Людмила Савельева
- Актриса, Участница
- Дата и место рождения: 24 января 1942 (82 года), Ленинград (СССР)
- Семейное положение: Александр Збруев (в браке, 1 ребёнок)
Ее коллеги по цеху
Людмила Савельева — советская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1985).
Биография и карьера
Людмила Савельева родилась 24 января 1942 года в Ленинграде.
Шла Великая Отечественная война, и уже несколько месяцев город находился в жестокой блокаде. Ежедневно ленинградцы тысячами умирали от голода, и тот факт, что в это жуткое время ее мать сумела родить и выкормить здоровую девочку, и сегодня кажется настоящим чудом.
Еще одним чудом было то, что обе они и старшая сестра маленькой Люды, Валя, благополучно дожили до долгожданной Победы.
С юных лет Люда демонстрировала удивительное изящество и пластику, и, заметив это, мама отдала ее в балетную школу. Она действительно оказалась прирожденной балериной — педагоги не могли нарадоваться на воспитанницу и наперебой прочили ей большое будущее.
После окончания школы девушка, точно решившая связать с балетом свою жизнь, стала студенткой Ленинградского академического хореографического училища (ныне — Академия русского балета) им. А. Я. Вагановой — одного из старейших и известнейших балетных учебных заведений в стране, благодаря которому во многом расцвел и получил мировое признание русский балет. Здесь учились такие звезды балета, как Галина Уланова, Анна Павлова, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев и, конечно, сама основоположница теории русского классического балета Агриппина Ваганова, имя которой с 1957 года носит вуз.
В 1962 году, успешно завершив учебу, Людмила была принята в труппу Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, сегодня известного каждому театралу как Государственный академический Мариинский театр. Впервые на этой легендарной сцене она появилась в «Жизели», потом — в «Спящей красавице» и т. д. Все шло к тому, что юная балерина скоро станет солисткой театра, пополнив своим именем перечень самых ярких светил отечественного балета. Но в дело вмешался случай. Вернее, помощник кинорежиссера Сергея Бондарчука Татьяна Лихачева, сбившаяся с ног в поисках подходящей кандидатуры на роль Наташи Ростовой в экранизации романа Льва Толстого «Война и мир». К тому моменту вездесущие американцы в лице режиссера Кинга Видора уже успели снять свою версию великой эпопеи. Двухсерийная драма «Война и мир» (War and Peace) вышла на экраны в 1956 году (московская премьера состоялась в 1959-м). На дворе уже были шестидесятые, а советские кинематографисты все еще не удосужились дать свой «ответ Чемберлену», точнее, Видору. Первая и последняя на тот момент попытка экранизировать роман была предпринята аж в 1915 году, когда еще снимались исключительно немые фильмы. Первопроходцем стал стоявший у истоков отечественного кинематографа Яков Протазанов (до наших дней его версия не сохранилась).
Добившись в «схватке» с Иваном Пырьевым права на экранизацию, Сергей Бондарчук хотел, как у нас водится, не только догнать, но и перегнать Америку. Так, он задумал сделать не две серии, а целых четыре, потратив на их производство почти 30 млн долларов (американцам затея обошлась в несколько раз дешевле), задействовать в массовке рекордные 120 тысяч человек (факт был зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса), а на роль Наташи Ростовой — непременно найти актрису, ни в чем не уступающую своим обаянием и грациозностью Одри Хепберн, сыгравшей юную графскую дочь в американской картине. А такой актрисы все не находилось.
Придирчивый режиссер отвергал одну предложенную кандидатуру за другой. Были «забракованы» Анастасия Вертинская, Людмила Гурченко, Лариса Кадочникова, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева… Казалось, женщина, способная соответствовать требованиям Бондарчука, еще не родилась. И в этот самый момент Татьяна Лихачева вдруг увидела по телевизору ту самую «Спящую красавицу», в 1964 году запечатленную на кинопленку киностудией «Ленфильм», а в числе прекрасных нереид — хрупкую девушку с открытым взглядом небесно-голубых глаз: ну просто вылитая Наташа Ростова!
Однако Бондарчук, после стольких неудач уже, видимо, не ожидавший хороших новостей от ассистентов, почти «на автомате» поначалу отверг и Савельеву. Но его все-таки уговорили дать «нереиде» шанс, и она была приглашена на пробы. Благодаря им режиссер в конце концов изменил свое мнение: отказавший прежде настоящим кинозвездам (за плечами у Людмилы Гурченко, например, уже были «Карнавальная ночь» и «Девушка с гитарой», а у Анастасии Вертинской — «Алые паруса» и «Человек-амфибия»), он взял на главную роль в эпохальный проект никому не известную балерину.
После выхода в 1966 году фильма на экраны 24-летняя Людмила, что называется, проснулась знаменитой. Обрушившаяся на нее слава была такой, какая отечественным актрисам до нее и не снилась: драма «Война и мир» стала первой советской лентой, получившей «Оскар» (как лучший фильм на иностранном языке), а это значит, что милое личико нашей Наташи Ростовой вмиг стало близко и знакомо всему миру. Получать статуэтку в далекую Калифорнию вместо занятого очередными съемками Бондарчука тоже поехала Савельева: «Оскара» она приняла из рук Натали Вуд, а сенсационную победу объявила Джейн Фонда. В этот момент Бондарчук наверняка с удовлетворением подумал, что ни Кинг Видор, ни даже Одри Хепберн за свою «Войну и мир» «Оскара» не получили (хотя фильм и претендовал на него сразу в трех номинациях).
Русская же Наташа Ростова оказалась столь популярной, что в Европе тут же возникла новая мода называть девочек Наташами, а впечатлительные японцы и вовсе объявили в ее честь целый Год Людмилы Савельевой.
На новую кинозвезду от зарубежных кинематографистов посыпались предложения о съемках (в том числе и из Голливуда), но советская актриса не имела права их принять. Исключением стали «Подсолнухи» (I Girasoli) итальянского режиссера Витторио де Сика, который «заманил» Савельеву в свой проект хитростью: зная, что получит «от ворот поворот», он не стал направлять в СССР письменный запрос, а лично приехал в Москву и попросил разрешения взять ее в картину, которую он будет снимать тут же, в Советском Союзе. Отказать ему чиновники не смогли.
Савельевой досталась одна из трех ведущих ролей — русской жены главного героя истории, Маши. Две другие сыграли Марчелло Мастроянни (ее муж-итальянец Антонио, после Второй мировой войны оказавшийся в СССР) и Софи Лорен (первая, итальянская, жена Антонио).
В фильме звучала прекрасная мелодия Генри Манчини, который был номинирован на «Оскар», но получил его в тот раз другой композитор — француз Франсис Ле, написавший музыку к любовной драме Артура Хиллера «История любви» (Love Story).
Конечно, ни о каком балете к тому времени уже речи не шло. Савельева, станцевавшая свой главный в жизни танец на первом балу Наташи Ростовой, выбрала кино и никогда об этом не жалела. Понимала: век балерины слишком короток, а сниматься, если позволит здоровье, она может хоть до конца жизни.
Но, стартовав со столь высоких позиций, Савельева в дальнейшем при выборе ролей была очень избирательна — плохие или однотипные она сразу отвергала, не желая ронять планку и повторяться, становясь заложником одного образа.
По этой причине в ее фильмографии не более двух десятков ролей, из которых, впрочем, почти половина — главные: Серафима Корзухина в «Беге» Александра Алова и Владимира Наумова, Нина Заречная в «Чайке» Юлия Карасика, Луиза Пойндекстер во «Всаднике без головы» Владимира Вайнштока, Юлия Вревская в «Юлии Вревской» Николы Корабова, Надежда Мороз в «Шел четвертый год войны…» Георгия Николаенко и др.
Неоднократно снималась у Сергея Соловьева: в картинах «Чужая Белая и Рябой», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Нежный возраст», «Анна Каренина». Собственно, последняя драма (по иронии судьбы, тоже экранизация произведения Льва Толстого), где она сыграла княгиню Щербацкую, и стала точкой в ее кинокарьере. После выхода ленты на экраны в 2009 году актриса больше на них не появлялась.
Пребывания на публике она тоже избегает. Интервью направо и налево не раздает, по телешоу не ходит. Одно из немногих исключений сделала по случаю своего недавнего юбилея — в 2022 году артистке исполнилось 80 лет. Поздравили ее, в частности, программы «Ты не поверишь» телеканала НТВ и «Доброе утро» Первого канала. Последней она, к радости преданных поклонников, неожиданно сообщила, что от режиссеров, как можно было бы подумать, не бегает — если будет стоящий сценарий, то сниматься и в свои 80 не откажется.
Личная жизнь
Уже больше полувека Людмила Савельева замужем за одним мужчиной — актером Александром Збруевым. Она влюбилась в него задолго до личной встречи — видела в фильмах.
Потом они встретились на «Мосфильме», где снимались в соседних павильонах, чтобы уже больше не расставаться. В том же году родилась их единственная дочь, которую актриса, конечно же, назвала Наташей. В актрисы, правда, она по примеру звездных родителей не пошла. Наталью Збруеву можно было видеть только в одном фильме — детской комедии Михаила Козакова «Если верить Лопотухину».
Фильмография
- Анна Каренина (2009)
- Седьмое небо (2006)
- Часы без стрелок (2001)
- Нежный возраст (2000)
- Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви (1990)
- Чужая Белая и Рябой (1986)
- Успех (1985)
- Нам не дано предугадать… (1985)
- Шел четвертый год войны… (1983)
- Шляпа (1982)
- С вечера до полудня (1982)
- Юлия Вревская (1978)
- Всадник без головы (1973)
- Чайка (1972)
- Бег (1971)
- Подсолнухи (1970)
- Война и мир (1966)