Читайте нас в Telegram
Реклама

Олег Басилашвили – советский и российский актер, народный артист СССР (1984).

Биография и карьера

Олег Валерианович Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве.

Его отец, Валериан Басилашвили, работавший директором Московского политехникума связи (позднее ставшего частью Московского технического университета связи и информатики), принадлежал к древнему грузинскому роду. Мать, Ирина Ильинская, всю жизнь как филолог-лингвист посвятила изучению русской словесности (в особенности творчества Александра Пушкина) и даже написала несколько книг, в том числе учебник по русскому языку для учителей.

Олег Басилашвили: «Я москвич – коренной, до мозга костей. Я родился в этом городе и успел застать старую Москву: дворики, переулки, открытые окна и чудо – розовые от зимнего нежного солнца кресты на церквах». («Известия»)
НОВОСТЬ

Многие предки актера по материнской линии были священниками, а его дед, Сергей Ильинский, – архитектором, помимо прочего незадолго до Октябрьской революции 1917 года руководившим строительством Храма святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине, что до сих пор стоит у железнодорожной станции «Лосиноостровская».

Олег Басилашвили: «Дедушка учился в духовной семинарии, но одновременно рисовал. Священником не стал, поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества <…> Кстати, при его участии построен Храм Спасителя и несколько церквей в Москве». («Известия»)

В начале 1950-х Басилашвили был принят в Школу-студию МХАТ, на курс к актеру и педагогу Павлу Массальскому (получившему широкую известность после выхода картины Григория Александрова «Цирк» 1936 года с Любовью Орловой). После завершения обучения, согласно существовавшей тогда системе распределения выпускников, он был направлен в Сталинградский областной драмтеатр им. М. Горького (теперь – Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр), но предпочел ему Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола (теперь – «Балтийский дом»), в труппу которого был приглашен вместе со своей сокурсницей Татьяной Дорониной, которая к тому времени уже стала его женой. Еще через три года они оба сменили его на Ленинградский академический Большой драмтеатр им. М. Горького (БДТ), главным режиссером которого в тот период был Георгий Товстоногов, имя которого сегодня носит БДТ. В этом театре Басилашвили прослужил многие десятилетия, больше не променяв его ни на какой другой.

Своей первой большой творческой удачей Олег Валерианович считает спектакль Георгия Товстоногова «Три сестры», где он сыграл Андрея Прозорова. Во время праздничного банкета, приуроченного к премьере, режиссер предложил тост за Басилашвили, который тогда совершил грандиозный рывок. Обращенные к себе слова мастера актер запомнил на всю жизнь.

Олег Басилашвили: «Я до сих пор чувствую себя очень неуверенно, когда беру в руки новую пьесу. И меня очень настораживает, когда какая-то новая роль у меня получается сходу – это верный признак того, что получиться в итоге может совсем не то, что нужно». («Комсомольская правда»)

Еще в 2019 году Басилашвили выходил здесь на сцену в том числе в спектакле «Палачи» по пьесе современного автора Мартина МакДоны (не только пишущего книги, но и снимающего кино – его короткометражка «Шестизарядник» даже получила «Оскар»).

Таким образом, с 1950-х БДТ станет его родным театром, а Ленинград (сейчас – Санкт-Петербург) – родным городом. Хотя ностальгия по Москве, как признавался сам актер, его никогда не оставляла.

Но его карьера в кино началась куда раньше, чем театральная, – еще в раннем детстве. Пятилетним ребенком Басилашвили сыграл в комедии Татьяны Лукашевич «Подкидыш» 1939 года с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. Маленького артиста, изображавшего в одной из сцен мальчика на велосипеде, даже не указали в титрах, но событие оказалось пророческим: впоследствии он станет одним из самых любимых актеров кинорежиссера Эльдара Рязанова и сыграет еще порядка восьмидесяти ролей.

До того, как начать сниматься у Эльдара Рязанова Басилашвили появится в таких заметных картинах, как «Поднятая целина» по Михаилу Шолохову, «Старшая сестра» по Александру Володину (где также сыграла Татьяна Доронина), «Вечный зов» по Анатолию Иванову, «Раба любви» (режиссерская интерпретация Никиты Михалкова судьбы актрисы немого кино Веры Холодной) и «Дни Турбиных» по Михаилу Булгакову. Но именно за фильмы Эльдара Рязанова («Служебный роман» с Андреем Мягковым и Алисой Фрейндлих, «Вокзал для двоих» с Людмилой Гурченко и Никитой Михалковым) его с особенной силой полюбит советский кинозритель.

Олег Басилашвили: «Мы с Гурченко как-то снялись в картине “Вокзал для двоих”. И Эльдар Рязанов пригласил нас взглянуть на черновой монтаж <…> И когда картина кончилась… в общем, мы постарались уйти незаметно. Потому что было безумно стыдно за то, как мы плохо все это сделали и плохо сыграли. И Гурченко мне тогда сказала: “ну вот, Олег, и плюнули мы в вечность”. А вот позже, уже когда появился чистовой монтаж, и мы его посмотрели, эта картина произвела на нас очень даже хорошее впечатление. И я даже до сих пор иногда ее пересматриваю – и не без удовольствия». («Комсомольская правда»)

Немногие знают, что именно Басилашвили, по первоначальному замыслу, должен был играть и в культовой рязановской «Иронии судьбы, или С легким паром!», но из-за смерти своего отца был вынужден отказаться от предложенной ему роли Ипполита, которого в итоге сыграл Юрий Яковлев.

Олег Басилашвили: «Больше половины “Служебного романа” – чистая импровизация. Помню момент, когда мой персонаж – Самохвалов – впервые приезжает в Статистическое управление из-за границы, встречает своих бывших коллег и дарит каждому сувенир. И Новосельцев – Андрей Мягков – его спрашивает: “Ну как там, в Швейцарии? Как там жизнь?”. Я в этот момент взял небольшую паузу и ответил: “Ну… сложно. Сложно”. В сценарии этого не было, но я до сих пор уверен, что Самохвалов мог ответить только так и никак иначе». («Комсомольская правда»)

Также актер будет сотрудничать с Георгием Данелия («Осенний марафон», «Орел и решка»), Кареном Шахназаровым («Курьер», «Город Зеро»), Татьяной Лиозновой («Конец света с последующим симпозиумом») и другими выдающимися отечественными режиссерами.

Его последней на сегодняшний день работой в кино стала четырехсерийная социальная драма Виктора Мережко «Не ждали» 2018 года, где Олег Валерианович сыграл одну из главных ролей.

Олег Басилашвили: «Я мечтаю сыграть в кино роль, которая бы людей затронула за живое, роль сегодняшнего дня. Но пока такого предложения я не получал». («Комсомольская правда»)

На рубеже веков Басилашвили работал на телевидении. Так, на телеканале «Культура» он вел сначала программу «С потолка», посвященную наиболее выдающимся театральным деятелям (среди которых был и хорошо знакомый ведущему еще с молодости режиссер Георгий Товстоногов), а затем программу «Странствия по минувшим годам» – своеобразный калейдоскоп воспоминаний о прошлых событиях и удивительных людях, с которыми Олега Валериановича за его долгую жизнь сводила судьба.

Олег Басилашвили: «В нашей с Сергеем Юрским гримерке в БДТ был сводчатый потолок. На нем расписывались все наши гости. Это фантастическая коллекция автографов. Можно о каждом из людей, которые их оставляли, что-то яркое рассказать. И в то же время темы я беру “с потолка”». («Известия»)

В конце сентября 2024 года Олег Валерианович принял участие в съемках программы телеканала НТВ «Однажды…», посвященной его 90-летию. Эфир состоялся 29 сентября. Народный артист СССР дал эксклюзивное интервью, в ходе которого поделился богатым жизненным и творческим опытом, а также рассказал, как планирует отметить знаковую дату.

Личная жизнь

За плечами у Олега Басилашвили – два брака, один из которых оказался удачным.

Впервые он женился еще в студенческие годы. Его избранницей стала Татьяна Доронина, вместе с которой он учился у Павла Массальского в Школе-студии МХАТ. Однако, эти отношения, продлившиеся восемь лет, закончились вскоре после того, как пара перебралась в Ленинград.

Здесь Татьяна Доронина в 1963 году нашла себе нового мужа в лице театрального критика Анатолия Юфита, а Олег Басилашвили несколько позднее женился на дочери оперной певицы (на протяжении почти тридцати лет – солистки Ленинградского театра оперы и балета) Ольги Мшанской – журналисте Галине Мшанской, современному зрителю известной, прежде всего, по циклу программ о наиболее заметных музыкальных событиях в северной столице под названием «Царская ложа», которая раз в две недели выходит на телеканале «Культура» (сейчас ее соведущей является Зоя Беляева).

Олег Басилашвили: «Я поражаюсь: она делает программу сама от начала до конца! Я “С потолка” только записываю и обсуждаю с режиссером примерный ход передачи. А Галя приходит с ночной записи, дома смотрит эти бесконечные пленки, потом начинается бесконечный мысленный монтаж, потом на работе уже монтаж реальный со всей творческой бригадой. Вся ее жизнь уходит на передачу». («Известия»)

Обе дочери супругов, старшая Ольга и младшая Ксения (одна носит фамилию матери, а вторая – отца) пошли по стопам Галины Евгеньевны и стали журналистами. Ольга Мшанская работает с мамой и является автором нескольких телепрограмм («Русские сезоны в Париже» и др), а Ксения Басилашвили до недавнего времени трудилась культурным обозревателем радиостанции «Эхо Москвы».

О работах Ольги в кино, несмотря на наследственность, ничего не известно, а вот Ксения появилась в ряде эпизодов и первый раз – в далеком детстве, как и ее родитель. Когда ей было шесть, она изображала девочку в песочнице в «Осеннем марафоне», где главную роль исполнял отец (в титрах ее тоже не указали). Повзрослев, она, считая себя «папиной дочкой», поначалу подумывала стать актрисой и даже поступила в профильный вуз, но, проучившись год, поняла, что эта тема ее решительно «не греет», бросила учебу и позднее стала студенткой филфака СПбГУ.

Ксения вышла замуж за сотрудника РОСНАНО Михаила Слободинского и родила любимому папе внучку Маринику (в 2009 году) и внука Тимофея (в 2013 году). Представители подрастающего поколения пока еще не определились с будущей профессией, однако именно с ними связаны главные надежды их легендарного деда. Знаменитый актер не скрывает гордости, говоря о них.

Старшая дочь Ольга всячески сторонится публичности и подробности из своей частной жизни не афиширует.

В настоящее время большая семья Мшанских-Басилашвили с удовольствием проводит редкие часы досуга вместе. Их большой и уютный загородный дом находится в поселке курортного типа Репино. Именно там родственники расслабляются, собираясь за общим столом.

В спокойной, творческой атмосфере собственного жилища Олег Валерианович также занимается творчеством. В 2023 году он выпустил автобиографический роман «Неужели это я?! Господи…».
Олег Басилашвили: «Как-то очень-очень давно – я в ту пору был еще студентом – я шел по Москве, и вдруг меня за руку схватила цыганка. И она нагадала мне, что я буду жить до ста лет. Я в это предсказание верю». («Комсомольская правда»).

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное» 08:28, 20.11.2024
Первый канал покажет новую экранизацию романа «Противостояние» 10:41, 15.11.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через