Читайте нас в Telegram
Реклама

Лидия Козлова – советская и российская поэтесса, художественный руководитель группы «Лесоповал».

Биография и карьера

Лидия Козлова родилась 19 ноября 1937 года в Москве. Но из-за начавшейся вскоре Великой Отечественной войны и стремительного продвижения гитлеровской армии к столице (рядом с которой немцы были уже осенью 1941 года) ее семья была вынуждена все оставить и спешно уехать в эвакуацию. Так столичная девочка в мгновение ока превратилась в провинциальную.

Лидия Козлова: «Голод был страшный. Мне было десять лет, я слышала слово “конфета” и не представляла даже, что это такое…» (WomanHit)

Училась в сельской школе под Саратовым, потом – в строительном техникуме, после окончания которого была направлена на одну из «великих строек коммунизма» – Волжскую гидроэлектростанцию, которую начали возводить в 1950-е годы на Волге между Сталинградом (современным Волгоградом) и соседним Волжским. И сегодня эта ГЭС поражает своими масштабами, являясь самой большой в Европе, а в начале 1960-х она была крупнейшей в мире.

Но не трудовыми подвигами советского народа запомнилось Лидии Козловой пребывание в Волжском, а судьбоносным знакомством со своим будущем мужем – известным впоследствии поэтом-песенником Михаилом Таничем, тоже когда-то учившемся на строителя. Они встретились через два месяца после ее переезда в Волжский.

Лидия Козлова: «Я, когда беременная ходила, каждый день доставала его листочки и читала новые стихи. Я сразу поняла, какого уровня это талант. И начала его потихонечку пилить: Миша, отправь стихи в Москву, отправь! Он поначалу отмахивался от меня, как от назойливой мухи. Но, знаете, капля камень точит. Он отправил стихи в “Литературную газету” и получил ответ за подписью Булата Окуджавы: “Михаил, вы очень талантливы, вам надо переезжать в Москву”». (WomanHit)

В Москву Михаил и Лидия перебирались постепенно. Сначала жили в небольшом поселке под Астраханью, потом переехали в подмосковное Орехово-Зуево, почти в ста километрах от столицы, а потом – в Железнодорожный, расположенный меньше чем в двадцати километрах от МКАД.

Любовь к музыке была у них общей. Несмотря на когда-то выбранную специальность, девушка любила петь, играла на гитаре, пробовала сочинять музыкальные композиции и, как многие в юности, писала стихи. Однако, в отличие от большинства людей, оставляющих это занятие по мере взросления, Лидия, напротив, как раз в зрелом возрасте полностью переключилась не него.

Случилось это уже через много лет после того, как она стала женой Танича. Когда о самом романтическом периоде жизни, заставляющем браться за перо, остались только воспоминания. Лидии было уже около сорока, когда она вдруг четко осознала: хочу писать стихи.

Удержаться и впрямь было трудно. В доме супругов царила творческая атмосфера, он всегда был полон гостей – известных музыкантов и композиторов, с которыми работал и дружил Танич.

Поначалу она держала результаты своего творчества в секрете от мужа (на фоне его таланта эти попытки самовыразиться казались смешными). И только когда набралась целая папка с записями, все-таки решилась отдать ее на его суд. Танич был немногословен: сказал «ну ничего, ничего» и что-то вроде «талант себе дорогу пробьет».

Лидия Козлова: «Стихи сами лезли из меня. Я боялась записывать их на бумагу: а вдруг Танич увидит?» (WomanHit)

Видимо, после этого Лидия и решила действовать более активно. И опять незаметно от супруга. Выбрав одну из мелодий, которые принес ему музыкальный руководитель популярного в те годы вокально-инструментального ансамбля «Пламя» Сергея Березина, она набросала на нее слова и попросила обсудить результат в коллективе. Через пару дней получила ответ: все понравилось, берем в работу.

Так родилась песня «Снег кружится, летает, летает», вскоре ставшая таким же хитом группы, как «На дальней станции сойду» или «Идет солдат по городу», созданные ее мужем в соавторстве с композитором Владимиром Шаинским. А потом ее кто только не перепевал – и Лев Лещенко, и Валерий Ободзинский, и Алсу, и группа «Би-2»

После этого случая еще множество лирических строчек, написанных Козловой, были положены на музыку и стали настоящими шлягерами. С Лидией (иногда и по «наводке» «зашивавшегося» от обилия заказов Танича) работали такие известные в стране композиторы, как Давид Тухманов («Это только кажется»), Игорь Николаев («Этот вечер») и др. Совместно созданные ими песни исполняли самые востребованные исполнители – от Валентины Толкуновой («Проводы»), Эдиты Пьехи («Этот вечер») и Алены Апиной («Танцплощадка») до Филиппа Киркорова («Роза красная моя»), Вячеслава Малежика («Моцарт») и Александра Малинина («Неловкий разговор»).

Лидия Козлова: «Танич не особо любил работать со знаменитостями. Считал, что они уже всего достигли, у них все есть. А вот молодежь принимал, помогал и писал для них с удовольствием. Так однажды в нашем доме появились Игорь Николаев и Саша Малинин. Малинину Танич сразу сказал: “Тебе не попсу, а романсы петь надо”. Малинин прислушался – и поет романсы до сих пор. Игоря Николаева Танич ценил особенно, сразу увидел в нем большой талант». (WomanHit)

Слова к вошедшей в золотой фонд отечественной эстрады песне «Айсберг», которую вместе с Аллой Пугачевой, начиная с 1984 года (когда она победила на фестивале «Песня года»), распевала вся огромная страна, тоже написала Лидия Козлова. Музыку к «Айсбергу» сочинил Игорь Николаев, но, поскольку в начале 1980-х о нем еще мало кто знал (он был всего лишь клавишником в ансамбле Примадонны – «Рецитал»), сначала композиция попала к певице Ольге Зарубиной, которая исполнила ее на своем концерте. И только спустя время «Айсберг» зазвучал из уст Пугачевой, попросившей дописать к двум куплетам третий.

Лидия Козлова: «Однажды Игорь пришел к нам, голодный, как всегда. Я налила ему борща и села рядом. Во время обеда Игорь попросил у меня что-нибудь из новенького. Я показала ему “Айсберг”. Он почитал, выпил рюмку коньяка и сел к роялю. Через двадцать минут была готова песня». (WomanHit)

Гонораров от «Айсберга» Козловой хватило на то, чтобы купить себе дорогущую антикварную бронзовую скульптуру из Франции.

Лидия Козлова: «Знаете, что он купил на свой первый приличный гонорар? Через два года после успеха “Текстильного городка” муж получил авторские деньги – двести рублей. Радостный ехал домой, но по дороге в комиссионном встретил приемник деревянный такой, огромный. “Телефункен”. Он его купил и приволок домой. Мы его поставили на единственную тумбочку и слушали до утра». (WomanHit)

После смерти Танича в 2008 году вдова стала продолжателем его дела, взяв на себя художественное руководство группой «Лесоповал», созданной покойным супругом (в молодости, действительно, несколько лет отработавшем на лесоповале) в 1990 году. Из двадцати с лишним альбомов коллектива не меньше четверти были выпущены уже после ухода из жизни его легендарного основателя. Совсем недавно, в 2022 году, вышел свежий диск – «Дорога Домой», состоящий из одиннадцати песен. И, по словам, Козловой, творческого наследия Танича хватит еще на несколько альбомов.

Лидия Козлова: «Думаю, Миша одобрил бы все, что я делаю. Вернее, даже не думаю – чувствую – и его одобрение, и его поддержку. Постоянно ощущаю его рядом. И все меряю по нему: как поступать в той или иной ситуации, как к людям относиться, что принимать, а что отвергать. Все-таки Миша меня с 18 лет – почти 52 года – учил уму-разуму. И честно: мне странно слышать, когда меня называют вдовой…» («Лилит»)

Сама она тоже продолжает писать стихи. Например, ее авторству принадлежат тексты ко всем песням из альбома «Райский сад» Хасана Богочарова.

В период с 2015-го по 2020 год Лидия Николаевна неоднократно была членом жюри музыкального телевизионного конкурса «Три аккорда» на «Первом канале», которую вел «звезда» сериала «Склифосовский», актер Максим Аверин (программа выходила в 2014–2021 годах).

Козлова – автор военной повести «Рядом с войной», член Союза писателей России.

Лидия Козлова: «Это особый дар поэта – писать так, чтобы к каждой душе протоптать дорожку». (WomanHit)

Личная жизнь

Близкому знакомству Лидии Козловой и Михаила Танича помог удивительный случай. На одной из молодежных вечеринок в общежитии, где в 1956 году жила молодой специалист, приехавшая на Волгу строить ГЭС, она исполнила под гитару собственноручно сочиненную ею песню на стихи Танича, которые перед этим увидела в местной газете. Ей и в голову не могло прийти, что автор зацепивших ее строк находится тут же, в этой же самой комнате, и слушает, как она поет. Завязался разговор, затянувшийся больше чем на пятьдесят лет…

Потом Танич рассказывал, что худенькая 18-летняя девушка с длинными ресницами и платье цвета неба, понравилась ему с первого взгляда.

Лидия Козлова: «После первой нашей брачной ночи Танич говорит: “Если ты прямо сейчас не забеременела, значит, ты меня не любишь!“ У меня сердце в пятки ушло – откуда я знаю, забеременела я или нет? Слава Богу, все сложилось хорошо». (WomanHit)

В семье родилось две дочери – старшая Инга (у нее уже тоже двое сыновей) и младшая Светлана. Выполняя волю отца, обе они не пошли по стопам родителей и живут жизнью, далекой от мира эстрады: Инга – художник, Светлана занимается родительскими архивами. «Громкую» фамилию отца они тоже решили не брать – во избежание лишних вопросов взяли очень распространенную мамину.

Лидия Козлова: «Откровенно говоря, после смерти Михаила Исаевича мы даже и не плакали. Вот, сидим после похорон с дочерьми, хочется плакать! Ставим его песни… и… начинаем улыбаться! Такие у него были песни! Удивительно светлый был человек!» («Российская газета»)
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.



«Гоните меня отсюда поганой метлой»: Настасью Самбурскую снова раскритиковали в шоу «Три аккорда» 20:54, 12.03.2023
«Уныло и ужасно фальшиво»: Александр Розенбаум раскритиковал номер Настасьи Самбурской в «Трех аккордах» 10:03, 20.02.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через