Читайте нас в Telegram
Реклама

Кшиштоф Занусси — именитый польский режиссер театра и кино, в его творческом арсенале более ста полнометражных и короткометражных фильмов, документальных и телевизионных лент.

 

Детство и юность Кшиштофа Занусси / Krzysztof Zanussi

Пан  Кшиштоф Занусси получил образование в нескольких университетах, юноша изучал физику в Варшавском университете (1955-1959) и философию в Краковском университете (1959-1962). По семейному преданию дед Кшиштофа родился в Сибири и пешком добрался до Европы. Итальянские родственники-однофамильцы Кшиштофа действительно владеют концерном по производству бытовой техники.

«Когда я по молодости выиграл очередной приз на кинофестивале, мне позвонил из Италии родственник, глава концерна, и с гордостью сказал: «Сегодня видел нашу фамилию на первых полосах ведущих газет Европы. А ты знаешь, сколько стоит один квадратный сантиметр рекламы на их страницах?!» Вот так меня оценила итальянская родня!».

Творческий путь Кшиштофа Занусси / Krzysztof Zanussi

НОВОСТЬ

С 1958 года Кшиштоф Занусси увлекается съемкой любительских фильмов, которые в последствие получают премии на кинофестивалях. В 1966 году Занусси оканчивает режиссерский факультет Лодзинской киношколы, предоставив в качестве дипломной работы короткометражную ленту «Смерть провинциала».

Фильм «Смерть провинциала» (Death Of A Provincial) получил приз на МКФ в Венеции и главную премию на МКФ в Мангейме, 1967).

Кшиштоф Занусси снял в начале творческой карьеры документальные фильмы «Лицом к лицу» (1967) и «Зачет» (1968). Дебютной полнометражной картиной «Структура кристалла» (Struktura kryształu, 1969) молодой режиссер Кшиштоф Занусси презентовал себя, как сторонника рационального кино, исследующего нравы польской интеллигенции, а также изучающего проблемы экзистенциального характера.

«Когда-то культура, а в особенности кинематограф, имела в Польше огромное общественное значение. Было важно, что за фильм ты снял. И в этом смысле люди ждали новых фильмов, например, Занусси или Вайды, потому что многие годы кинематографисты отказывались принять существующий порядок вещей и стремились каким-то образом выразить свое отношение к нему» — рассказывает в интервью польский кинематографист Кшиштоф Кеслевский. 

Кшиштоф Занусси с 70-х по 90-ые года являлся одним из самых плодотворно работающих режиссеров, выпускающих по несколько проектов ежегодно. Чередование телевизионных, документальных, коротко-, полнометражных картин позволяло режиссеру обозначать, намечать проблематику в одной небольшой ленте и развивать, раскрывать тему более масштабно в другой. Среди таких картин —«Роль» (1971),«Гипотеза» (1972),«Ночное дежурство» (1975),«Дом женщин» (1977),«Дороги в ночи» (1979),«Парадигма» (1985). 

Фильм «За стеной» (1971) получил главный приз на МКФ в Сан Ремо. 

Полнометражные картины Кшиштофа Занусси всегда приносили автору многочисленные награды на кинофестивалях, среди наиболее значимых работ мастера — «Семейная жизнь» (Życie Rodzinne, 1971, приз на МКФ в Чикаго), «Иллюминация» (Iluminacja, 1973, главная премия, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Локарно-73), «Квартальный баланс», (1974), «Защитные цвета» (1976), «Спираль» (Spirale, 1978, премия экуменического жюри в Канне-78, специальный приз на МКФ в Чикаго), «Константа» (The Constant Factor/Constans, 1980, приз за режиссуру на МКФ в Канне), «Императив» (Imperativ, 1982,  приз на МКФ в Венеции), «Год спокойного солнца» (Rok spokojnego słońca, 1984, главная премия на МКФ в Венеции), «Состояние обладания» (1989), «Галоп» (1995), «Брат нашего Бога» (1997). 

«Для меня вообще роль искусства, роль кино – это помогать людям глубоко посмотреть на свою собственную жизнь и жизнь общества. И понять других. Потому что мы ленивые, мы понимаем себя, а других не понимаем. А как понимать? Прежде всего, благодаря средствам массовой информации, средствам искусства. Мы с помощью искусства понимаем, как думает наш противник, как думает человек, который нас ненавидит. А почему он нас ненавидит? Если кино это объясняет — это огромная положительная роль».

Кшиштоф Занусси издал несколько книг, связанных с миром кино, например, из-под пера мастера вышли «Беседы о любительском кино» (1978) и роман «Пора умирать» (1997), а также сборники телекиносценариев.  Кшиштоф Занусси руководит художественной деятельностью творческого объединения «Тор» с 1980 года, был назначен вице-председателем Союза польских кинематографистов (1974—1983).

Режиссер творил не только в сфере кино и телевидения, но и работал над театральными и оперными постановками на территории Польши, Германии, Италии, Франции, Швейцарии и России. Также Кшиштоф Занусси ведет продюсерскую деятельность, помогая польским и немецким режиссерам найти средства для производства картин, например, режиссер содействовал фильмам «Рубцы» в 2004 году и «Сонливость» в 2008 году.

  • Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Режиссёр» (1980), Специальный приз Венецианского кинофестиваля (1982), Главный приз Венецианского кинофестиваля (1984), Орден князя Ярослава Мудрого V степени (2009).

С Кшиштоф Занусси с 1994 года является консультантом  Комиссии по делам культуры в Ватикане, членом Союза польских писателей, а в 1998 году мастер получил диплом почётного доктора ВГИКа. 

В 2000 г. фильм «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» был удостоен Гран При XXII Московского Международного Кинофестиваля.

В 2010 году Кшиштоф Занусси поставил спектакль в Российском академическом молодежном театре по пьесе «Доказательство» Дэвида Оберна. В спектакле были задействованы молодые яркие артисты - Нелли Уварова, Ирина Низина, Денис Баландин. Кшиштоф Занусси пригласил актеров сначала в свой загородный дом в Польше, затем в парижскую квартиру, от которой вручил ключи.

«Такой метод я практикую часто, он напоминает времена Мольера, когда театр был делом семейным, домашним. Вот и мы с актерами РАМТа обсуждали фильмы и спектакли, вечерами, перед сном, вместе гуляли, а потом делились впечатлениями о прожитом дне. Это приятнее и интереснее, чем проводить академические репетиции. Театр, в отличие от кино, — лаборатория, и этим он меня привлекает».

В 2012 году Кшиштоф Занусси ставит пьесу английского драматурга «Воспитание Риты» на московской театральной сцене с российскими артистами, однако репетиции были перенесены в дом мастера в Польше. В главных ролях задействованы Федор Добронравов и Олеся Железняк. Репетиции в загородном доме Кшиштофа Занусси — привычное дело, режиссер предпочитает полное погружение в работу над сценарием, проводя все свободное время с актерами, разговаривая с ними о пьесе, рассказывая занятные истории о кинематографе в часы совместного обеда.

Личная жизнь Кшиштофа Занусси / Krzysztof Zanussi

Кшиштоф Занусси женат на художнице Эльжбете Грохольски. Занятно, что со своей будущей супругой режиссер познакомился еще в детстве, но отношения завязались только через 30 лет. Венчались тайно, поскольку Кшиштоф не хотел навредить семье возлюбленной: по своим политическим и нравственно-философским взглядам режиссер был диссидентом. Коммунистические власти Польши к Кшиштофу Занусси и к его творчеству относились более чем прохладно. 

Художница родом из древней семьи графов Грохольских, которые жили под Винницей более 400 лет и были вынуждены покинуть родину не по своей воле в 1917 году, а по матери Эльжбете Грохольски из рода Рюриковичей. Семья Занусси не имеет своих детей, о чем жалеет, но занимается благотворительностью в пользу чужих. Эльжбете Грохольски — верный помощник легендарного мастера, однажды Кшиштоф Занусси пригласил в свой загородный дом весь киевский курс студентов Богдана Ступки, и культурная программа легла на плечи Эльжбете.

Фильмография Кшиштофа Занусси / Krzysztof Zanussi

  • 1969 — Структура кристалла / Struktura kryształu (в советском прокате «Размышление»)
  • 1970 — Семейная жизнь / Życie rodzinne
  • 1973 — Иллюминация / Iluminacja
  • 1974 — Квартальный отчёт / Bilans kwartalny
  • 1974 — Убийство в Катамаунте / Zabójstwo w Catamount, США — ФРГ
  • 1977 — Защитные цвета / Barwy ochronne
  • 1978 — Спираль / Spirala
  • 1980 — Константа / Constans
  • 1981 — Из далёкой страны: Папа Иоанн Павел II / Da un paeso lontano: Papa Giovanni Paolo II, Италия — Великобритания
  • 1982 — Императив / Imperative, ФРГ-Франция
  • 1984 — Год спокойного солнца / Rok spokojnego słońca, Польша — Западный Берлин — США
  • 1985 — Парадигма / Paradygmat, ФРГ
  • 1988 — Где бы ни был… / Gdzieśkolwiek jest.., Польша — ФРГ
  • 1988 — Обладание / Stan posiadania
  • 1991 — Жизнь за жизнь / Życie za życie, Польша — Западный Берлин
  • 1992 — Прикосновение руки / Dotknięcie ręki, Польша — Великобритания
  • 1996 — Галоп / Cwał
  • 1997 — Брат нашего Бога / Brat naszego Boga
  • 2000 — Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путём / Życie, jako śmiertelna choroba przenoszona drogą płciową
  • 2002 — Дополнение / Suplement
  • 2005 — Персона нон грата / Persona non grata
  • 2007 — Чёрное солнце / Il Sole Nero
  • 2008 — Сердце на ладони / Serce na dłoni
  • 2009 — Повторный визит / Rewizyta
Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
18:31, 03.09.2024

«Новое Радио» подарило победителю пятого сезона шоу «Ну-ка, все вместе!» путёвку на вершину шоу-биза

«Новое Радио» продолжает зажигать звезды! Рассказываем, как

4 сентября в его эфире зазвучала песня победителя самого народного вокального шоу телеканала «Россия» — «Ну-ка, все вместе!», пятый сезон которого вновь прошёл при поддержке радиостанции суперхитов и суперновинок.

 

 



«Нелюбовь» Андрея Звягинцева получила международную кинопремию «Восток – Запад. Золотая арка» 12:02, 16.04.2018
Анна Чурина, звезда фильма «Вий 3D»: «Женщина красива, когда любима!» 17:09, 29.01.2014

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через