Читайте нас в Telegram

Рубен Эстлунд

Ruben Östlund
Рубен Эстлунд
  • Режиссер, Сценарист
  • Дата и место рождения: 13 апреля 1974 (50 лет), Стюрсе (Швеция)
  • Семейное положение: Андреа Эстлунд (в разводе, 2 детей)

Его коллеги по цеху

Реклама

Рубен Эстлунд (Ruben Östlund) – шведский режиссер, сценарист и продюсер.

Биография и карьера

НОВОСТЬ

Рубен Эстлунд родился 13 апреля 1974 года на шведском острове Стюрсе.

В юности он много занимался спортом, в зимнее время работал на горнолыжных курортах в Альпах, где снял свои первые ролики с друзьями, делающими горнолыжные трюки. Короткометражки юного любителя кино привлекли внимание профессиональных спортсменов и Эстлунд начал получать большое количество заказов, а позже работал с крупной продюсерской компанией.

В 2001 году Рубен получил диплом Школы фотографии и кино Гетеборгского университета, а годом позже основал собственную компанию Plattform Produktion.

Первым полнометражным фильмом Рубена в 2004 году стала подростковая драма «Гитара-монголоид» (Gitarrmongot), но широкой публике он стал известен четыре года спустя, после выхода на экраны драмы «Добровольно-принудительно» (De ofrivilliga), главную роль в которой исполнила известная в Швеции актриса Мария Лундквист.

В следующие 10 лет вышли его фильмы «Происшествие в банке» (Händelse vid bank), «Игра» (Play), «Форс-мажор» (Turist) и «Квадрат» (The Square) и почти все были удостоены тех или иных наград на престижных международных киносмотрах. Так, 12-минутное «Происшествие в банке» получило «Золотого медведя» Берлинского международного кинофестиваля как лучший короткометражный фильм, а двухчасовой «Форс-мажор» – приз жюри программы «Особый взгляд» Каннского международного кинофестиваля. Кроме того, у себя на родине картина завоевала целых шесть премий «Золотой жук», три из которых достались лично Эстлунду (за режиссуру, сценарий и монтаж). После этого триумфа лента была выдвинута Швецией на «Оскар» и в январе 2015 года даже вошла в его шорт-лист, но в число номинантов так и не попала.

Рубен Эстлунд: «Я в своей работе стараюсь высказаться об обществе и о жизни так, чтобы это помогло изменить общество в определенном направлении. У многих в мире искусства и кино такие гуманистические убеждения». («Искусство кино»)

Несмотря на неудачу на «Оскаре», американцам идея «Форс-мажора» так понравилась, что они, не откладывая дело в долгий ящик, решили снять ее ремейк, который получил название «Под откос» (Downhill) и вышел на экраны уже в 2020 году. Режиссерами выступили Нат Факсон и Джим Раш (они же работали над сценарием), хорошо известные, прежде всего, как актеры, но ранее уже снявшие вдвоем драмеди «Дорога, дорога домой» (The Way Way Back), а главные роли исполнили Джулия Луис-Дрейфус («Вице-президент» (Veep)) и Уилл Феррелл («Психиатр по-соседству» (The Shrink Next Door)).

Рубен Эстлунд: «Есть много прекрасного современного искусства, но много и ужасно плохого, эдакого корпоративного арт-дерьма. Автор создает язык, за которым прячется, но стоит немного поскрести, и обнаруживаешь пустоту». («Искусство кино»)

Еще больший успех ожидал на кинофестивалях черную комедию «Квадрат», которую Эстлунд снял по собственному сценарию в 2017 году. Интересно, что одним из источников вдохновения для режиссера послужила выходка российского художника и мастера вызывающих перформансов Олега Кулика, прославившегося прежде всего не своими картинами, а странным пристрастием прикидываться собакой. Однажды в середине 1990-х на выставке Interpol в Стокгольме он разыграл перформанс, вызвавший международный скандал: посадил себя на цепь возле таблички с надписью «Опасно», а когда кто-то из посетителей решил проигнорировать это предупреждение, не долго думая, просто укусил его и вдобавок повредил несколько выставочных экспонатов. Этот случай надолго запал Эстлунду в душу и спустя 20 лет нашел свое отражение в «Квадрате», где один из персонажей, Олег Рогозин, притворяется обезьяной.

Рубен Эстлунд: «Мне нравится создавать дискомфортную атмосферу. Думаю, и людям нравится смотреть на неловкие ситуации. Если посмотреть гугл-статистику, то слово awkward, то есть неловкая ситуация, занимает одно из первых мест. <…>Но неудобство – не самоцель. Оно должно вызывать мысли, которые тебя куда-то приведут». («Искусство кино»)

Картина с интернациональным актерским составом (в ней были заняты, в частности, датчанин Клас Банг, британец Доминик Уэст и американцы Элизабет Мосс и Терри Нотари, сыгравший того самого Олега Рогозина), которую один из критиков назвал «изысканно безжалостным разгромом декаданса современного мира искусства», была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского международного кинофестиваля.

Рубен Эстлунд: «Я не ожидал, что получу главный приз. Думал, ну, может, приз за режиссуру. Я думал, что победит “Нелюбовь” Звягинцева». («Искусство кино»)

Также ленте была присуждена испанская премия «Гойя» (как лучшему европейскому фильму) и шесть наград Европейской киноакадемии, в числе которых были две, предназначенные персонально Эстлунду как режиссеру и сценаристу. Кроме того, «Квадрат» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», хотя в итоге и уступил победу «Фантастической женщине» (Una mujer fantástica) чилийского коллеги Себастьяна Лелио.

Рубен Эстлунд: «Я пришел в кино из горных лыж, занимался ими очень серьезно, и это мой бэкграунд. Если не использовать все эти кинопризы для того, чтобы было настоящее соревнование, то зачем они вообще нужны?» («Искусство кино»)

Пять лет спустя, в 2023 году, в число номинантов на «Оскар» попал уже сам шведский режиссер. Поводом для этого стало его новое драмеди, вышедшее в 2022 году, – «Треугольник печали» (Triangle of Sadness), произведшее фурор в Каннах, где и состоялась его премьера (фильм, в котором одну из главных ролей исполнил Вуди Харрельсон, получил там «Золотую пальмовую ветвь» и еще парочку призов попроще). Поскольку картина была снята на английском языке (впервые в режиссерской практике шведа), то на «Оскаре» могла рассчитывать на номинации, отличные от обычно доступной иностранным режиссерам категории «Лучший фильм на иностранном языке». Эстлунду повезло «прорваться» в пятерку лучших режиссеров наряду с Дэниелом Кваном и Дэниелом Шайнертом («Все везде и сразу» (Everything Everywhere All at Once)), Тоддом Филдом («Тар» (Tár)) и Стивеном Спилбергом («Фабельманы», (The Fabelmans)). Эту статуэтку, конечно, тоже забрал фаворит 95-й церемонии, комедийный боевик «Все везде и сразу», но для Рубена это все равно был многообещающий прорыв, который наверняка сподвигнет его на новые кинематографические подвиги.

Рубен Эстлунд: «Кинематограф должен обновляться, и мы должны говорить о нашем времени каким-то новым, современным образом, находить новые формы использования киноязыка». («Искусство кино»)

Личная жизнь

Кинорежиссер был женат на своей коллеге Андрее Эстлунд, которая родила ему двоих дочерей-близняшек – Альву и Хильду. Брак распался в 2008 году.

С 2014 года Рубен встречается с модным фотографом Синой Герч.

Фильмография (избранное)

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Рецензия на фильм «На границе миров»: гремучая смесь скандинавских мифов, замешанная на чудовищной реальности 17:51, 25.10.2018
На Первом канале состоится телевизионная премьера фильма-победителя Каннского фестиваля «Квадрат» 14:04, 11.10.2018

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через