Людмила Аринина
- Актриса, Участница
- Дата и место рождения: 8 ноября 1926 (97 лет), Саратовская область (СССР)
- Семейное положение: Николай Мокин (в разводе, нет детей), Николай Семенов (в браке, нет детей)
Ее коллеги по цеху
Людмила Аринина – советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1976).
Биография и карьера
Людмила Аринина родилась 8 ноября 1926 года в селе Синодское в 130 км от Саратова, в семье художника Михаила Аринина – одного из ярких представителей так называемой саратовской школы живописи, вдохновлявшихся творчеством Виктора Борисова-Мусатова.
Девочка появилась на свет в сложные годы после Революции и Гражданской войны, во время которой Поволжье было охвачено массовым голодом, унесшим жизни миллионов людей. Проблемы с едой наблюдались и после окончания войны, семья недоедала и, чтобы выжить, подобно многим другим своим землякам, была вынуждена переехать в Ташкент, который в 1923 году писатель Александр Неверов (также бежавший от голода из Поволжья) в своей повести о том тяжелом времени назвал «городом хлебным»: каждый работающий человек мог рассчитывать там, по крайней мере, на 600 граммов хлеба (неработающий – на 400).
На всю жизнь в памяти актрисы остались вечера со стаканом чая и несколькими хлебными корочками, тогда как ребенку очень хотелось сгущеного молока. Годы спустя она купила целый ящик, когда получила свой первый гонорар.
Но перед этим еще была Великая Отечественная война, когда ей пришлось ухаживать за ранеными и, будучи единственным кормильцем в семье (отец ушел на фронт, а мать болела), работать официанткой в столовой Союза художников. Именно здесь, когда девочка разыгрывала сценки перед посетителями, желая их хоть как-то развеселить, ее заметила актриса Дора Вольперт, в тот период игравшая в Ташкентском ТЮЗе. Она стала заниматься с Людой актерским мастерством и помогла ей подготовиться к поступлению в театральный вуз: в ГИТИС, на курс Владимира Белокурова, ее взяли с первой попытки.
После окончания института в 1948 году она получила распределение в Могилев, а затем играла в разных театрах страны (от Челябинска до Бреста). Потом в течение пяти лет служила в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (ныне – «Балтийский дом») и больше десяти – в Московском областном театре им. А. Н. Островского (в 2013 году вошел в состав Московского губернского театра). В 1999–2006 годах Людмила Михайловна была актрисой «Мастерской Петра Фоменко», где была занята в спектаклях «Три сестры» (за которую получила театральную премию «Чайка»), «Варвары», «Одна абсолютно счастливая деревня» и др.
Кинодебют актрисы состоялся в 1968 году, когда ей было уже за сорок, – в мелодраме «Четыре страницы одной молодежной жизни», где она появилась в роли паспортистки. На следующий год вышел фильм «Степень риска», в 1970-м – «Мама вышла замуж» и «Начало», а в 1971-м – «О любви» и «Белорусский вокзал» с ее участием.
Свою первую главную роль в кино Людмила получила в 1972 году. Иосиф Шапиро взял ее на роль Помпеи Мамайской в свою комедию «Последние дни Помпеи» (со знаменитым полотном Карла Брюллова, в отличие от одноименной итальянской киноленты 1959 года и более ранних, ничего общего не имеющей).
В 1973 году она сыграла одну из главных ролей в киносказке «Умные вещи» (где появилась во второй серии), в 1975-м – в военно-драматическом мини-сериале «На всю оставшуюся жизнь», а в 1976-м – в телесериале «Строговы».
Вообще главных ролей в фильмографии Арининой не так уж и много – чуть больше десятка из почти сотни сыгранных, что, впрочем, нисколько не помешало ей стать одной из самых заметных звезд на кинематографическом небосклоне – каждое свое появление она, как острохарактерная актриса, умела делать ярким и запоминающимся.
В «Объяснении в любви» она играла Серафиму Петровну, в «Почти смешной истории» – Таисию Павловну, в «Кузнечике» – Татьяну Александровну, в «Отцах и дедах» – Веру Сергеевну, в «Кафедре» – Лидию Михайловну и т. д. Советская детвора больше всего запомнила Аринину по киножурналу «Ералаш» (где ее можно было видеть неоднократно) и фантастическому мини-сериалу «Гостья из будущего», где она перевоплотилась в бабушку Юлии Грибковой – одноклассницы девочки из будущего Алисы Селезневой.
К слову, в апреле 2024 года в прокат выйдет ремейк этой культовой киноленты, получивший название повести Кира Булычева, по которой он снят, – «Сто лет тому вперед». Будет ли в нем Юлия Грибкова и, тем более, ее бабушка, пока непонятно, но уже достоверно известно, что Алису Селезневу и Колю Герасимова сыграют Дарья Верещагина и Марк Эйдельштейн, что в образе профессора Игоря Селезнева появится Константин Хабенский, а его жены – Виктория Исакова и что робот Вертер будет представлен только механической головой (с голосом Федора Бондарчука).
В кино Аринина снималась до самых преклонных лет. Так, в 2014-м 88-летнюю актрису можно было видеть в мини-сериале «Небесный суд. Продолжение», а еще позднее – четвертом и пятом сезонах «Склифосовского».
«Между делом», в 2015-м, она появилась в программе «Наедине со всеми» на Первом канале, где призналась, что ее до сих пор узнают на улице (что ее очень удивляет).
Личная жизнь
Несмотря на то, что после роли Юлии Дмитриевны (ее любимой) в фильме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» у Людмилы Арининой сложился образ одинокой женщины с «трудной судьбой», в реальной жизни она выходила замуж целых три раза.
С первым мужем разошлась после 10 лет брака (и о нем в своих интервью даже не упоминает), со вторым, режиссером (и однокашником Анатолия Эфроса) Николаем Мокиным, прожила больше 25 лет, до самой его смерти в 1984 году.
Людмила Аринина: «Дача – это мое счастье. Я люблю наш старый смешной нелепый дом. Там когда-то жила семья дьякона, он как намоленная церковь. Он валится, но там озеро, ягоды, грибы, грядочки… Невероятное наслаждение!» («Известия»)
В третий раз она вышла замуж, уже когда совсем не собиралась, – в 62 года. В крепкий брак, который актриса считает подарком судьбы, переросло знакомство с подачи соседки, решившей устроить личную жизнь овдовевшей звезды. Поначалу кандидат в женихи Николай Семенов (даже несмотря на сохранившуюся у него как у подполковника в отставке военную выправку) ее не впечатлил, но она решила его не отталкивать. Пообщавшись же, поняла, что обретет в его лице надежное мужское плечо. Так и вышло.
Фильмография (избранное)
- Склифосовский-5 (2017)
- Склифосовский-4 (2015)
- Фарца (2015)
- Новогодний рейс (2015)
- Дом спящих красавиц (2014)
- Небесный суд. Продолжение (2014)
- Закон обратного волшебства (2010)
- Мины в фарватере (2008)
- Юбилей (2008)
- Марш Турецкого-4 (2007)
- Отец (2007)
- Ленинградец (2006)
- Андерсен. Жизнь без любви (2006)
- Долгое прощание (2005)
- Маленьгие беглецы (2004)
- Спас под березами (2003)
- Жизнь забавами полна (2002)
- Котенок (1997)
- Будем жить (1995)
- Публикация (1989)
- Руанская дева по прозвищу Пышка (1989)
- Запомните меня такой (1988)
- Мегрэ у министра (1987)
- Кувырок через голову (1987)
- Клуб женщин (1987)
- Красная стрела (1987)
- Поездки на старом автомобиле (1987)
- К расследованию приступить: Клевета (1986)
- Прости (1986)
- Праздник Нептуна (1986)
- Свадьба старшего брата (1985)
- Гостья из будущего (1985)
- Чужой звонок (1985)
- Сказки старого волшебника (1985)
- Преферанс по пятницам (1984)
- Никто не заменит тебя (1983)
- Кафедра (1982)
- Отцы и деды (1982)
- Любимая женщина механика Гаврилова (1982)
- Копилка (1980)
- Мой генерал (1980)
- Кузнечик (1979)
- Поездка через город (1979)
- Журавль в небе… (1978)
- Следствие ведут ЗнаТоКи (1978)
- Венок сонетов (1977)
- Меня это не касается (1977)
- Строговы (1976)
- Середина жизни (1976)
- На всю оставшуюся жизнь (1975)
- Призвание (1975)
- Врачи вызывали? (1975)
- Умные вещи (1973)
- Учитель пения (1973)
- Драма из старинной жизни (1973)
- Последние дни Помпеи (1972)
- О любви (1971)
- Белорусский вокзал (1971)
- Мама вышла замуж (1970)
- Начало (1970)
- Степень риска (1969)
- Четыре страницы одной молодежной жизни (1968)