Читайте нас в Telegram
Реклама

Людмила Крылова – советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1982).

Биография и карьера

Людмила Крылова родилась 2 октября 1938 года в столице СССР Москве.

Ее детство пришлось на военные годы. Победу ждали с нетерпением, но когда она, наконец, была одержана, счастье маленькой Люды длилось недолго – в 1947 году умерла ее любимая мама.

НОВОСТЬ

Смерть близкого человека произвела на восьмилетнюю девочку сильное впечатление. Все меньше ее интересовали игры и подружки и все больше вопросы о смысле жизни, о том, как устроен окружающий мир. Отчаянно пытаясь понять, ради чего жить, когда теряешь самого дорогого для тебя человека, она рано повзрослела.

Людмила Крылова: «Не понимала, что мама ушла навсегда, долго-долго ее ждала. Тогда начала задумываться, что такое этот мир, как жить без любимых людей…» («Комсомольская правда»)

Ответы на свои совсем не детские вопросы Люда искала в книгах. Поскольку скромный заработок отца не позволял их покупать, стала завсегдатаем библиотеки, а потом вместе с подругой как-то незаметно для самой себя начала посещать и театральный кружок при дворце культуры.

Но в актрисы девушка, выросшая в далекой от искусства семье, не собиралась и не пошла бы, если бы однажды (дело было весной 1956 года) не увидела на улице афишу нового столичного театра «Современник», приглашающую на премьеру спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова (той самой, что немного погодя легла в основу культовой драмы Михаила Калатозова «Летят журавли»).

Постановку в «Современнике» осуществил молодой тогда еще режиссер Олег Ефремов, собравший на сцене целое созвездие будущих звезд экрана и сцены. В их числе была, например, 22-летняя Галина Волчек (которая впоследствии возглавит этот театр), а еще 21-летний Олег Табаков (который почти двадцать лет будет руководить МХТ им. А. П. Чехова и учредит свой собственный театр «Табакерка»). Именно присутствие в спектакле юного Табакова, для которого постановка «Вечно живые» стала театральным дебютом, и заставила Люду задуматься о том, чтобы выбрать профессию актрисы. Уж очень захотелось ей познакомиться со светлоглазым шатеном, которого она увидела на сцене «Современника». Должно быть, она понимала: на поклонницу он и не взглянет, значит, нужно стать ему ровней.

Людмила Крылова: «Я иду на этот спектакль. И отчаянно влюбляюсь в него. Мысль, что обязательно когда-нибудь познакомлюсь с этим человеком, стала моей путеводной на несколько лет!» («Комсомольская правда»)

Как раз в 1956 году девушка оканчивала школу и теперь, нисколько не сомневаясь в ответе на вопрос о том, кем быть, она подала документы в Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. Здесь ей невероятно повезло: она сразу попалась на глаза Вениамину Цыганкову – режиссеру Малого театра, который в те годы преподавал в «Щепке». В своем театре он собирался ставить пьесу Бориса Горбатова «Одна ночь», а скромная абитуриентка очень подходила на одну из ключевых ролей. Так он стал своего рода покровителем Людмилы и не упускал ее из вида, пока она не была зачислена в вуз. В дальнейшем она училась на курсе у Цыганкова и играла у него в Малом театре.

Но, конечно же, Людмила ни на минуту не забывала о том, зачем пошла в артистки, поэтому при каждом удобном случае бежала на спектакль в «Современник» и каждый раз, когда ей предлагали роль в кино (ее кинодебют состоялся в 1958 году, когда на большие экраны вышел байопик Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине», в котором начинающей киноактрисе досталась роль медсестры), потупив взор, спрашивала: а не приглашен ли в фильм еще и Табаков?

Людмила Крылова: «Продолжала ходить на спектакли «Современника», а мысль познакомиться с Табаковым не отпускала, влюбленность не проходила». («Комсомольская правда»)

В конце концов в 1959 году судьба свела их на «Мосфильме», где она играла в драме Василия Ордынского «Сверстницы», а он – в драме Александра Зархи «Люди на мосту». Однажды они встретились в гримерке.

Людмила Крылова: «Как сейчас помню – пустая гримерная, спиной стоит женщина в белом халате, в кресле сидит человек, вижу в зеркале его отражение и чуть не падаю! Задрожали коленки, застучали зубы <…> Меня словно колотит! Такого ощущения не испытывала никогда! Во время съемок это состояние у меня возникало, как только встречалась с ним глазами». («Комсомольская правда»)

Для Табакова это была уже третья полнометражная лента. Фильмография Крыловой на тот момент тоже насчитывала два реализованных проекта: за ее плечами, помимо дебютной картины, были «Добровольцы» Юрия Егорова. И почти сразу она приступила к съемкам в «Кате-Катюше» Григория Липшица (где ей дали главную роль).

Уже будучи мужем и женой, в 1962 году они вместе появились в мелодраме «Молодо-зелено» Константина Воинова. Табаков играл в ней главную роль строителя-монтажника Николая Бабушкина, а она – второстепенную, жены друга Бабушкина, Алексея Ведмедя (Владимир Земляникин), Веру.

До конца 1960-х Людмила снялась еще в полдесятке фильмов, самым заметным из которых стала военная драма «Живые и мертвые» Александра Столпера по одноименному роману Константина Симонова, премьера которой состоялась в 1964 году. В ней ей досталась роль военного врача Татьяны Овсянниковой.

В «Дороге к морю» Ирины Поплавской (по повести Ильи Лаврова) 1966 года и «Возмездии» Александра Столпера (по другому роману Константина Симонова) 1969-го она сыграла главные роли. В «Возмездии», продолжающем сюжетную линию «Живых и мертвых», она снова появилась в роли Овсянниковой, судьба которой в картине занимает одно из ведущих мест.

В 1970-е она снималась реже: всего три полнометражных фильма за десять лет. Но зато среди них оказались такие популярные у зрителей работы, как «Достояние республики» Владимира Бычкова (вышла в 1972 году) и «Ах, водевиль, водевиль…» Георгия Юнгвальд-Хилькевича (1980), в котором она, к слову, исполнила одну из главных ролей. Ведущая роль была у нее и в драме Олега Гойды «Накануне премьеры», выпущенной в прокат в 1979-м.

В 1980-е актриса появилась еще в четырех кинокартинах (телеспектакли не в счет), но главных ролей ей больше не предлагали. Ее последней заметной работой в кино стала военная драма Станислава Говорухина «Брызги шампанского», где она сыграла мать ключевого персонажа – молодого лейтенанта Володи (Алексей Бурыкин). В 1995 году она промелькнула в «Грибоедовском вальсе» Тамары Павлюченко, но как-то уж почти совсем незаметно. Таким образом, кинокарьера Крыловой, по сути, завершилась, когда ей было всего пятьдесят лет, причиной чему, вероятно, стали неурядицы в семейной жизни.

А вот от своего родного «Современника», куда она вслед за мужем пришла сразу после окончания «Щепки» в 1960 году, артистка не отказалась. За прошедшие десятилетия она исполнила здесь десятки ролей, самой любимой из которых считает бабу Настю в поставленном еще Галиной Волчек (в 1989 году) спектакле «Крутой маршрут», где также были заняты такие легенды театра, как Марина Неелова и Лия Ахеджакова.

Людмила Крылова: «Перед спектаклем думаешь: ой, Боже мой, опять эта тюрьма, но выходишь на сцену – сил оказывается в избытке, и начинаешь импровизировать, появляются новые эмоции». («Комсомольская правда»)

В 2022 году в «Современнике» состоялась премьера «Интуиции» в постановке Данилы Чащина, где заняты почти все поколения актеров театра – от тех, кто служит в нем чуть ли не со дня основания (как Людмила Ивановна), до совсем молодых артистов, только начинающих свой путь в профессии. Спектакль поднимает сложную тему смерти – именно последнему мгновению посвящены тринадцать монологов его персонажей, оказавшихся у последней черты. И пока постановка идет на сцене театра, на его сайте проводится интерактивное зрительское голосование, способное повлиять на судьбы героев. Первая в этом списке из тринадцати имен – 97-летняя Мария Боголюбская, которую играет Крылова.

Вездесущая программа «Ты не поверишь!» канала НТВ «отловила» давно сторонящуюся публики и камер актрису на открытии сезона в «Современнике», благодаря чему она впервые за долгое время появилась на голубом экране. Выпуск с ее участием вышел в эфир 8 октября 2022 года – через неделю после того, как она отпраздновала свое 84-летие.

Личная жизнь

В 1959 году актриса, как она и мечтала с того самого дня, когда впервые увидела Олега Табакова на сцене «Современника», вышла за него замуж.

Людмила Крылова: «Верю, что если чего-то сильно хотеть, то это случится. – И случилось!» («Комсомольская правда»)

Брак оказался счастливым и долгим (супруги прожили вместе больше тридцати лет) и продлился бы еще двадцать четыре года (до смерти актера в 2018-м), если бы Олег Павлович не увлекся своей студенткой (когда преподавал в ГИТИСе) и актрисой «Табакерки» Мариной Зудиной, которая в 1995-м стала его второй женой.

Развод Крыловой и Табакова случился, когда их сыну Антону было 34 года, а дочери Александре – 28. Оставшись одна, Людмила Ивановна замуж больше не вышла, сосредоточившись на близких (к тому времени у нее уже были и внуки) и работе. Сейчас у нее уже пятеро внуков – Полина (дочь Александры Табаковой), Никита, Анна, Антонина и Мария (дети Антона Табакова).

Людмила Крылова: «Ни о чем не жалею. Не страдаю от одиночества. У меня ничего не изменилось. Друзья остались со мной. У меня замечательные дети, внуки! <…> Я счастлива, что судьба мне подарила такую жизнь!» («Комсомольская правда»)

Фильмография (избранное)

Грибоедовский вальс (1995)
Брызги шампанского (1989)
Кто войдет в последний вагон (1987)
Сказки старого волшебника (1984)
Печники (1982)
Ах, водевиль, водевиль… (1980)
Накануне премьеры (1979)
Достояние республики (1972)
Возмездие (1969)
Сказки русского леса (1966)
Строится мост (1966)
Дорога к морю (1966)
Негасимое пламя (1964)
Живые и мертвые (1964)
Молодо-зелено (1962)
Битва в пути (1961)
Катя-Катюша (1960)
Сверстницы (1959)
Добровольцы (1958)
Рассказы о Ленине (1957)

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться


Евгений Петросян, Андрей Кончаловский, Эммануил Виторган и другие: звезды, познавшие радость позднего отцовства 14:15, 14.03.2024
Певица Натали, Марина Зудина, Диана Гурцкая и не только: звезды, похоронившие супругов после долгих лет брака 11:58, 01.08.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через