Читайте нас в Telegram
Реклама

Ольга Остроумова – российская актриса театра и кино. Супруга народного артиста РСФСР Валентина Гафта.

Биография

Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в городе Бугуруслан Оренбургской области. Отец – Остроумов Михаил Алексеевич, мать – Остроумова Наталия Ивановна.

НОВОСТЬ
Голливудские звезды сыграли одну из самых ярких пар в мелодрамах.

В роду Остроумовых три поколения мужчин были священниками. Детство Ольги Михайловны прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был ее дедушка, человек умный, уважительный и отзывчивый. Его сын, отец Ольги, был школьным учителем физики и регентом в церковном хоре. Его отличали тактичность и терпение, невероятная аккуратность и добросовестность. Мать была хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу.

Своих детей – а кроме Ольги в семье Остроумовых было еще две дочери (Раиса и Людмила) и сын (Георгий) – родители воспитывали ненавязчиво, не утомляя нравоучениями: «Мы жили в удивительной атмосфере доброты, внимания, ласки. Для меня детство – это тот фундамент, на котором я стою до сих пор. Эти воспоминания – чай на веранде, духовой оркестр, обязательные совместные завтраки, обеды, ужины за большим семейным столом – не раз согревали душу в трудную минуту».

В школе Ольга Михайловна не участвовала ни в какой художественной самодеятельности, потому все друзья, родители и даже учителя были просто шокированы ее решением ехать в Москву и поступать в ГИТИС (о других театральных вузах она просто не знала). Ольге Михайловне даже не удалось погулять на выпускном бале – поджимали сроки сдачи документов в институт.

Такое внезапное и безумное, по мнению окружающих, решение Ольга приняла далеко не случайно. Ее манила не слава и красивая жизнь «знаменитой артистки». Просто однажды в возрасте лет десяти маленькая Оля попала на спектакль, где одну из главных ролей играла подруга ее матери. Забылся сюжет, костюмы, остались только непередаваемое ощущение праздника и необычайное волнение. Однако отговаривать дочку родители не стали – купили билет, мама напекла пирожков на дорогу, и отправили в Москву, где у девушки не было ни одного знакомого.

Приехав в Москву, Ольга отправилась на поиски ГИТИСа, адреса которого она не знала.

К заветному институту девушке удалось добраться только к вечеру, когда прослушивание уже подходило к концу: «А я всего три вещи тогда выучила – басню, прозу Пришвина и еще запаслась стихотворением Роберта Рождественского «Карнавал». Выбрала «Лист» Пришвина. А читать его, конечно же, нужно с пафосом, эдак, броско, смело. А я… Вышла перед консультантами и пролепетала все в стиле «кулинарного Хазанова». Затем, поняв уже, что потерпела полное фиаско, еще дрожащая, опрометью выскочила из зала, забилась где-то под лестницей и разревелась. Вообще-то я стараюсь не плакать, тем более прилюдно. Но мне было так обидно, что все случилось так быстро. Я вполне могла подумать, что срежусь на первом, втором туре… И под какой-то лестницей случились не слезы, а самый настоящий обвал. Меня утешают, чей-то голос дает четкие инструкции что читать и как себя вести. Как ни смешно, но он посоветовал мне идти на первый тур, сказав парадоксальную фразу: «Что, думаешь, тебя запомнили?»

Переборов нерешительность и волнение, Остроумова пошла в деканат и спросила об общежитии. О своем провале на консультации девушка промолчала – об этом ее просто не спрашивали – и получила койку на Трифоновке. А дальше все пошло, как по маслу – на втором туре «героиня с детским голосом» плясала что-то русское, и очень лихо. Этот удачный номер Ольга решила повторить и на третьем туре, но подвернулся каблук, она упала и … была принята в мастерскую В. А. Вронской.

В 1967 году в ГИТИСе появился один из ассистентов режиссера Станислав Ростоцкого, который начинал съемки фильма из жизни школы. Будущая картина должна была называться «Доживем до понедельника». Двадцатилетнюю Остроумову пригласили на роль десятиклассницы Риты Черкасовой – самой красивой девочки в классе, которая походя разбивает сердца одноклассников. Фильм пользовался большой популярностью. На фоне прекрасных работ признанных мастеров кинематографии вполне внятно прозвучали и роли дебютантов. На Остроумову впервые обратили внимание и зрители, и критика.

В 1970 Ольга Михайловна окончила ГИТИС и уже в качестве полноправной актрисы была зачислена в штат ТЮЗа. Из наиболее удачных ролей актрисы в этом театре можно назвать следующие: Елена в «Мещанах», Юлия Джули в «Тени» и Лебедкина в «Поздней любви».

Съемки в фильме «А зори здесь тихие...»

Свою «звездную» роль в кино Ольга Остроумова сыграла в 1973 году в фильме «А зори здесь тихие» своего «крестного отца» в кинематографе – режиссера Станислава Ростоцкого. Роль очаровательной и бесстрашной Женьки Комельковой досталась Остроумовой совершенно случайно. Конечно, Ростоцкий хотел видеть актрису и в следующем своем фильме, но никак не в роли рыжеволосой красавицы, умудренной жизненным опытом.

Ольга Остроумова о съемках в фильме «А зори здесь тихие»: «У Ростоцкого было свое видение Жени. Я никак не вписывалась в эту роль. Получила сценарий и… отложила в долгий ящик. Тогда я работала в театре юного зрителя в Москве. А после двух неудачных фильмов была разочарована в кинематографе вообще, считала, что только театр является истинным искусством, а кино – это сплошное производство и монтажи… Но однажды вдруг обратила внимание на своего однокашника по училищу Андрея Мартынова, который в «Зорях» роль Васкова играл. Ходит он такой смурной, весь в себе, серьезный. Я его спрашиваю: «Андрюш, что случилось-то?» А он отвечает: «Мне предложили замечательную роль. Это — мой Гамлет!..» И называет мне «А зори здесь тихие...». До этого, кстати, в кино не снимался».

Теперь уже Ольга Михайловна искала встреч с режиссером, но к этому времени все актрисы на главные роли были уже найдены и утверждены. Все, кроме Жени Комельковой и Риты Осяниной, конкурс на которые был просто огромным.

Тем не менее, поборов страх, Остроумова пришла на пробы, где познакомилась с Ириной Шевчук, которая позже была утверждена на роль Риты: «Нам на пробу был дан эпизод, простенький такой, когда во время ружейной канонады я рвусь на выручку своим, а Рита сдерживает Женю, мол, Васков сказал «Не высовываться!», значит, так и нужно делать. Вот этот простенький эпизод, закончившийся фразой Риты: «Боец Комелькова! Это не казаки-разбойники! Это война!» и моим послушанием, стал началом нашей работы над фильмом».

Съемки фильма проходили в Карелии, в очень тяжелых условиях. Актрисы на самом деле испытывали тяготы военного быта, тонули в болотах, мерзли в степи, и к концу съемок уже вполне сроднились со своими героинями и прочно вошли в образ.

Ольга Остроумова: «Мне бы хотелось подчеркнуть одно важное различие между театральной бутафорией и киношной ношей. Боже мой! Ладно – шинель в скатке кирзовые сапоги, портянки, ружье, саперная лопатка… Но нам в рюкзаки еще и кирпичи засовывали, навьючивали, чем могли. Это, значит, чтобы мы выглядели усталыми и изможденными».

Фильм «А зори здесь тихие…» вышел на экраны в 1973 и стал лидером проката – его посмотрели 66 млн. зрителей. Это был самый настоящий успех, всенародное признание и любовь. Иногда эта любовь находила довольно странное выражение.

Ольга Михайловна вспоминала: «К эпизоду в бане (когда на экране чуть ли не впервые в советском кино была показана женская нагота) зрители отнеслись спокойно. Я получила только одно письмо, из тюрьмы. Оно начиналось: «Наша лаг. администрация…». А дальше о том, что на 7 Ноября им показали «А зори здесь тихие…». Как хорошо девочки защищали родину. И вдруг с красной строки: «Но как же ты могла!». И дальше шла такая отповедь, что если я не замужем, то как же я после этого собираюсь выйти замуж, родить ребенка. Заканчивалось письмо риторическим вопросом: «А по той ли дорожке ты идешь?». Боже мой, какие мы были наивные! Я растерялась, чуть не плакала, хотя была уже замужем…»

Работа Остроумовой в фильме была высоко оценена и критиками.

Карьера

После триумфального успеха на Остроумову обрушился град предложений от других режиссёров. Однако все роли были как две капли воды похожи на Женьку Комелькову. Повторяться актриса не хотелось, поэтому от всех предложений тактично отказывалась.

Ольга Остроумова: «Я не из тех актрис, которые всю жизнь эксплуатируют свое обаяние. После фильма «А зори здесь тихие...» не снималась два года, потому что предлагали только «Женек»! Кажется, чего проще?! Иди и работай, зарабатывай деньги! Могла без особых усилий переходить из фильма в фильм, тиражировать однажды сложившийся (и довольно неплохой, замечу) образ. Но… отказывалась, не то, не так. Пока не позвали сыграть Маню Поливанову в картине «Любовь земная». Меня очень задела эта роль. Мне хотелось сыграть именно такую, женственную героиню».

Ольга Остроумова – один из самых ярких символов русской сексуальности, неагрессивной женственности. Ее потрясающее обаяние использовал в своем фильме и режиссер Евгений Матвеев.

Ольга Остроумова: «В фильме была «эротическая» сцена, когда Маня и Захар Дерюгин лежат в постели. Я долго думал, как же объяснить все Оле Остроумовой. Как быть, чтобы она не чувствовала себя скованной? Положил ее в постель, накрыл лоскутным одеялом, чтоб она не стеснялась, а сам лег сверху одеяла: мол, всем вокруг и так будет понятно, что под одеялом ничего не происходит. Ведь для съемок нужен был только крупный план. И говорю: «Я давно люблю тебя, Маня!». Только отсняли эпизод, как вдруг Оля поднимается и говорит: «Ну, Вы даете, Евгений Семенович. Вы бы еще ватные штаны надели!»

Фильм «Любовь земная» вышел в 1975 году и принес Ольге Остроумовой новую волну успеха, который закрепило продолжение – картина «Судьба» (реж. Е. Матвеев, 1977). Оба фильма были отмечены высокими наградами: Золотой медалью им. А. Довженко (1978) и Госпремией СССР (1979).

Театральная деятельность Ольги Остроумовой была в это время не менее активной, чем работа в кино. В 1973 она покинула труппу ТЮЗа и перешла в Театр на Малой Бронной, где дебютировала в роли Ани в пьесе Р. Ибрагимбекова «Своей дорогой».

Свой переход в Театр на Малой Бронной Ольга Михайловна объясняла так: «Из ТЮЗа ушел один из моих учителей – Павел Хомский, его в Театр Моссовета пригласил Юрий Александрович Завадский. С его уходом началась какая-то другая репертуарная политика. И Андрюша Мартынов – тоже однокурсник и партнер по «Зорям» – переманил меня на Бронную. На Бронной главным режиссером был Александр Леонидович Дунаев, царство ему небесное, он меня очень любил. Славный человек, но не очень сильный режиссер. Тем не менее, я у него сыграла классику: в «Варварах», «Волках и овцах», «Мещанах», других спектаклях. И партнеры у меня были замечательные. Но самое невероятное то, что я два раза поработала с Эфросом. Это – опыт навсегда, в последующей актерской жизни очень помогающий. У меня была большая роль в «Веранде в лесу». Играли с Олей Яковлевой, Аней Каменковой, Лешей Петренко, Олегом Далем, Леной Кореневой – состав замечательный. Потом, правда, они как-то быстро ушли, ввелись другие актеры. Эфрос режиссер был уникальный. Он для актера как бы строил дорожку, и ты просто правильно по ней шел. И тебя самочувствие ведет к нужной реакции, нужному состоянию».

Среди ролей, сыгранных Ольгой Остроумовой в Театре на Малой Бронной, — жена в спектакле «Их четверо» (1976), Татьяна во «Врагах» (1977), Лида в «Веранде в лесу» (1978), Она в спектакле «Лунин или смерть Жака» (1979), Роза Гонсалес в «Лето и дым» (1980), Глафира в «Волках и овцах» (1982).

В 1984 году, когда после ухода Анатолия Эфроса в театре начался постепенный развал, переросший в откровенную склоку, Остроумова приняла решение покинуть труппу. Остроумова заменила Любовь Полищук, ушедшую в декретный отпуск.

Вскоре Ольга Михайловна получила предложение перейти в Театр им. Моссовета, где сразу же получила роль Анфисы в спектакле «Вдовий пароход» в постановке Генриетты Яновской. Однако ввод в спектакль актрисы «со стороны» вызвал скрытую ненависть у некоторых членов труппы, и Остроумова получила две в прямом смысле грязных анонимки – они были измазаны дерьмом и усыпаны матерными словами.

Ольга Михайловна нашла в себе силы сдержаться, и страсти улеглись сами собой: «Потом пришла вторая анонимка, измазанная дерьмом, где уже моих детей называли чуть ли не ублюдками. И я подумала: «Сколько же в этом человека зла! Господи, прости его. Дай стать ему добрей». И опять никакого внимания не обратила. И этим спасла себя. Если бы гневалась, свою душу изжевала бы. Не надо держать зло в душе. Этим ты себя, свою жизнь поганишь».

В работе над ролью в спектакле Ольга Михайловна во многом использовала опыт, полученный на съемках фильма «Василий и Василиса» (реж. И. Поплавская, 1981).

После громкого успеха в «Судьбе» роли в нескольких следующих фильмах («Хомут для Маркиза» (реж. И. Фрэз, 1977), «Похищение «Савойи»» (реж. В. Дорман, 1979)) прошли незаметно. Не принесла актрисе удовлетворения и роль представительницы «золотой молодежи» — профессорской дочки Марины в сатирической комедии Эльдара Рязанова «Гараж» (1979). В то время Рязанов казался Остроумовой настоящим «титаном», на съемках хотела куда-нибудь спрятаться, чтобы не так бросалась в глаза ее вопиющая бездарность на фоне таких мастеров, как Лия Ахеджакова, Ия Саввина, Вячеслав Невинный, Валентин Гафт, Светлана Немоляева, Андрей Мягков.

Ольга Остроумова: «Не люблю этот фильм. Прежде всего, по моему мнению, я не профессорская дочка. Постановщики во мне обманулись. А вообще была рада, что участвовала в фильме. Ведь в нем снимались сонм кинозвезд. А мы с Игорем Костолевским старались спрятаться за бегемота, лишь бы не попасть на первый план».

После «Гаража» Ольга Остроумова не снималась в течение двух лет. Как объясняет сама актриса, про нее просто забыли. Забвение закончилось, когда на обложке «Советского экрана» за 1980 год появилась ее фотография – буквально через несколько дней Остроумовой позвонила режиссер Ирина Поплавская и пригласила на роль Василисы в фильм «Василий и Василиса».

Эта забытая сейчас роль стала самой удачной и самой любимой работой Ольги Михайловны: «Я очень люблю свою героиню в фильме «Василий и Василиса». Это совсем иной пласт, старуха, не простившая мужа за то, что он когда-то замахнулся на нее топором, и она потеряла ребенка. В конце жизни она приходит к нему просить прощения. Сложный характер, жесткий. Он мне дорого, и не потому, что я сыграла без ошибок – этого вообще не бывает. Но мне было невероятно интересно работать, играть в свои тридцать лет и совсем молодую девочку, и семидесятилетнюю старуху. И, конечно, сам рассказ могучий, распутинский – к этому писателю можно по-разному относиться, но он создал такой сильный характер. И такие библейские там мотивы – простить, не простить… Когда разум говорит: надо простить, а сердце не может… И в конце жизни понять, что простить – это больше…Это так по-человечески, мы даже в мелочах с этим сталкиваемся…»

Из других работ Ольги Остроумовой, сыгранных в это десятилетие, можно отметить следующие: «Не было печали» (реж. Ю. Даниялов, 1982), «Безумный день инженера Баркасова» (реж. Н. Лырчиков, 1983), «Столкновение» (реж. И. Фридберг, 1985), «Время ее сыновей» (1986), «Башня» (реж.В. Трегубович, 1987), «Чаша терпения» (реж. Е. Матвеев, 1989).

В 90-х Ольга Михайловна снялась всего в семи фильмах, из которых зрителям, привыкшим видеть Остроумову положительной героиней, особенно запомнилась роль директора школы в провинциальном триллере Н. Лебедева «Змеиный источник» (1997). Тем не менее, это была уже третья отрицательная роль Остроумовой в кино – подобные роли были у актрисы в фильмах «Башня» и «Время ее сыновей».

Первым фильмом «нового» кино стал телефильм В. Хотиненко «По ту сторону волков» (2002) – «мистический триллер», в котором Остроумовой отводилась небольшая, но интересная роль. Мужем Ольги Михайловны на площадке стал ее настоящий муж Валентин Гафт, что только обогатило экранные отношения их героев, а фильму добавило какой-то теплоты и достоверности.

Однако настоящим, воистину триумфальным возвращением Ольги Остроумовой на экран стал первый отечественный телероман «Бедная Настя» (2003 – 2004). Зрители смотрели на экран вначале с сомнением – сначала в том, что это действительно Остроумова, а затем в том, стоило ли ей появляться в этом «мыле». Для Ольги Михайловны это был чистой воды эксперимент: «Интересно было попробовать что-то не похожее на уже сыгранное. Занятно было оправдывать героиню. Мне вообще любопытно играть то, чего в моем творчестве еще не было». Непонятно, что такого особенно зловещего находят режиссеры в Ольге Остроумовой – или же идут от обратного – но ее героиня из «Бедной Насти», княгиня Мария Долгорукая в конце концов и оказывается главной злодейкой, убийцей в шелках и кринолинах: «Начало моей героини светлое, радостное. Огромная любовь к мужу, и его измена. Вообще-то, от предательства мужей портятся женские характеры. Эта женщина пошла ва-банк, ей уже нечего терять. Бывают ситуации, когда хочется разрушить все. Вот она и испытала такое потрясение. А ведь знаменитая Медея и детей не пощадила. Тут до этого, правда, не дошло».

Съемки в «Бедной Насте» Ольге Михайловне удавалось совмещать с работой в фильме Ю. Мороза «Женщины в игре без правил». Ее героиня – мать и бабушка – переживает последнюю любовь, что поначалу встречает непонимание родственников: «Прочитав сценарий, я поняла – есть что играть. Получила удовольствие, хотя работать одновременно в двух картинах было сложно».

Позже Ольгу Михайловну можно было увидеть в сериале «Не родись красивой», где у нее роль Маргариты Ждановой, матери главного героя – президента компании «ZimaLetto» Андрея Жданова. Партнером Остроумовой в этом фильме стал Г. Тараторкин, с которым ее связывает долгая совместная работа в театре, кроме того, на съемочной площадке актриса встретилась и со своей дочерью – актрисой Ольгой Левитиной (официантка в кафе «Ромашка» Василиса): «Мне легко работать с молодыми актерами, когда они ответственно и профессионально подходят к делу. Если сериал качественный, а я уверена, что проект «Не родись красивой» именно такой, почему бы не работать? Это моя профессия».

Любимые героини Ольги Остроумовой – Елена Тальберг в «Белой гвардии», Филисьянта в «Учителе танцев», Раневская в «Вишневом саде» и Клавдия Тарасовна в «Серебряном веке». Все эти спектакли с успехом идут на сцене театра Моссовета, и каждая роль по-своему дорога Ольге Михайловне: «Я с юности хотела играть и сказала себе, что хочу быть актрисой без амплуа. Оно, конечно, есть – от своего нутра не денешься, но желание хотя бы расширить рамки амплуа – это уже хорошо! Потому что я хочу быть и характерной актрисой. Любая положительная роль должна быть с «характеринкой», тогда она будет живой. В «Серебряном веке» у меня характерная роль. Самый большой комплимент услышала от Рощина, присутствовавшего на премьере: «Боже, — сказал он, — как вы угадали мою маму!» Оказывается, он писал героиню со своей мамы, которую я, естественно, не знала, но угадала, потому что знаю свою маму в то время, потому что помню по каким-то детским воспоминаниям 1949 год… Или, если взять Раневскую из «Вишневого сада» — не знаю, как играла ее Книппер (хотя читала, но как можно судить об игре по прочитанному — это нужно видеть?!) Я играю свою Раневскую… Чехова я любила всегда, и все говорили, что я чеховская героиня. Но до «Вишневого сада» ни разу не сыграла его ни в театре, ни в кино. Я трудно шла к этой роли, да и все шли к этому очень трудно. Мы очень долго репетировали, а когда долго репетируешь в своем собственном клубке, начинаешь в трех соснах путаться… Она русская всей душой – со своей бесшабашностью, со всеми чертами, присущими русскому человеку. И с индивидуальными, которые присущи только ей, очень эгоистическими».

Совсем другая – «танцевально-вокальная» — роль у Ольги Михайловны в спектакле по пьесе классика комедии плаща и шпаги Л. де Вега «Учитель танцев», где она работает вместе с А. Линьковым, Г. Таранда, Е. Гусевой, Г. Коротковым, В. Бутенко, В. Пискарев и другими замечательными артистами: «Все почему-то считают, что Остроумова какая-то… совсем уж драматическая артистка! И ничего не умеет, разве что ходить по сцене и читать монологи. Ан нет! В спектакле танцуют все! У нас были специальные постановщики танцев. На сцене так я раньше не танцевала. Во всяком случаи, не помню ничего подобного. Но я с детства много занималась подобным: и пела, и плясала. И когда мне это теперь нужно в театре, я могу быстро войти в форму и разучить все, что требуется. Не думайте, что я какая-нибудь коряга, совсем не могу ничего. И спеть могу! Я считаю, актриса должна все уметь!».

Возможно, жизнь Ольги Остроумовой в театре и в кино сложилась не так, как хотелось бы, но она никогда не жаловалась на судьбу. И никогда ничего не просила. Наверное, поэтому судьба была так щедра к ней в другом: «Может быть, я довольствуюсь малым, но я счастлива. Вероятно, другой человек на моем месте был бы очень не удовлетворен. Классики почти совсем не играла. Но что-то другое было в жизни. Было рождение детей. Я никогда не отделяю театр от жизни. Театр – это не вся моя жизнь, это часть жизни. Я далеко не всем жертвовала ради театра. Наоборот, я чаще жертвовала театром ради жизни. Поэтому я не думаю, что я чего-то не успела, потому что дети… Нет. Я чего-то не успела, зато у меня дети!».

Важные изменения в личной жизни Ольги Михайловны произошли в начале 70-х. Пробыв некоторое время замужем за своим коллегой-актером, Остроумова внезапно влюбилась в режиссера ТЮЗа Михаила Левитина. О. Остроумова вспоминает: «Левитин всегда был очень магнетическим человеком: он посмотрел на меня, и вдруг я, не предупреждая мужа, уехала с ним в Ленинград. Когда мы возвращались обратно, то буквально поклялись: приходим домой и объявляем правду. Потому что, как мне тогда казалось, любовь и ложь – вещи несовместимые. Я приехала – и сразу все объявила. А Михаил Захарович сказал… несколько позже».

А вот как вспоминает об этом М. З. Левитин: «Наша любовь с Ольгой была встречей двух совершенно непохожих друг на друга существ. Я встретил, не сразу даже разглядев, свой единственный идеал – женщину, холодноватую внешне, но страстную внутри, безупречно моральную, чистую, хотя и с некоторой назидательностью и мудростью, которая никому не нужна».

Роман Остроумовой и Левитина длился несколько лет, пока, наконец, не завершился законным браком. В 1975 у них родилась дочь Ольга, а в 1983 – сын Михаил. Своих детей Ольга Михайловна стремилась воспитывать так же, как воспитывали ее: «Дело воспитания для меня во многом интуитивно. Я всегда боялась быть квочкой. Чувствовала в себе огромную боязнь за них и сама себя останавливала. Я все равно всего за них не сделаю. Если я не отпущу их, хотя бы на длинном поводке, они никогда не будут самостоятельными и им будет очень трудно в жизни. Быть за чьей-то спиной нельзя. Родила двоих детей – я их хотела. И я прекрасно понимала, что заботы о них я ни на кого не переложу. Выдержу – и детей, и работу, значит, хорошо. И я выдержала. Конечно, с потерями какими-то – для работы, для себя, для здоровья».

Однако так получилось, что в 1993 году, после почти 23 лет совместной жизни, О. Остроумова и М. Левитин расстались. Вот как он описывает сложившуюся тогда ситуацию: «У нас была совместная жизнь почти в 23 года длиной. В которой, мне кажется, я сознательно разрушал то, что она для нас строила. У меня никогда в жизни не было тайного дома. Меня не интересует момент измены, я никому не изменяю. Ольга предложила мне уйти из дома, я ответил, что надо подать в суд и все разрушить. На суде она была истицей, и мы раздумывали, какой повод указать в заявлении. Я предложил написать: «За безответственное отношение к семье». А Ольга – «За безудержную любовь к свободе».

А вот что чувствовала тогда Остроумова: «Моя вера разбилась. Вдребезги. У меня такое отчаяние было...… Могла покончить с собой. Спасли меня только дети. Ради них должна была держаться и делать вид, что все нормально, хотя осталась с ними, совсем маленькими, на нищенскую зарплату. И в какой-то момент меня охватила паника: «Как смогу их вытянуть?». Но во лжи я просто умирала. Поняла: либо останусь человеком и личностью, либо буду растоптана. А ведь сначала была какая-то невероятная любовь...… Недавно прочитала повесть, которую бывший муж написал про нас. Она заканчивается словами: «Прости меня, моя звезда». Ну, спасибо и за это».

В 1996 году Ольга Остроумова снова вышла замуж. За Валентина Гафта. По словам самой Ольги Михайловны, все получилось совершенно случайно, когда она уже смирилась с одиночеством: «Когда мы встретились с Валей, даже не были знакомы, хотя до этого вместе снимались в «Гараже». Но тогда подойти к нему боялась и вообще всех боялась — там собрались такие мэтры: Саввина, Гафт, Слава Невинный, Мягков. А потом, много лет спустя, какая-то организация пригласила меня выступить в кафе на 8 Марта. Спросила: а кто там будет? «Гафт». Подумала: если Гафт согласился, значит, нормально. А Гафту позвонили и сказали, что Остроумова там будет. И он почему-то согласился. И представляете, оказалось, что это кафе «Фиалка» в Сокольниках, где прошли его детство и юность. Была весна, и Валя предложил: «А может, мы с вами как-нибудь погуляем? Тут так хорошо. Я вам все покажу». Начались встречи, и вдруг раз — он исчез на четыре месяца. Что же это? Надо же как-то объясниться: не могу или не хочу. Я, естественно, тоже не звонила. Но было чувство, что это не конец. Лишь окончился первый акт. И дали антракт. Через четыре месяца раздается звонок: «В общем, я не могу без вас». Мне как-то сразу легко стало. «Давайте, — говорю, — начнем второй акт. Интересно, сколько он продлится и каким будет третий».

Этот спектакль длится уже почти десять лет, и жанр этого представления до сих пор не определен. А ведь начало их совместной жизни было трагическим: когда влюбленные уже занимались обменом квартир, Валентин Иосифович тяжело заболел и попал в больницу, где и состоялась свадьба.

По словам В. Гафта, на склоне лет он наконец-то нашел счастье: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться. Что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».

Так и живут они – Ольга и ее Мастер, правда, не в уютном домике на берегу вечной реки, а в большой квартире в центре Москвы, и слышат они не стрекотание цикад, а несмолкающий гул трафика за окном. Но разве имеют значение место и пространство, когда рядом человек, с которым ты можешь разделить вечность?»

Награды:

Лауреат приза «Серебряная нимфа» в Италии (за роль в фильме «А зори здесь тихие…»),

Лауреат премии имени А.Довженко (1978),

Лауреат Государственной премии СССР (1979),

Заслуженная артистка РСФСР (1982),

Народная артистка России (1993),

Лауреат премии им. Станиславского (спектакль «Мадам Бовари»)

Фильмография


1968 — Доживем до понедельника,

1970 — Город первой любви,

1971 — Море в огне, А зори здесь тихие…,

1974 — Любовь земная,

1976 — Мартин Идеен,

1976 — Сто грамм для храбрости,

1977 – Судьба, Хомут для Маркиза,

1979 – Гараж, Похищение «Савойи»,

1980 – Мелочи жизни, Тихие троечники,

1981 — Василий и Василиса,

1982 — Не было печали,

1983 — Безумный день инженера Баркасова, Отпуск по ранению,

1985 — Сестра моя Люся,

1986 — Время сыновей, Я сделал все, что мог,

1987 – Башня, Дни и годы Николая Батыгина, Филер, Живой труп,

1989 — Женщины, которым повезло, Чаша терпения,

1990 — Очарованный странник,

1992 — Очень верная жена, Прощальные гастроли,

1994 — Уснувший пассажир,

1997 — Змеиный источник, Не валяй дурака,

1999 – У врат царства,

2002 — По ту сторону волков, Джокеръ,

2003 — Дни ангела, Желанная, Зачем тебе алиби?, Новогодние приключения, Фото,

2003-2004 — Бедная Настя,

2004 — Женщины в игре без правил, Карусель, Я тебя люблю,

2005 — Не родись красивой,

2006 — Капитанские дети, Большие девочки, Карнавальная ночь-2,

2008 – Адмиралъ, Одна ночь любви, Серебряный век

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Вытащил с того света: внебрачный сын Валентина Гафта раскрыл, как отец спас его после трагедии 14:32, 28.01.2024
75-летняя Ольга Остроумова стала бабушкой в 5-й раз 09:17, 20.05.2023

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через