки <…> Годаровский фильм собран из нескольких десятков американских нуаров, но он скорее саботирует жанр, нежели подражает ему».

В этот период, продолжавшийся почти десять лет, свет увидели около двух десятков картин (многие из которых отражали его политические взгляды, а некоторые даже были запрещены к показу) – «Маленький солдат» (Le Petit soldat), «Женщина есть женщина» (Une femme est une femme), «Семь смертных грехов» (Les sept péchés capitaux), «Жить своей жизнью» (Vivre sa vie: Film en douze tableaux), «Карабинеры» (Les carabiniers), «Презрение» (Le mépris), «Банда аутсайдеров» (Bande à part), «Замужняя женщина» (Une femme mariée: Suite de fragments d'un film tourné en 1964), «Альфавиль» (Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution), «Париж глазами шести» (Paris vu par…), «Безумный Пьеро» (Pierrot le fou), «Мужское-женское» (Masculin féminin), «Китаянка» (La chinoise), «Далеко от Вьетнама» (Loin du Vietnam) и т. д. Одни были созданы по его собственному сценарию, другие в соавторстве – например, с Полем Элюаром, Клодом Шабролем и др. И почти во всех оператором выступал Рауль Кутар, мастерству которого во многом обязан своим успехом фильм «На последнем дыхании».

Последней лентой этого плодотворного этапа обычно считается политическая драма «Уик-энд» (Week End), выпущенная в прокат в декабре 1967 года, после которой взгляды и пути Годара и Кутара разошлись.

«Коммерсант»: «Сценарии почти ко всем своим фильмам Жан-Люк Годар писал сам. Почти в половине из них он выступал в качестве монтажера, в нескольких – как оператор, более 20 лент сам продюсировал».

Политика и социум увлекали режиссера все больше и следующие годы он во многом посвятил именно этой теме. При этом его кредо оставались небольшие бюджеты и сопротивление массовому кинопроизводству. Вершиной этой фазы (которую часто называют «радикальной») стала драма «Все в порядке» (Tout va bien), созданная в тандеме с Жаном-Пьером Гореном и повествующая о французских студенческих беспорядках 1960-х годов, где главные роли исполнили Ив Монтан и Джейн Фонда.

«Аргументы и факты»: «С “новой волной” обычно связывают работу Годара в первой половине 1960-х — это фильмы “Карабинеры” (1963), “Безумный Пьеро” (1965), “Мужское – женское” (1966). Но различных периодов в его творчестве было множество – и “маоистский”, и фильмы, созданные под влиянием советского режиссера Дзиги Ветрова».

Также в семидесятые вместе с Гореном он работал над «Ветром с востока» (Le vent d’est), «Борьбой в Италии» (Lotte in Italia), «Владимиром и Розой» (Vladimir et Rosa) и др. Финальной точкой их сотрудничества стала документальная лента «Письмо Джейн» (Letter to Jane: An Investigation About a Still) – своего рода постскриптум к «Все в порядке», представляющий собой «разбор» фотографии, на которой запечатлена Джейн Фонда во время ее визита в воюющий Вьетнам в 1972 году (после чего за ней надолго закрепилось прозвище «Ханойская Джейн»).

Вновь обратившись к «большому кино» в восьмидесятые, Годар снимает «Имя Кармен» (Prénom Carmen), «Спасай, кто может (свою жизнь)» (Sauve qui peut (la vie), «Страсть» (Passion) и др. В двух последних главную роль исполнила Изабель Юппер.

«Коммерсант»: «Во многих картинах Жан-Люк Годар исполнял какую-либо роль, в том числе самого себя».

В 1989 году он начинает исследовать кинематограф и в течение последующих десяти лет создает документальный сериал «История(и) кино» (Histoire(s) du cinéma), а заодно и самого себя, в результате чего в 1994 году появляется его документальный фильм «ЖЛГ – Декабрьский автопортрет» (LG/JLG – autoportrait de décembre).

В двухтысячные он, помимо прочего, вместе с Бернардо Бертолуччи, Иштваном Сабо, Клер Дени и другими знаменитыми коллегами работает над проектом «На десять минут старше: Виолончель» («Ten Minutes Older: The Cello») и снова экспериментирует (на сей раз с форматом 3D) в драме «Прощай, речь!» (Adieu au langage), удостоенной приза жюри Каннского кинофестиваля.

Последний фильм и последний эксперимент кинорежиссера – документальный «ужастик» 2018 года «Книга образов» (Le livre d’image) без актеров и сюжета, для которого в Каннах даже учредили специальный приз под названием «Особая пальмовая ветвь».

РИА Новости: «В 2018-м на Каннском кинофестивале Годар призвал Запад быть добрее к Москве. Он вспомнил слова Федора Достоевского о важности доброты и милосердия, подчеркнув, что всегда будет относиться к родине писателя именно так. По словам режиссера, “в России есть что-то, что очень трогает” его».

Он стал финальной точкой очередного витка его творческих опытов, пришедшегося, как полагают, на 2010 год, когда вышла его драма «Социализм» (Film socialisme), где он вовсе отказался от традиционного киноязыка. Через год после этого «живой классик» получил свой единственный «Оскар» – не за конкретный кинопроект, а за вклад в развитие кинематографа (за наградой он, впрочем, по своему обыкновению не приехал).

Жан-Люк Годар: «В фильме должно быть начало, середина и конец, — но не обязательно именно в таком порядке». (Voix américaines)

Сняв свыше сотни кинолент – художественных и документальных, полнометражных и короткометражных, Годар умер 13 сентября 2022 года в возрасте 91 года в своем доме в швейцарской коммуне Роль. По данным СМИ, он ушел из жизни при помощи эвтаназии. Как объяснили его близкие, причиной этого решения не являлась тяжелая болезнь – мэтр просто устал, он был полностью истощен физически и морально.

Личная жизнь

Жан-Люк Годар был трижды женат и дважды разведен.

Его первая жена – актриса Анна Карина, сыгравшая в шести его фильмах («Маленький солдат», «Безумный Пьеро» и др.). Вторая – актриса (и по совместительству внучка писателя и нобелевского лауреата Франсуа Мориака) Анн Вяземски (снималась в его «Китаянке», «Уик-энде» и пр.). Третья – фотограф Анн-Мари Мьевиль, с которой он познакомился в 1970-е, работал над своими фильмами и прожил до самой смерти (правда, кажется, так и не успев зарегистрировать отношения официально).

Фильмография

  • Режиссер
  • Образ и речь (2018)
  • Прощай, речь! (2014)
  • 3X3D (2013)
  • Социализм (2010)
  • Наша музыка (2004)
  • На десять минут старше: Виолончель (2002)
  • Хвала любви (2001)
  • Моцарт – навсегда (1996)
  • Увы, мне… (1993)
  • Дети играют русских (1993)
  • Против забвения (1991)
  • Германия 90 девять ноль (1991)
  • Новая волна (1990)
  • Французы глазами… (1988)
  • Береги правую (1987)
  • Ария (1987)
  • Король Лир (1987)
  • Детектив (1985)
  • Хвала тебе, Мария (1984)
  • Имя Кармен (1983)
  • Страсть (1982)
  • Спасай, кто может (свою жизнь) (1980)
  • Номер два (1975)
  • Все в порядке (1972)
  • Владимир и Роза (1970)
  • Восточный фланг (1970)
  • Радость познания (1969)
  • Любовь и ярость (1969)
  • Фильм, как фильм (1968)
  • Уик-энд (1967)
  • Далеко от Вьетнама (1967)
  • Китаянка (1967)
  • Древнейшая профессия в мире (1967)
  • Две или три вещи, которые я знаю о ней (1966)
  • Сделано в США (1966)
  • Мужское-женское (1966)
  • Безумный Пьеро (1965)
  • Париж глазами шести (1965)
  • Альфавиль (1965)
  • Замужняя женщина (1964)
  • Самые прекрасные мошенники на свете (1964)
  • Банда аутсайдеров (1964)
  • Презрение (1963)
  • Карабинеры (1963)
  • Рогопаг (1963)
  • Маленький солдат (1963)
  • Жить своей жизнью (1962)
  • Семь смертных грехов (1962)
  • Женщина есть женщина (1961)
  • На последнем дыхании (1959)
  • Сценарист
  • Прощай, речь! (2014)
  • 3X3D (2013)
  • Наша музыка (2004)
  • Хвала любви (2001)
  • Моцарт – навсегда (1996)
  • Увы, мне… (1993)
  • Дети играют русских (1993)
  • Германия 90 девять ноль (1991)
  • Король Лир (1987)
  • Новая волна (1990)
  • Береги правую (1987)
  • Детектив (1985)
  • Актер
  • Наша музыка (2004)
  • Дети играют русских (1993)
  • Король Лир (1987)
  • Береги правую (1987)
  • Имя Кармен (1983)
  • Номер два (1975)
  • Владимир и Роза (1970)
  • Восточный фланг (1970)
  • Радость познания (1969)
  • Далеко от Вьетнама (1967)
  • Шпион (1966)
  • Самые прекрасные мошенники на свете (1964)
  • Шахерезада (1963)
  • Презрение (1963)
  • Маленький солдат (1963)
  • Клео от 5 до 7 (1962)
  • Париж принадлежит нам (1962)
  • Стеклянный замок (1950)
Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
18:31, 03.09.2024

«Новое Радио» подарило победителю пятого сезона шоу «Ну-ка, все вместе!» путёвку на вершину шоу-биза

«Новое Радио» продолжает зажигать звезды! Рассказываем, как

4 сентября в его эфире зазвучала песня победителя самого народного вокального шоу телеканала «Россия» — «Ну-ка, все вместе!», пятый сезон которого вновь прошёл при поддержке радиостанции суперхитов и суперновинок.

 

 



Умер Робби Колтрейн, известный по роли Хагрида в «Гарри Поттере» 20:38, 14.10.2022
Умер кинорежиссер Владимир Краснопольский 17:34, 23.09.2022

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через