Российский кинорежиссер и сценарист, актер, оператор, руководитель секции режиссуры Российской академии кинематографических искусств, народный артист РФ.
Павел Григорьевич Чухрай родился осенью 1946 года в семье режиссера Григория Наумовича Чухрая. Его детство прошло на территории Киностудии имени Довженко, где жил и работал его отец.
Кинематографисты не баловали мальчика своим вниманием, однако он всегда знал, как происходит процесс на съемочной площадке. Однажды ему пришлось заменять юного актера в эпизоде картины Марка Донского «Здравствуйте, дети!».
Филипп сделал неожиданное признание о своей карьере.
В 1969 году будущий режиссер окончил операторский факультет ВГИКа, мастерскую Волчека. А через пять лет получил диплом по специальности «Режиссура» в мастерской Таланкина. Его дипломным проектом была короткометражка «Вольному воля».
В 1980 году он снял свою первую ленту «Люди в океане», после чего решил взяться за экранизацию пьесы Сергеева «Случай на вокзале». Так, в 1993 году появилась драма о восьмидесятых годах «Клетка для канареек».
Через пять лет режиссер представил на суд зрителей свою очередную работу «Вор», которая получила две награды «Ника» и номинацию на премию американской киноакадемии «Оскар».
Роль представителя криминальных структур сыграл Владимир Машков. Его герой осуждает навязанное русскому народу представление о происходящем во время Второй мировой войны. Но главным действующим лицом в картине становится мальчишка, чья мама полюбила чужого ему мужчину.
– Мой вор в сто раз лучше, чем любой политик. В нем цинизма нет. А хуже цинизма я ничего не знаю. Он как раз широкий человек. Где-то украдет, а кому-то подарит. Артистизма в нем много. Обаяния. Он все-таки их любит – и маму, и мальчика. Как его воспитывали? Так и он этого пацана тренирует: «Вынул нож – режь! Замахнулся – бей!». Это же вечная проблема, как детей воспитывать. Думаешь: вот моя жизнь, где на меня орет любой продавец, где мне в переполненном троллейбусе хамят, где любая баба в очереди может меня матом послать… И что, растить из ребенка второго себя? Чтобы он тоже терпел и мучился? Или вырастить такого, который может в ответ просто дать женщине в морду? И он будет отлично защищен, между прочим. Но это будет не мой ребенок. Вот и мечешься: благополучного вырастить? Или – своего? Вообще, сложно это все – кто вырастет. Нет никакой закономерности. Вы знаете, что сын Бормана стал священником? И когда его спрашивали: как вы оцениваете вашего отца, он отвечал: вы же видите, какое занятие я выбрал. И замолкал. И по глазам все было понятно.
В 2004 году Павел Чухрай снял ленту «Водитель для Веры» о жизни представителей власти в шестидесятые годы.
– В конце 50-х годов в Севастопольской бухте по чьей-то халатности, которые у нас, к сожалению, в порядке вещей, перевернулся большой корабль. Внутри, как в железной кастрюле, остались моряки. Людей не смогли спасти. Этот случай послужил прототипом фильма. Все линии картины имеют реальную подоплеку – следствие над генералом, предательство его соратников, гибель семьи, крест на карьере ближайших помощников. Если имеешь представление, какие формы и оттенки в нашей стране принимает то или иное событие, несложно додумать частности и нюансы.
Чухрай также снял документальный фильм «Дети из бездны» о Холокосте во время Второй мировой войны, в рамках международного проекта Стивена Спилберга.
Личная жизнь Павла Чухрая
Режиссер был женат два раза. Его последней супругой стала кинодраматург, сценарист Мария Зверева. У Павла есть две дочери – от первого и второго браков.
Он снимает фильмы только о том, что его действительно волнует – будь то политика, исторические факты или судьба нашей страны:
– Мы лезем в споры о том, кому отдать пол-Иерусалима – арабам или евреям, а у самих Сибирь полупустая и Дальний Восток не заселен. Если мы сами не сможем обжить, освоить Сибирь, за нас это сделают другие, не спрашивая на то нашего согласия. По законам физики, котел с напряжением в тысячи атмосфер, коим сегодня является Китай, рано или поздно прорвет хлипкую преграду под названием «граница». Наш демографический кризис и нежелание работать могут сыграть свою роковую роль. Да, наше государство должно быть сильным, но это не значит, что нужно оскаливаться на весь мир. А мы периодически становимся похожи на пьяного мужика из коммунальной квартиры, который бегает по коридору с дубиной, а все его боятся и уговаривают: «Вася, мы тебя уважаем, ты самый хороший, самый умный. Только, пожалуйста, положи дубину и иди проспись». Хорошая роль, нечего сказать!