Реклама

Любовь Аркус — советский и российский режиссер, киновед, учредитель журнала «Сеанс».

Биография и карьера

Любовь Аркус родилась 20 сентября 1960 года в уже советском на тот момент Львове, где и прошло ее детство.

Любовь Аркус: «Детство — это мир, где все замешано на любви. Но у меня прямо в центре этой любви трагедия: ранняя смерть папы, с которой я никак не могла и не хотела смириться».
НОВОСТЬ
Медиум стал гостем нового выпуска шоу «Миллион вопросов» с Дмитрием Дибровым.

Многие часы она посвятила киносеансам в кинотеатре им. Щорса, где, словно загипнотизированная, не отрываясь смотрела на экран, показывавший какое-нибудь кино. Советское, французское, индийское — неважно какое: зрелище ее завораживало.

Любовь Аркус: «Если бы я могла — я бы, наверное, тогда жила в кино. Но еще были книжки. Огромная библиотека — мамина, бабушкина и папина, очень много книг. Читала я, как и смотрела, тоже безо всякого разбору». (Pravmir.Ru)

В какой-то момент в жизни впечатлительной девочки появился и театр. Однажды придя на спектакль «Утиная охота» в местном театре «Гаудеамус», она так и осталась там на долгие годы — маленькую зрительницу, осмелившуюся проникнуть за кулисы, взяли на роль Верочки в спектакле «В списках не значился» по Борису Васильеву.

Любовь Аркус: «Пропадала там, практически бросила школу». (Pravmir.Ru)

Нет ничего удивительного в том, что после окончания школы она отправилась покорять московский ВГИК. Но брать ее туда никак не хотели. Успехом увенчалась лишь третья попытка, и Люба, мечтавшая о режиссерском факультете, но понимавшая, что туда ее не возьмут никогда, наконец стала студенткой сценарно-киноведческого факультета и педагога Лидии Зайцевой, в тот момент возглавлявшей во ВГИКе мастерскую киноведения.

Еще одного педагога по мастерству она нашла себе сама. Набралась смелости и позвонила кинокритику и сценаристу Майе Туровской, много лет работавшей в тандеме с Юрием Ханютиным (в том числе над документальным фильмом «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма). Та удивилась дерзости девушки, но в ученицы ее приняла.

Любовь Аркус: «Майя научила меня самому главному — как устроен текст. А через него — как устроена мысль, ее драматургия. А через это — как устроено любое понимание чего бы то ни было, если ты хочешь его добыть или хотя бы отчасти добыть, сколько сможешь. Она вообще научила меня этому понятию — добыча, то есть огромный труд по проникновению во что-то. А далее — по тому, как все это собрать и пересобрать». (Pravmir.Ru)

После Майи Туровской в жизни Аркус появился писатель и сценарист Виктор Шкловский, у которого она работала литературным секретарем до того момента, пока не сменила Москву на Ленинград (что произошло вскоре после окончания ВГИКа).

В Ленинграде она работала редактором на «Ленфильме», где познакомилась с Александром Голутвой, который в те годы занимал должность директора киностудии. Через несколько лет они вместе создадут журнал о кино «Сеанс», первый номер которого выйдет в 1990 году.

Еще через три года появилось одноименное издательство, публиковавшее сборники киносценариев и монографий о кинорежиссерах, к которым затем прибавились и книги о кино и кинодеятелях (например, в 1994 году вышла книга «Сокуров», посвященная Александру Сокурову).

В 2000 году стартовал проект по изданию энциклопедии «Новейшая история отечественного кино». За период до 2005 года было подготовлено семь томов.

В 2008 году журнал «Сеанс» запустил инициативу «Кино открытого действия», подразумевающую выпуск роликов социальной рекламы о детях, столкнувшихся с теми или иными проблемами, — сиротах, из семей мигрантов, с нарушениями развития, больных лейкозом и т. д. В работу были вовлечены Павел Костомаров, Сергей Бодров старший, Максим Лагашкин, Артур Смольянинов** и др.

Позднее издание займется и организацией ретроспективных кинопоказов: в 2014 году это будут фильмы Стэнли Кубрика и Уэса Андерсона.

Сама Любовь тем временем, занимая пост главного редактора журнала (она оставит его в 2020 году), займется еще и педагогической деятельностью: с 2006 по 2011 год она будет преподавать в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения.

В 2008 году она выступит еще и как продюсер («Список кораблей»), а в 2012-м — как режиссер.

Ее режиссерским дебютом станет документальная лента «Антон тут рядом» — рассказ о молодом человеке по имени Антон, страдающем аутизмом. Когда его мама умерла от онкологического заболевания, он остался один и должен был отправиться в психоневрологический интернат, где такие, как он, долго не живут.

Любовь Аркус: «У людей с аутизмом сокровенное — тотально, оно не оставляет места для социального. А так называемые «нормальные люди» страдают расстройством привязанности, одно из следствий которого — дефицит эмпатии. То есть у “нормальных людей” социальный человек побеждает и вытесняет сокровенного. Но он же, этот сокровенный человек, никуда не делся. Надо его просто разбудить. Он же там, внутри. Тут рядом». (Pravmir.Ru)

Картина была с воодушевлением принята в профессиональной среде как в России, так и за рубежом. Получила «Золотого орла», «Нику», премии кинофестивалей в Абу-Даби (ОАЭ) и Тунисе, специальный приз Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и др. Ее показали на Венецианском кинофестивале.

Любовь Аркус: «Я вот все время думаю о несоразмерности труда: даже плохой режиссер тратит на фильм два года минимум, а бывает, что и три, четыре, пять. А критик на статью? Критик — от двух часов до нескольких дней. Ну несколько дней — это критик-перфекционист. Как это можно соизмерить? Годы адских мучений, сомнений — получится или нет. И какой-то человек, который сел, расчехлил ноутбук и написал заметку». (Pravmir.Ru)

В 2013 году Любовь Аркус основала в Санкт-Петербурге фонд помощи аутистам, в рамках которого был организован специализированный центр по обучению и реабилитации таких ребят, как Антон. Поначалу он был известен как благотворительный фонд «Выход в Петербурге», задуманный как «ответвление» от аналогичного федерального проекта «Выход» (запущен в 2012 году режиссером и сценаристом Авдотьей Смирновой). Но с 2020 года стал называться так же, как поднявший проблему аутизма фильм, — «Антон тут рядом». Вскоре, правда, основатель и бессменный руководитель его покинула.

В 2021 году в телепрограмме «Закрытый показ» на Первом канале, возобновившей выход после восьмилетнего перерыва (до ее закрытия, с 2006 по 2013 год, Аркус была одним из соавторов), был показан ее новый фильм «Кто тебя победил никто» — второй документальный проект режиссера, посвященный актрисе Алле Демидовой. Сценарий к нему, так же как и для ленты «Антон тут рядом», она написала сама.

Картина была номинирована на «Золотого орла» (церемония вручения премии состоялась в январе 2022 года) в категории «Лучший неигровой фильм», но получил его в итоге «Бондарчук. Battle» Ильи Белова (о кинорежиссере Сергее Бондарчуке).

В марте 2022 года стало известно об аналогичной номинации на «Нику», объявление лауреатов которой на этот раз состоится осенью. Конкуренцию ему составляют «Расторгуев» Евгении Останиной (о документалисте Александре Расторгуеве) и «Нас других не будет» Петра Шепотинника (об актере и режиссере Сергее Бодрове младшем).

В фильмографии Аркус — три фильма других кинорежиссеров, где она выступила в качестве актрисы: трагикомедии «Фонтан» Юрия Мамина 1989 года (призер множества киносмотров) и «Кококо» Авдотьи Смирновой 2012 года и мелодрама «Тяжелый случай» Константина Мурзенко 2013 года. Все роли были небольшими.

Любовь Аркус: «Ты никогда не сможешь выполнить задач, которые стоят перед тобой. Но ты должен стараться. И никогда не ждать благодарности. И не допускать мысли, что ты живешь правильно и что ты молодец». (Pravmir.Ru)

Личная жизнь

Любовь Аркус была замужем за режиссером, сценаристом и актером Олегом Коваловым, известным по фильмам «Остров мертвых» (1993), «Концерт для крысы» (2000) и «Темная ночь» (2001). Она познакомилась с ним в юности — когда работала на «Ленфильме».

Любовь Аркус: «Из его рук я прочитала всего Солженицына, “Верного Руслана” Владимова, “Весну в Фиальте” Набокова. Но главное, что Ковалов оказался тем человеком, который может ответить на все мои вопросы к миру. А вопросов у меня было множество». (Pravmir.Ru)

В 1985 году у пары родилась дочь Аня — сегодня уже не только выпускница филфака Санкт-Петербургского госуниверситета, но и кандидат филологических наук. Несколько лет, в 2005–2008 годах, она работала редактором телепередачи «Культурный слой» на «Пятом канале», потом — на «родном» факультете, а затем на факультете гуманитарных наук Высшей школы экономики. Сейчас ведет курс об истории русского кино начала двадцатого века в Свободном университете.

У Любови Аркус двое внуков — Михаил и Лев.

Фильмография

  • Список кораблей (2008)
  • Кто-то, но не ты (2010)
  • Бриллианты (2012)
  • Актриса
  • Фонтан (1989)
  • Кококо (2012)
  • Тяжелый случай (2013)
11:22, 12.12.2024

Мультканикулы! Новогодний сюрприз от viju TV1000 русское

Смотрите в новогодние каникулы мультфильмы для всей семьи!

Телеканал vijuTV1000 русское приготовил сюрприз для юных зрителей и их родителей. Смотрите в новогодние каникулы мультфильмы для всей семьи! С 29 декабря по 8 января вас ждёт встреча с любимыми сказочными героями – Иваном Царевичем, Снежной королевой, Пиноккио, Кощеем, богатырями и многими другими.



«Слово пацана. Кровь на асфальте» получил рекордное число номинаций премии АПКиТ 21:26, 05.02.2024
Cтала известна дата возвращения шоу «Закрытый показ» в эфир Первого канала 07:45, 29.12.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через